Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 2010 г. (январь-февраль 2010)


А вы знаете, что....
Каждый палец человека за время жизни сгибается примерно 25 миллионов раз



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (169-170) 2010 год / 36-37 страница



Экология и культура. Новые подходы на Алтае
«Алтай заповедный»
С 8 по 11 января 2010 года в Республике Алтай состоялся семинар для учителей экспериментальных школ Онгудайского и Кош-Агачского районов по апробации комплекта учебных пособий для общеобразовательной школы «Алтай заповедный». Данный комплект был подготовлен творческой группой ученых Республики Алтай и Алтайского края в рамках Проекта Программы развития ООН и Глобального экологического фонда.
Этот проект «Экспериментальная апробация непрерывного школьного экологического образования и просвещения путем разработки комплекта учебных пособий по региональному компоненту для общеобразовательных школ Республики Алтай». Впервые в Республике Алтай была осуществлена попытка создания целостного комплекта учебных пособий, которые последовательно раскрывали бы в сознании подрастающего поколения единый образ малой родины: богатой культурными традициями, сформированными неповторимыми и многообразными ландшафтами.


ЕДИНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Особо следует отметить, что весь комплект учебных пособий выдержан в единой концепции и основан на интегративном принципе, что позволяет выстроить в сознании учащихся единую целостную картину мира, увидеть взаимозависимость и взаимодополняемость природных и социокультурных процессов.
Принцип интеграции выдерживается не только внутри учебных пособий, объединяя предметные знания в соответствующие им области (естественнонаучную и гуманитарно-художественную), но и между содержанием самих книг, что подчеркивается и одинаковостью названий учебников для среднего звена общеобразовательной школы: «Мир заповедной природы Алтая» и «Мир заповедной культуры Алтая».
ЕДИНАЯ СТРУКТУРА
Они имеют единую структуру: содержание глав учебных пособий распределено по ландшафтным зонам Горного Алтая, где расположены ключевые ООПТ Республики. Известно, что каждая ООПТ – это уникальный, самобытный неповторимый феномен как в вопросах биоразнообразия, так и историко-культурного наследия.
Эти территории становились заповедными, т.к. человек всегда чувствовал их природную уникальность, и поэтому освящал, сакрализовал место, наделяя его значимыми для себя смыслами, создавая условия для сохранения биоразнообразия.
Содержание пособий взаимно перекликается, здесь встречаются точки зрения современного научного знания и традиционного знания местного населения.
ОСОБЕННОСТИ ПОСОБИЙ
Пособие «Мир заповедной природы Алтая» богато культурологическими ассоциациями, описаниями опыта традиционного природопользования, накопленного коренным населением Алтая.
А в пособии «Мир заповедной культуры Алтая» системно выстраивается мысль о взаимообусловленности историко-культурных процессов с тем «вмещающим ландшафтом», в котором они протекают.
В данном пособии рассказывается не только об исторических событиях и археологических артефактах, но и о традиционных верованиях и обрядах, которые, собственно, и демонстрируют экологичность взаимоотношений человека с природой – именно этим и объясняется такое разнообразие этнографических явлений одного народа на достаточно компактной территории.
Учебное пособие для старших классов «Экология и культура» является логическим продолжением учебных пособий для среднего звена, интегрируя естественнонаучный и культурологический подходы в единую картину мира, осваиваемую уже не на уровне знаний, а на духовно-экологическом, мировоззренческом.
Также данное пособие может быть использовано в профильной школе с целью профориентации будущих экологов и специалистов заповедного дела. Тогда данный учебный материал должен стать основой профильного курса и дополнен соответствующими элективными курсами.
ИЛЛЮСТРАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Учебники богато иллюстрированы, в них наглядно представлены уникальные природные и культурные ресурсы Алтая. Помимо этого авторы подготовили мультимедийные диски, сопровождающие учебники богатой коллекцией слайдов, видеофильмов и материалов справочного характера.
Авторами комплекта учебных пособий продуманы также два варианта механизмов реализации учебного материала в рамках учебно-тематического планирования.
Первый за счет регионального и школьного компонентов, а второй либо за счет интеграции в учебные курсы предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов, без выделения часов, через наполнение их содержания региональным материалом, представленным в пособиях, но уже на протяжении всего периода средней школы (с 5-го по 9-й классы).
ВО ВРЕМЯ СЕМИНАРА
Во время семинара учителя-экспериментаторы знакомились с содержанием методических материалов (рабочих тетрадей, мультимедийных дисков); отрабатывали методические подходы по реализации интегративного подхода, положенного в основу концепции комплекта «Алтай заповедный»: выстраивали интегрированный учебно-тематический план, позволяющий им работать в едином ритме и взаимно углублять и расширять содержание преподаваемых курсов. Следует отметить, что эти учителя-экспериментаторы внесли существенный вклад в подготовку учебных пособий на стадии их написания. Поэтому и работа на методическом семинаре шла весьма эффективно.
В ноябре 2009 года этот комплект получил высшую экспертную оценку: гриф «Рекомендовано» Российской академии образования и был определен как инновационный.
КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ?
Чем было продиктовано намерение авторов создать комплект учебных пособий по региональной тематике?
Сохранение традиционной культуры и внедрение ее принципов мировосприятия в жизнь современного поколения – это вопрос не только самих представителей коренных культур, он имеет гораздо более широкое значение. Об этом говорит и международное сообщество: «…Дальнейшее разрушение наследия коренных народов будет иметь пагубные последствия не только для их самоопределения и развития, но и подорвет будущее развития стран, в которых они живут. Для многих развивающихся стран, знания коренных народов могут послужить «ключом» к достижению устойчивого национального развития без усиления зависимости от ввоза капитала, материалов и технологий» (г-жа Эрика-Ирэн Даес, Управление Верховного комиссара по правам человека, Женева, 1997).
Эти слова как будто бы сказаны конкретно о Республике Алтай. Обладая богатыми природными и историко-культурными ресурсами, территория потому и привлекает сегодня к себе внимание всего мира, что здесь эти ресурсы не существуют один без другого.
ПРОСТАЯ МЫСЛЬ
Еще на заре перестройки, когда со всей остротой встал вопрос о сохранении коренной культуры алтайцев, многие деятели культуры поднимали вопрос о ее музеефикации и консервации, о сохранении культуры в виде неких «экспонатов» и фольклорных образцов, демонстрируемых на различных мероприятиях в качестве «местного колорита».
Но уже тогда раздавались здравые голоса, тонувшие в мутном потоке политической шумихи. Эти немногие голоса разума пытались донести до своих сограждан простую мысль: суть традиционной культуры заключена в ее прямой связи с территорией, где она возникла и живет.
«УЧ-ЭНМЕК»
Исходя из этих положений, в 1998 году в Онгудайском районе при поддержке главы района С.С. Тузачинова был создан Каракольский этно-культурный парк «Уч-Энмек», миссией которого было определено создание этнического центра алтайской культуры как живой, саморазвивающейся системы.
Впоследствии парк был преобразован в ГУ «Каракольский (этно)природный парк «Уч-Энмек». Одним из ключевых направлений деятельности парка является создание модели устойчивого развития территории как целостного природно-социо-культурного комплекса (инициатор создания и впоследствии директор парка Д.И. Мамыев). А самым эффективным способом реализации миссии парка является просвещение подрастающего поколения в вопросах традиционного ресурсосберегающего природопользования, испокон веков осуществлявшегося коренными народами Сибири, но во многом утраченного за годы советской индустриализации.
Поэтому руководство парка осознанно ведет работу по привлечению школ Каракольской долины к научно-исследовательской работе парка, инициирует социально-значимые проекты, осуществляемые школьниками на территории парка (такие, как «Сохраним родники села», «Слушай землю», «Друзья заповедных островов» и др.).
ПАРК И ОБРАЗОВАНИЕ
Практически, концепция деятельности парка во многом предугадывала поступательные действия государства в направлении реформирования системы образования:
• Еще в 2002 году в Концепции модернизации образования было определено, что образование – это основной культурообразующий фактор любого государства. Поэтому сегодня наше государство, озаботясь перспективами государственного строительства, впервые за последние 80 лет провозгласило основным принципом построения современного образования культуросообразность и культуроцентричность.
• В Методических рекомендациях по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования», приложенных к письму Минобразования и науки РФ от 8 мая 2008 г. № 03-946 еще более конкретно указано: «Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских».
• В условиях реформирования системы образования и в свете последних решений Президента Российской Федерации с особой остротой ставится вопрос о духовно-нравственном развитии молодежи. Одним из существенных направлений данного процесса является становление системы непрерывного экологического образования. А в Республике Алтай, где более трети территории является заповедными землями, данная проблематика приобретает особую актуальность.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
В русле реализации вышеназванных документов, и даже опережая появление таких мощных программ, как государственный приоритетный национальный проект «Образование», парк «Уч-Энмек» сформировал социальный заказ Онгудайскому отделу образования (начальник отдела В.Н. Уханов, ныне он – начальник управления образования, спорта и молодежной политики в Кош-Агачском районе) на разработку и реализацию программы эксперимента, нацеленного на развитие самосознания школьников Каракольской долины, осознающих непреходящую ценность традиционной культуры как основы устойчивого развития территории, способных в будущем стать хранителями священной долины и носителями коренной культуры.
В 2006 году эксперимент получил статус Федеральной экспериментальной площадки (научный руководитель И.А. Жерносенко)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
Но для формирования из выпускников школ именно такой целостной личности, неравнодушной к судьбам своей малой родины, необходимо создание особых – культуротворческих – условий, когда учащиеся сами «творят вокруг себя мир». Немалую роль в реализации заявленного эксперимента может сыграть создание комплекта интегрированных учебных пособий, позволяющих реализовывать модель культуротворческой школы в ее целостности.
И в рамках эксперимента решено было принять участие в международном проекте Программы развития ООН «Экспериментальная апробация непрерывного школьного экологического образования и просвещения путем разработки комплекта учебных пособий по региональному компоненту для общеобразовательных школ Республики Алтай». К принятию такого ответственного решения участников эксперимента подтолкнули объективно сложившиеся в Республике обстоятельства.
РЕАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ
Сегодня становится все более очевидным, что в обществе произошел отрыв понятий «просвещение», «цивилизация», «образование» от понятий «экология» и «культура». И на Алтае, который является центром евразийского биоразнообразия, существуют реальные угрозы исчезновению этого богатства из-за интенсивного промышленного развития, браконьерства и нелегальной торговли биоресурсами, разрушения памятников природного и культурного наследия, нерегулируемого туризма и др.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ
Для устранения этих угроз необходимо выстраивание новых подходов к экопросвещению. Это возможно при условии разработки продуктивного образовательного пространства, способствующего развитию культуры коренных народов, и сохранению их природного и культурного наследия.
Решение проблемы видится в выстраивании системы непрерывного школьного экологического образования и просвещения. И предложенный ПРООН проект оказался весьма эффективным способом: разработка комплекта учебных пособий для среднего и старшего звена общеобразовательной школы, интегрированных в содержание образования и дополняющих существующий объем знаний по предметам естественнонаучного и культурологического циклов региональным конкретным материалом.
АПРОБАЦИЯ
В 2009-2010 учебном году данный комплект учебных пособий «Алтай заповедный» должен пройти апробацию в экспериментальных школах Онгудайского и Кош-Агачского районов Республики Алтай. По результатам апробации планируется тиражирование данного опыта в школах других районов Республики.

КОМПЛЕКТ «АЛТАЙ ЗАПОВЕДНЫЙ»
Комплект состоит из разделов:
1. Два учебных пособия для основной общеобразовательной школы (8-9 классы) по региональному компоненту в естественнонаучной и гуманитарно-художественной образовательных областях:
• «Мир заповедной природы Алтая», авторы: Р.В. Опарин, А.В. Бондаренко, Н.П. Малков, П.Ю. Малков, А.Г. Манеев, А.М. Маринин, И.А. Жерносенко, Ч.Д. Алмашев, С.Н. Щигрева
• «Мир заповедной культуры Алтая», авторы: И.А. Жерносенко, Э.П. Дворников, Д.И. Мамыев, В.А. Муйтуева, Л.Н. Мукаева, А.А. Телесова, Р.М. Эркинова, Е.Э. Ямаева, Г.В. Айдарханова.
2. Для средней общеобразовательной школы интегрированное учебное пособие «Экология и культура», авторы: И.А. Жерносенко, Д.И. Мамыев, П.Ю. Малков, А.Н. Малкова, Р.В. Опарин.
3. Рабочие тетради: Р.В. Опарин «Мир заповедной природы Алтая» и М.Л. Шалабод «Мир заповедной культуры Алтая».
Научный руководитель проекта Ирина Александровна Жерносенко, кандидат культурологических наук, доцент.

И ВЫРАСТЕТ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
…И вновь затеплилась надежда: наступят времена, и вырастет на Алтае поколение новых его хранителей, мудро сочетающих в своем сердце любовь к родной земле, верность традициям предков и открытость к новейшим достижениям в области научного прогресса. И не допустят они хищнической растраты природных и духовных сокровищ Алтая теми, кто пришел на эту землю только брать.
«В доисторическом и историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу...» Эти слова Н.К.Рериха сегодня приобретают новый смысл: и не современным технократам и временщикам дано ее вскрыть. Задача нынешнего поколения: передать эту сокровищницу нерастраченной и преумноженной будущим поколениям.

Степной Алтай
Здесь был Столыпин
В августе в Алтайском крае отметят столетний юбилей посещения Петром Столыпиным степного Алтая
Губернатор края А.Б. Карлин утвердил состав оргкомитета по подготовке и проведению научно-практической конференции, посвященной этой дате. В нем более 20 человек. Его сопредседателями назначены заместитель Губернатора Борис Неудахин и заместитель Губернатора, начальник Главного управления экономики и инвестиций края Михаил Щетинин. В составе оргкомитета - представители краевых и федеральных органов исполнительной власти края, общественных объединений, депутаты Государственной Думы РФ и Алтайского краевого Законодательного Собрания, главы Ключевского, Кулундинского, Немецкого национального, Хабарского районов, города Славгорода и представители науки.
Например, в оргкомитет вошли председатель СО Россельхозакадемии Александр Донченко, ученые Алтайского научно-исследовательского института сельского хозяйства СО Россельхозакадемии, Алтайского государственного аграрного университета, Почвенного института им В.В. Докучаева, Алтайского государственного университета, Кулундинской сельскохозяйственной опытной станции АНИИСХ СО Россельхозакадемии, представители других структур.
Кроме того, Губернатор края дал поручение Главному управлению экономики инвестиций края проработать вопрос об участии в научно-практической конференции представителей министерств сельского хозяйства и экономического развития России, Российского государственного аграрного университета – МСХА им. А.К.Тимирязева, Института российской истории Российской академии наук, Института истории Сибирского отделения РАН.
CПРАВКА (по информации Главного управления сельского хозяйства Алтайского края)
Пётр Аркадьевич Столыпин руководил аграрной реформой в России в самом начале XX века (с 1906 года). Велась активная переселенческая политика, благодаря которой на Алтай пришли и остались здесь предки многих людей, населяющих край в настоящее время.
В августе 1910 года Председатель Совета Министров Петр Столыпин посетил Алтай, побывал во многих селениях Кулунды, Семипалатинского уезда. За годы Столыпинской аграрной реформы основано 3415 населенных пунктов, в которых поселилось свыше 600 тысяч крестьян из Европейской части России, составивших 22 процента жителей округа. Они ввели в оборот 3,4 миллионов десятин пустующих и залежных земель.
Официальный сайт Администрации края

Лесной Алтай
Названы победители регионального этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост»
Его участниками в минувшем году стали 15 детских объединений.
По итогам конкурса первое место присуждено школьному лесничеству «Березка» Колыванской средней школы Курьинского района. На его счету реализация нескольких успешных природоохранных и исследовательских проектов, направленных на сохранение дикой природы. Среди них содействие работе на особо охраняемых природных территориях района, проведение экологических акций и практическая помощь организации «Колывань-лес» по очистке и благоустройству закрепленных за лесничеством 90 га леса.
Второе место в конкурсе заняло школьное лесничество «Лесовичок» Мельниковской средней общеобразовательной школы Новичихинского района, диплом за третье место получили ребята из детского объединения «Юный лесовод» Ракитовской средней общеобразовательной школы» Рубцовского района.
Отмечены хорошие результаты природоохранной работы школьных лесничеств Прослаухинской школы Баевского района, Токаревская школа Новичихинского района и Ребрихинская основная школа №2. Руководителям организаций – победителей краевого конкурса объявлена благодарность управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Школьные лесничества эффективно выполняют план лесохозяйственных мероприятий, активно сотрудничают с природоохранными организациями разного уровня, организуют мероприятия для младших школьников, проводят беседы и театрализованные представления в детских дошкольных учреждениях.
В ходе природоохранной работы юные лесники Ребрихинского, Новичихинского, Угловского района изготовили и развесили более 100 искусственных гнезд, совершили 40 противопожарных рейдов. Школьники Баевского, Курьинского, Первомайского, Тальменского районов ведут активную эколого-просветительская работу. В частности, проводят акции с привлечением общественности, распространяют листовки и обращения среди местного населения, публикуют материалы в средствах массовой информации.
Напомним, что в Алтайском крае ежегодно проходит региональный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост», в котором могут принять участие школьные лесничества и другие детские объединения, ведущие природоохранную, учебно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу на территории лесного фонда края.
В настоящее время, сообщают в краевом управлении по образованию и делам молодежи, в 20 районах Алтайского края работает 42 школьных лесничества, более 700 учащихся получают лесохозяйственное образование.
1 февраля 2010 года






















Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©