Прими участие в конкурсе Дорогие ребята! КГОУДОД «Алтайский краевой детский экологический центр» и штаб общественного экологического движения «Сохраним биосферу» в сентябре 2011 года объявляют очередной тур заочного теоретического марафона «Экологический эрудит» по теме «Урбанизация: за и против» (далее: Конкурс).
«Урбанизация: за и против» марафон – экологический эрудит Задания по возрастным группам
Начальные классы (2-4) 1. Как ты думаешь, зависит ли человек от природы? Ответ обоснуй. 2. Чем отличается среда проживания человека в городе и селе? 3. Проведи учёт мусора за неделю в вашей семье. Для этого раскладывай в отдельные пакеты стекло, металл, пластик, бумагу, пищевые отходы, взвешивай их, записывай результаты. Сделай выводы. Какой может быть «вторая жизнь» у каждого из видов мусора? 4. Представь себе три комнаты. В первой нет растений, во второй - несколько растений на подоконнике, а в третьей – растения всюду: на подоконниках, шкафах, стенах. В какой из этих комнат ты бы захотел жить и почему? 5. Какую роль играют растения в городах? 6. Ответь коротко на вопросы: a) Что такое урбанизация? б) Какова численность населения в мире? в) Сколько в России городов-миллионеров? Перечисли их. г) Назови не менее десяти диких животных, обитающих в городах. д) Как называется процесс, обратный урбанизации? е) Сколько городов в Алтайском крае? Назови их. ж) Как называется вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по тем или иным причинам? з) Что такое мегаполис? и) Эта птица живёт даже в самых крупных городах, является символом мира. к) Домашний любимец во многих городских семьях. В Древнем Египте считали священным животным. 7. Прочитай сочинение школьника: «У нас за городом есть чудесная дача. На ней наша семья проводит выходные дни и отпуск. Мама и бабушка сажают огород. На грядках растут репка, колобок, морковка. А на клумбе красуются тюльпаны, георгины, мальвины. Дедушка разводит домашнюю птицу: кур, уток, синиц. Я люблю наблюдать за животными и птицами. Ловлю в кустах насекомых: бабочек, жуков, пауков. Утром, к нам в сад часто прилетают совы, воробьи, гаички и болтики. На прогулке в лесу мы собираем ягоды земляники, голубики, черники, морошки. А когда встречаем ядовитые грибы, то срываем и топчем их, чтобы других обезопасить. Вот такое у нас лето на даче!» Заметил ли ты некоторые ошибки и заблуждения автора? Выдели (подчеркни их в тексте) и напиши, почему ты так думаешь. 8. Нравится ли тебе населённый пункт, в котором проживаешь? Что делается для его благоустройства, принимаешь ли ты в этом участие?
5 - 7 классы 1. Как ты думаешь, зависит ли человек от природы? Если да, то, как изменяется эта зависимость с развитием цивилизации? 2. Сделай учёт потребления электроэнергии вашей семьёй за неделю и предложи, как её можно экономить. Попробуй внедрить свои идеи и снова сделай учёт. Что получилось? 3. Сделай эскиз оформления растениями одной из комнат вашего дома. Напиши ассортимент используемых тобой растений. Дай обоснование выбора с точки зрения эколога. 4. Запиши в виде таблицы отрицательные и положительные стороны жизни людей в городах. Что в твоём ответе получило перевес? Где бы ты хотел жить в городе или селе и почему? 5. Проведи опрос среди своих друзей, знакомых, родственников. Спроси: «Какие бытовые отходы в вашей семье подвергают переработке?» Предложи свои способы переработки. Напиши заметку по результатам опроса в газету. 6. Сотовые телефоны сегодня не редкость, они есть практически у всех. Доступность всё новых моделей позволяет их приобретать. Когда твой телефон придёт в негодность, куда ты его денешь? Какие элементы в телефоне вредны для окружающей среды? Почему? Как утилизируют телефоны в странах Европы? 7. Ответь коротко на вопросы: а) Что такое урбанизация? б) Какова численность населения в мире? в) Сколько в России городов-миллионеров? Перечисли их. г) Почему города называют «паразитами биосферы»? д) Каков норматив водопотребления на душу населения в странах Европы, в России, в Алтайском крае? е) Назови не менее десяти диких растений и животных, обитающих в городах. ж) Какие страны в мире производят больше всего мусора на душу населения? з) Что такое смог? и) Расставь в порядке повышения устойчивости к загрязнению воздуха следующие породы: сосна, лиственница, тополь, клён, берёза. к) Как называется процесс, обратный урбанизации? 8. Птицы не боятся селиться поблизости от человека, если их не пугают и не трогают. Плотность населения птиц в городских парках может быть значительно более высокой, чем в лесу. Какие это птицы, где они селятся кроме парков и как добывают корм?
8 – 9 классы 1. Как ты думаешь, зависит ли человек от природы? Если да, то, как изменяется эта зависимость с развитием цивилизации? 2. Освоение Алтайского края русскими людьми началось в XVII веке. Тот факт, что ты являешься жителем нашего края – следствие миграции твоих родителей, бабушек и дедушек, дальних предков из других уголков России и других стран. Напиши эссе на тему: «Судьба России в судьбе моей семьи». 3. Нарисуй проект озеленения классной комнаты. Обоснуй ассортимент растений, используемый в оформлении. 4. Представь, что у вас в квартире не исправен водопроводный кран. За одну минуту утекает 100 миллилитров воды. Проведи расчёт потерянной воды за сутки. Проведи расчёт расхода воды вашей семьёй в среднем за сутки. Напиши, как ты это сделал? Сравни полученные результаты. Разработай предложения по экономии воды. 5. Что такое тепловой купол? Как происходит его образование в городах? В какие сезоны он наиболее выражен? 6. Загляни в своё будущее. Где бы ты хотел жить, когда станешь взрослым,– в деревне, небольшом городе, крупном промышленном и культурном центре? Обоснуй свою точку зрения. 7. Ответь коротко на вопросы: а) Что такое урбанизация? б) Какова численность населения в мире? в) Сколько в России городов-миллионеров? Перечисли их. г) Почему города называют «паразитами биосферы»? д) Каков норматив водопотребления в странах Европы, в России, в Алтайском крае? е) Назови не менее десяти продуцентов и консументов в составе городских экосистем. ж) Какие страны производят больше всего мусора в мире? (Кто самые большие «мусорщики» мира?) з) Что такое смог? и) Расставь в порядке повышения устойчивости к загрязнению воздуха следующие породы: сосна, лиственница, тополь, клён, берёза. к) Как называется процесс, обратный урбанизации? 8. «Каждый кулик своё болото хвалит» – говорит пословица. Напиши по пять предложений об Алтайском крае и своём населённом пункте, которые начинались бы словами: «Только у нас в Алтайском крае…», «Только в моём селе/городе…».
10 – 11 классы 1. Как ты думаешь, зависит ли человек от природы? Если да, то, как изменяется эта зависимость с развитием цивилизации? 2. Проанализируй свою кухню с точки зрения безопасности. Попробуй учесть следующие критерии: объём комнаты, вентиляция, освещённость, устройство рабочей зоны, количество и расположение газо- и электроприборов, материалы, из которых изготовлена мебель, наличие зелёных растений, присутствие домашних животных и др. 3. Кто такие животные-синантропы? Какие особенности их биологии помогли им стать таковыми? Какую роль играют синатропы в населённых пунктах? Напиши заметку в школьную газету об одном из таких животных. 4. «Каждому свой край сладок» – говорит пословица. Составь рекламный проспект своего населённого пункта. 5. Как связаны качество жизни и условия среды обитания в городах? 6. Предложи нетрадиционные способы получения энергии для всевозрастающих нужд городов; их преимущества и недостатки. 7. Ответь коротко на вопросы: а) Что такое урбанизация? б) Какова численность населения в мире? в) Сколько в России городов-миллионеров? Перечисли их. г) Почему города называют «паразитами биосферы»? д) Каков норматив водопотребления в странах Европы, в России, в Алтайском крае? е) Назови не менее десяти продуцентов и консументов в составе городских экосистем. ж) Какие страны производят больше всего мусора в мире? з) Если в месте постройки многоэтажного дома присутствует радон, где его концентрация будет выше: в подвальном помещении, на пятом этаже, на 9 этаже? и) Расставь в порядке повышения устойчивости к загрязнению воздуха следующие породы: сосна, лиственница, тополь, клён, берёза. к) Что такое рециклинг? 8. Составь кроссворд (не менее 10 слов) с использованием понятий и терминов по теме «Урбанизация».
Участнику Для участия в Конкурсе необходимо выслать не позднее 1 ноября (по штемпелю) в адрес оргкомитета следующие материалы в таком порядке: I. Копия квитанции об оплате оргвзноса в размере 100 рублей (смотри бланк квитанции на сайте АКДЭЦ). II. Анкета участника размещается на отдельном листе формата А-4, скрепляется с работой (в дальнейшем анкета обрабатывается отдельно); все данные в анкету вносятся в именительном падеже (смотри форму анкеты на сайте АКДЭЦ). III. Титульный лист (не путать с анкетой). На нём в правом верхнем углу указать фамилию, имя, класс, образовательное учреждение, населённый пункт (в именительном падеже). IV. Выполненные задания. Условия конкурса На конверте над адресом АКДЭЦ сделать пометку «Марафон – Экологический эрудит». Работа выполняется строго индивидуально согласно своей возрастной группы, коллективные работы не рассматриваются. Работы принимаются от учащихся 2-11 классов. Вопросы не переписывать. Ответы должны быть написаны чётким почерком либо напечатаны 14 шрифтом через один интервал на листах формата А-4 со стандартными полями. Объём ответа на каждый вопрос не должен превышать 2 страницы. Работа подшивается в скоросшиватель или скрепляется степлером без мультифор. Ответы нумеруются и располагаются по порядку заданных вопросов. При выполнении заданий больше внимания должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики. Работа должна представлять собой не пересказ чужих мыслей, а попытку самостоятельной проработки конкретной темы. Приветствуется сопровождение ответов собственными рисунками и фотографиями. Работы без анкет или с неполными сведениями в анкетах, с анкетами, в которых указаны данные нескольких участников, а также присланные после указанного срока на Конкурс не принимаются. Работы не рецензируются и не возвращаются! Призы и документация по результатам Конкурса будут разосланы по адресу муниципальных органов управления образованием в конце февраля 2012 года. Срок приёма рекламаций – 20 дней после отправки результатов из АКДЭЦ. Максимальное количество баллов за работу – 160. Конкурсанты, ответившие на все вопросы марафона и набравшие более 40 баллов, получат свидетельства участников, 90 и более баллов – свидетельства лауреатов; победители – памятные призы и дипломы. Адрес оргкомитета: 656045, г. Барнаул, ул. Парковая, д. 7, Алтайский краевой детский экологический центр. Контактный телефон: 8(3852) 684891, Нонна Анатольевна Понамарёва (младшие классы), Ирина Егоровна Марискина (старшие классы). |