Исследователи Сибири Григорий Потанин
Сибирский Дедушка (Статья была подготовлена к 180-летию Г.Н. Потанина)
Окончание. Начало на стр. 7-9
Ведь это значило бы, что он обманет надежды людей, которым он раньше выказывал свою любовь. Я думаю, если этот человек – совестливый, он никогда этого не сделает. Как только он вступил на эту почву, он чувствует, что он принадлежит стране, он чувствует на себе цели общественных симпатий. Если действительно на такой почве возникает это чув¬ство, то отсюда вывод такой: размеры района, на которые простирается у человека любовь к Родине, у разных людей бывают разные. Пушкин и Белинский покрывали своей любовью всю русскую территорию, Шевченко и Ядринцев ограничивались меньшими размерами. Пушкин писал для всей России, он сознавал, что его вся Россия слушает; Шевченко мирился с границами Малороссии; Ядринцев был совершенно доволен, что его слушает только Сибирь. Если местный патриотизм имеет различные районы – отсюда вывод такой: если русский патриотизм расчленяется на местные патриотизмы, то и русская территория должна также расчленяться на отдельные области. В каждой области должен возникнуть свой контингент местного патриотизма. Этот процесс расчленения территории на области только ещё начинается. Его задерживает, во-первых, вообще сонность жизни русского общества, во-вторых, административные запреты. Но местный патриотизм – это великая культурная сила, и если бы развитие этого процесса шло без задержки, если бы в каждой области образовался свой деятельный контингент местных патриотов, одушевлённых желанием, чтобы его область была цветущей, – сколько бы было сделано культурной работы! Если бы это случилось – лицо русской земли сделалось бы неузнаваемо. В настоящее время мы наблюдаем, что жизнь духовная вся сосредоточивается в столицах. Провинция – представляет пустыню. Провинциальное общество очень сонно, не реагирует на внешние события. На границе государства совершаются грозные события, угрожающие отечест¬ву гибелью. В столицах общество начинает шевелиться, но в провинции – никакого движения. Провинция лежит, как неподвижное тело, как бы парализованное какими-то ядовитыми уколами или придавленное производящими кошмар чудовищами. Необходимо пробудить провинцию к деятельности. Для этого необходимо помочь расчленению территории на области, расчленить и государственные финансы – разделить их на областные. Нужно пробудить в провинции творческую деятельность и в науке, и в искусстве, и в законодательстве. Необходимо университеты лишить их нынешнего бюрократического характера и из государ¬ственных учреждений превратить в областные. Настоящие университеты совсем не отвечают тем идеалам, которые для них поставлены Пироговым. По его мысли, университет должен быть фокусом, в котором сосредоточивается жизнь окружающей области. Жизнь университета должна нести на себе следы местной областной жизни. Поэтому университеты один от другого должны отличаться своеобразными чертами, а жизнь их не должна быть построена по одному шаблону. Процесс расчленения пугает робких публицистов, они думают, что тут и конец России. Этот страх напрасный: расчленение ещё не есть распадение – есть могущест¬венная сила, которая всегда области русской территории будет удерживать в связи и единении. Эта сила – русская литература и тот духовный багаж, который создан творческим духом русской народности. Из этой власти мы никогда не выйдем. Мы всегда будем чувствовать на себе власть этой силы. Когда в нашем обществе раздаются смелые гражданские слова, вроде слов Лермонтова – «На смерть Пушкина», или вроде Толстовских – «Не могу молчать», – все русские сердца начинают волноваться до самых окраинных пределов русской территории. И как бы центральные ручьи русской жизни ни сделались многочисленными, как бы русские области в своём стремлении к самоопределению ни разошлись далеко одна от другой в своих культурных особенностях – всегда смелый, честный, искренний голос русской публицистики заставит нас всех почувствовать, что мы один народ. И потому, господа, напрасно не трепеща за судьбу России, в полной надежде на её культурный расцвет и славное будущее, – сними с неё пелёнки, которые окутывают её тело. Пусть в воздухе свободно расправятся члены этого тела».
Истинный подвижник Организованное Потаниным молодёжное движение «областничество» ставило задачу изучения культуры Сибири, сохранения её богатств и открытия её исторических перспектив. В качестве примера можно привести двух выдающихся молодых людей, хорошо известных нашим читателям, ставших соратниками и последователями патриотической деятельности «Сибирского Дедушки». Григорий Николаевич Потанин вместе с Николаем Михайловичем Ядринцевым, младшим по годам, но одновременно выступившим на арену общественной деятельности, пробудил спавший глубоким сном интеллект сибиряка и указал ему широкие и далёкие пути к изучению, изображению и самоопределению Сибири. Встреча юноши Георгия Дмитриевича Гребенщикова с Григорием Николаевичем Потаниным совершенно перевернула его жизнь, зажгла в его душе огонь «великого Служения», верность которому он сохранял до своих последних дней. Именно в общении с Потаниным, в совместной их деятельности Георгий Гребенщиков воспитал в себе глубочайшее чувство патриотизма. Многие люди считали его совестью Сибири. В продолжение своей 86-летней жизни Григорий Николаевич Потанин был истинным подвижником.
Альфред ПОЗНЯКОВ
В качестве послесловия
Газета «Жизнь Алтая», № 93, 29 апреля 1914 г.
Хроника. Г.Н. Потанин на экране «На днях в г. Томске Ф.И. Пуркрабек сделал несколько снимков с Г.Н. Потанина кинематографическим аппаратом. Первый снимок: от дверей квартиры Г.Н. Потанина до думского моста, второй – на мосту, третий – у ворот университета; четвёртый – в университетских оранжереях, пятый – у квартиры профессора В.В. Сапожникова. Всего около 200 метров. Картина сперва будет демонстрироваться для друзей и знакомых Г.Н. Потанина, а потом поступит для широкой публики. Господин Пуркрабек изъявил согласие копию снимка подарить областному музею».
Газета «Жизнь Алтая», № 115, 28 мая, 1914 г.
Хроника. Г.Н. Потанин на экране «21 мая – первый день в электро-театре «Фурор», в Томске демонстрировались кине-снимки с Г.Н. Потаниным. Недурён момент, когда Г.Н. Потанин, сопровождаемый В.И. Анучиным, идёт от главных ворот к университету, белые стены которого служат прекрасным фоном. Весьма недурно передан Г.Н. Потанин в оранжерее университета, с которой его знакомит профессор В.В. Сапожников. Картина заканчивается встречей Г.Н. Потанина с семьёй профессора. Картина продана фирме Пате, но предварительно будет, как мы слышали, демонстрироваться в ближайших к Томску городах, причём сбор с кинематографических сеансов пойдёт на усиление средств томского музея прикладных знаний».
Литература 1. СБОРНИК к 80-летию дня рождения Григория Николаевича Потанина. Избранные статьи. Биографический очерк. Томск. 1915. 2. Отчёт Совета Общества Любителей исследования Алтая за 1894 г. (с 1894 по 1904 г.г.). Барнаул. Типо-Литография И.Д. Реброва. 1895. 3. Газета «Жизнь Алтая».1911-1916 г.г. 4. Ядринцев Н.М. «Сибирь как колония» в географическом, этнографическом и историческом отношении. – СПб, 1892. 5. Г.Д. Гребенщиков. Моя Сибирь. Издатель¬ство университета. – Барнаул, 2002.
Великий патриот Сибири Сегодня далеко не каждый может ответить, кто такой Николай Михайлович Ядринцев, хотя в Новосибирске, Омске, Иркутске, Барнауле есть улицы, названные его именем. А в последней четверти XIX века это был один из известнейших людей Сибири. Коренной сибиряк, учёный, путешественник, публицист, прозаик, поэт, литературный критик, фельетонист. Ядринцев отстаивал принципы глубоко правдивого изображения Сибири.
Томск. Ядринцев и Потанин В 1860 г. Ядринцев поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет. В сентябре 1860 г. он познакомился с Г.Н. Потаниным. «Идея сознательного служения краю, в тот момент, когда в Европейской России пробуждалось тоже самосознание, вот идея, которая легла в основу нашего сближения», – писал Ядринцев. Будучи студентом, Ядринцев вместе с Г.Н. Потаниным организовал землячество студентов-сибиряков, участвовал в деятельности подпольной организации «Земля и воля». Летом 1862 г. он совершает поездку с Г.Н. Потаниным по губерниям Европейской России с «этнографической целью». В ноябре 1863 г. Ядринцев возвратился в Омск, где вместе с Потаниным начинает заниматься общественной деятельностью, пропагандировать идеи развития края и необходимости открытия в Сибири университета. В конце 1864 г. по приглашению Г.Н. Потанина Николай Михайлович переехал в Томск. Активно сотрудничал в «Томских губернских ведомостях». В мае 1865 г. вместе с Г.Н. Потаниным Николай Михайлович был арестован в Томске по делу «Общества Независимости Сибири» как главный его руководитель и составитель воззвания «Сибирским патриотам». Заключён в Омскую тюрьму, позже был под арестом на гауптвахте. 20 февраля 1868 г. Ядринцев был приговорён к лишению всех прав состояния и к каторжным работам на 12 лет, заменённым 19 апреля ссылкой под надзор полиции в отдалённый уезд Архангельской губернии… В 1900 г. на могиле Н.М. Ядринцева был открыт памятник с надписью «Сибиряки – писателю-публицисту Сибири». Средства на его установку были собраны по подписке по всей Сибири. Использована информация О. Никиенко, зав. ИКО Томской ОУНБ им. А.С. Пушкина и других открытых источников
От редакции В одном из ближайших номеров газеты в рубрике «Исследователи Сибири» мы расскажем о Н.М. Ядринцеве. |