Официально. Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Впервые необходимость создания единого централизованного органа государственной власти, в ведении которого находились бы вопросы экологии, была обозначена государством в 1988 году. Вторая половина 90-х годов характеризуется растущей взаимозависимостью между состоянием окружающей среды и развитием экономики. Тогда – после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС – были приняты принципиально важные меры по оздоровлению экологической ситуации: разработаны и получили всенародную поддержку конкретные меры по защите от загрязнения бассейнов озер Ладожское и Байкал, приняты постановления о прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек и об охране уникальных памятников природы и культуры. Была начата разработка проекта долгосрочной Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года. Однако комплексный подход к решению вопросов охраны окружающей среды не обеспечивался, в условиях развития экономики в большинстве регионов страны экологические последствия не учитывались.
Из истории развития государственного управления в области охраны окружающей среды Все это привело к серьезной озабоченности государства о необходимости проведения единой природоохранной политики. Центральным комитетом КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление от 07.01.1988 № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Впервые на самом высшем уровне было признана неэффективной работа государственных органов, призванных осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, наличие грубых просчетов и ошибок, приводящих к ухудшению экологической обстановки и неоправданным потерям материальных и финансовых ресурсов, разрозненность системы управления природопользованием.
Создание Госкомприроды СССР Поскольку в тот период единого централизованного органа в области охраны окружающей среды и природопользования не существовало, а отдельные функции в указанной области осуществлялись различными и нескоординированными между собой государственными структурами, было принято решение о создании союзно-республиканского Государственного комитета СССР по охране природы (Госкомприрода СССР) на базе соответствующих подразделений Госагропрома СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, Государственного комитета СССР по лесному хозяйству, Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Министерства рыбного хозяйства СССР и Министерства геологии СССР. На Госкомприроды СССР были возложены обширные полномочия по осуществлению комплексного управления природоохранной деятельностью в стране, координации работы министерств и ведомств, в том числе: • государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбных запасов), общераспространенных полезных ископаемых; • разработка программ и комплексных схем охраны природы и использования природных ресурсов; • проведение государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов; • выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на специальное водопользование, на пользование животным миром и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд; • предоставление недр в пользование и контроль за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности; • руководство заповедным делом и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства в стране; • ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги СССР. Государственный комитет СССР по охране природы, государственные комитеты союзных республик по охране природы и их органы на местах, а также подведомственные им предприятия, организации и учреждения составляли единую систему Государственного комитета СССР по охране природы. При этом Госкомприроды СССР осуществлял свою деятельность под руководством Совета Министров СССР, а соответствующие его органы в союзных и автономных республиках, краях и областях – под руководством Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов. Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» был создан Алтайский комитет по охране природы, а 02.01.1989 – его подразделение – городской комитет по охране природы г. Барнаула, который просуществовал до 2001 года (Из воспоминаний старейшего работника природоохранных структур Владимира Александровича Некрасова). Период 1988–2001 годов характеризуется разносторонней государственной политикой в области государственного управления в сфере охраны окружающей среды, поиском и реализацией новых решений и механизмов, оценкой их эффективности.
Минприроды России Госкомприроды РСФСР как государственный орган в области охраны окружающей среды просуществовал до 1992 года, т.е. до учреждения нового органа власти – Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России) постановлением Правительства РФ от 18.12.1992 № 996. Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 375 утверждается новое Положение о Минприроды России, прописывается организация структуры министерства, в том числе его территориальных органов в регионах, а также предусматривается создание научно-технического совета из ученых, высококвалифицированных специалистов, представителей научных, инженерных обществ и других организаций. В 1994 году в Алтайском крае создается территориальный орган Минприроды России – комитет экологии и природных ресурсов Алтайского края, положение о нем утверждается Минприроды РФ 14.11.1994 и администрацией края 11.11.1994.
Очередная реорганизация В 1996 году – очередная реорганизация федеральных органов государственной власти, вследствие которой были разделены вопросы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды между двумя ведомствами. Указом Президента РФ от 14.08.1996 № 1177 «О структуре федеральных органов власти» упраздняются Минприроды России, Комитет РФ по водному хозяйству, Комитет РФ по геологии и использованию недр, а на их базе образуется Министерство природных ресурсов Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.05.1997 N 588 (ред. от 13.08.1998) «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации») и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомкология России). К компетенции Госкомэкологии России были отнесены такие функции, как осуществление государственного экологического контроля, государственной экологической экспертизы и управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в ее ведении.
У нас в крае Соответствующие изменения коснулись в 1997 году и территориального органа Минприроды России в Алтайском крае: в 1997 году Алтайский краевой комитет экологии и природных ресурсов преобразуется в Государственный комитет по охране окружающей среды Алтайского края (Госкомэкология Алтайского края), приобретает статус территориального органа Госкомэкологии России в Алтайском крае и действует под ее контролем (Постановление Правительства РФ от 26.05.1997 N 643 (ред. от 21.07.1999) «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды»), а по вопросам, входящим в компетенцию Алтайского края, – также под контролем органов исполнительной власти Алтайского края. Положение о Государственном комитете по охране окружающей среды Алтайского края (Госкомэкологии Алтайского края) утверждается постановлением Администрации Алтайского края от 17.10.1997 № 612 (Утратило силу постановлением Администрации Алтайского края от 18.05.2002 № 263 «О нормативных правовых актах Администрации края») и первым заместителем председателя Госкомэкологии России А.Ф. Порядиным 20.10.1997. Госкомэкологии Алтайского края осуществляла государственный экологический контроль, государственную экологическую экспертизу и была вправе создавать местные (городские, районные, межрайонные) природоохранные органы.
Л. БЕРЕБЕРДИНА, начальник отдела правового, информационного и кадрового обеспечения Окончание в следующем номере
Новости Расширение штата сотрудников В целях улучшения охраны государственных природных комплексных заказников краевого значения и выполнения поручений при осуществлении полномочий в области охраны окружающей среды на территории заказников в штат КГБУ «Алтайприрода» в 2012 году были приняты дополнительные егеря в заказники: «Ненинский» и «Сары-Чумышский» – в Солтонском, «Соколовский» – в Зональном и Быстроистокском, «Обской» – в Усть-Пристаньском и Троицком, «Ондатровый» – в Бурлинском, «Мамонтовский» – в Мамонтовском, «Корниловский» – в Каменском районах. На сегодняшний день егерской охраной обеспечены 70% всех особо охраняемых природных территорий Алтайского края, оставшиеся территории охраняются рейдами органов, уполномоченных на проведении природоохранных мероприятий.
Совместные рейды Охрана государственных природных комплексных заказников Алтайского края остается главной задачей краевого государственного бюджетного учреждения (КГБУ) «Алтайприрода». В результате очередных совместных рейдовых мероприятий на территории государственного природного комплексного заказника краевого значения «Кислухинский» 20 ноября 2012 года сотрудниками управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, управления охотничьего хозяйства Алтайского края и егерем заказника КГБУ «Алтайприрода» были обнаружены правонарушители, передвигавшиеся по заказнику на трёх снегоходах. К снегоходам на тросах были привязаны туши пяти косуль. В ходе преследования группы браконьеров один из нарушителей, не справившись с управлением снегохода Arctic Cat, совершил наезд на автомобиль УАЗ Хантер, принадлежащий управлению охотничьего хозяйства. На место был вызван наряд полиции по факту ДТП и проверке факта незаконной охоты. У задержанного были изъяты две туши косули (без разрешения на добычу охотничьих ресурсов) и ружьё. Другим правонарушителям на двух снегоходах удалось скрыться. Браконьером и виновником аварии оказался житель села Озёрки, который ранее уже задерживался с двумя незаконно добытыми косулями. В 2012 году указанный гражданин был привлечён к административной ответственности за нарушение правил охоты. По факту отстрела косуль ОМВД России по Тальменскому району 21.11.2012 возбуждено уголовное дело по ст. 258 УК РФ (незаконная охота). Сумма ущерба причинённого государственному охотничьему фонду незаконным отстрелом пяти косуль составила 322 500 рублей. |