В помощь учителю Школьникам – о лесе
Я – русский. Я из той породы, Чья кровь смешалась с небом и травой, Чьи прадеды в зелёный храм природы Входили с непокрытой головой. А. Дементьев
«Давно пора воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев». Л. Леонов
В нашей самой большой по территории и самой «лесной» в мире стране человек связан с лесом неисчислимыми и нерасторжимыми узами. Лес – одно из основных национальных богатств России. Для русского человека лес – храм и мастерская.
Здравствуй, царство Берендеево!
К большому сожалению, современные школьники, даже те, кто родился и живёт в сельской местности, в деревнях и сёлах, расположенных среди лесов, плохо знают родные места. Мало бывают среди природы, в лесу, и он постепенно становится для них чужим. Наверное, это можно назвать естественным процессом, ведь уровень жизни сегодня такой, что ученик едва поспевает за развитием технологий. Конечно, здорово, что у нас есть компьютеры, телевизоры, ДВД, магнитофоны и др. Замечательно, что школьные программы требуют от детей серьёзной, во многом научной работы. Но есть то, с чем у человека должна быть вечная, неразрывная связь с самого рождения. Это любовь к Родине, реке, на которой вырос, околице за окном, деревенской улице, берёзке у крыльца и, конечно, к лесу. Ловишь себя на мысли, что связь эта рвётся. А если оглянуться на 15-20 лет назад, то вспоминается, как ребятишки, придя из школы, бросив портфели, бежали на рыбалку, а многие в лес, где им знакома была каждая тропинка, каждая травинка. И они, десяти-, двенадцатилетние, смело уходили на многие километры в лес. Родители без страха отпускали, потому что он для детей без преувеличения был «вторым домом».
Задачи Данное занятие, целью которого было формирование у школьников знаний о своей малой Родине, бережного отношения и любви к лесу, проходило в МОУ «Загайновская СОШ» Троицкого района Алтайского края в День лесника. Оно решает несколько задач: 1. Формировать знания о правилах поведения в лесу и развивать коммуникативные умения. 2. Познакомить с историей малой Родины. 3. Показать многообразие лесных обитателей и дать представление о краснокнижных растениях, произрастающих в местном лесу, Большереченском заказнике. 4. Познакомить с профессиями лесного хозяйства. Ведущий мероприятия читает стихотворение В. Рождественского «Лес»: Когда ты входишь в лес душистый и прохладный Средь пятен солнечных и строгой тишины, Встречает грудь твоя так радостно, так жадно Дыхание влажных трав и аромат сосны. Нога твоя скользит по россыпи иголок Или шуршит травой, роняя капли рос, А сумрачный навес широколапых ёлок Сплёлся с листвой ольхи и молодых берёз. То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью, То запахом грибным у срубленного пня; Зальётся пеночка короткой, чёткой трелью И ветер прошумит в сухой истоме дня. Ты испокон веков сдружился с человеком. Берёт он для себя от щедрости твоей Грибы и ягоды по солнечным просекам, И пищу, и жильё, и мачты кораблей. Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах пленительная сила Умеющих их тайны разгадать! Входит местный почтальон: Извините, тут вам в школу пришла странная телеграмма, получите пожалуйста. Ведущий зачитывает телеграмму.
Приглашение на бал Я, царь Берендей Берендеевич, приглашаю всех жителей страны Маленького Принца в своё царство–государство на бал, который провожу в честь леса и его жителей, а также в честь тех, кто работает в моём царстве–государстве. Как называется моё царство–государство, вы узнаете, если отгадаете слова, загаданные набором пословиц. Пословицы такие. Он – богатство и краса земли. Больше его – больше снега, больше снега – больше хлеба. Он от ветра защищает, урожаю помогает. Много его – не губи, мало его – береги, нет его – посади. Волков бояться – в него не ходить. Чем дальше в него, тем больше дров. Ведущий: Странно, не указано время бала и как пройти в это царство-государство. (Обращается к ребятам) Кто такой Берендей? Может, кто из вас знает дорогу в царство Берендея? И когда нам туда отправиться? Идём в гости? В гостях нужно правильно себя вести. Давайте повторим правила поведения в Берендеевом царстве. Ребята по очереди называют правила и объясняют их.
Правила поведения 1. Пожары – самое страшное бедствие для леса. Не разводите костёр в лесу в сухую погоду. Без присмотра не оставляй костёр, перед уходом залей его водой или закопай. Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушёл, а ветки догорали И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костёр И, сыпля искры, посреди поляны Багровые лохмотья распростёр. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зелёный лес вошёл. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. Огонь настиг охотника – и, мучаясь, Тот задыхался в огненном плену; Он сам себе готовил эту участь, Но как он искупил свою вину! (В. Шефнер «Лесной пожар») 2. Не рви лесные цветы. Среди них могут оказаться редкие виды. Не ломай ветки. 3. Не разоряй муравейники. Их обитатели – главные санитары леса. Я – муравей. Я житель лесной, И дом мой стоит под высокой сосной. Ты мимо пройди и не трогай его, Нам больше не надо от вас ничего. 4. Не разоряйте птичьи гнёзда, не пугайте птиц. Птицы уничтожают вредных насекомых. Не разоряйте птичьего гнезда – Так счастлива в своём жилище птица! Она в гнезде спокойна и тогда, Когда над рощей буря злится. (К. Кулиев) 5. Не шуми в лесу. Шум тревожит зверей и птиц. 6. Не бросай в лесу мусор.
Музейная поляна Л.Н. Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. (Е. Евтушенко) Ведущий: Вот и хорошо, правила вспомнили, а теперь в путь. (Показ слайдов с фотографиями пути следования в местный лес). Появляется царь Берендей: – Здравствуйте, дорогие гости, я рад приветствовать вас в своём царстве-государстве. Вы первые пришли на бал. Я слышал, что у вас в стране Маленького Принца есть музей. Пока собираются остальные гости, предлагаю посетить мой музей. Экскурсовод, проведи гостей на музейную поляну. Входит экскурсовод – один из обитателей леса (это может быть заяц, белка, дятел и др.) Экскурсовод: Пройдёмте со мной, я покажу вам экспонаты, которых уже нет в нашем лесу (показ слайдов и краткие комментарии к ним.). Берендей: Кажется, мои гости устали. Проводите их на поляну отдыха. Лесной обитатель разыгрывает со всеми пантомиму «Стань деревом». Если я быть человеком устану, То обязательно деревом стану! Выберу место себе попросторней… Ноги мои превращаются в корни: Прочные – чтоб пережить непогоду, Длинные – чтоб доставать себе воду. Мягкое тело шершавой корою От повреждений случайных укрою. Руки… Нет – ветки! Пошире расправлю – Каждый листочек я солнцу подставлю. Буду росой по утрам умываться И в кабанов желудями швыряться! Станут букашки меня щекотать, Жаль, что деревьям нельзя хохотать! Если вам в городе скучно и душно, То приходите ко мне на опушку. (Е. Кочеткова)
Викторина Берендей приглашает всех пройти по залам – полянам лесного дворца. Зелёная поляна. Смотритель поляны проводит викторину о лесных растениях. 1. На вырубках красней рубина душиста и сладка… (Малина) 2. Дом ей – лес и долина. Зреет красная… (Калина) 3. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох) 4. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрявая, а без волос. (Берёза) 5. На припёке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. Разгибаем стебельки – собираем огоньки. (Земляника) 6. Этой бабке сто лет, горба у неё нет, Высоконько торчит, далеконько глядит. Придёт смерть за старушкой – станет бабка избушкой. (Сосна) 7. Хорош бы цветок, да остёр шипок: у него колючки, что железные крючки. (Шиповник) 8. В тенистых лесах, на лугах заливных его мы встречаем в разгаре весны. Когда зацветает – красивый на вид, но будь осторожен: цветок ядовит. (Купальница) 9. Это прозвище недаром у красивого цветка, капля сочного нектара и душиста, и сладка! От простуды излечиться вам поможет… (Медуница) 10. Сколько лет живёт брусника? (300 лет) 11. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) 12. Почему дрожит осиновый лист? (Он на длинном черешке) 13. Растут ли деревья зимой? (Нет) 14. У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (Лиственница).
Отгадай автора Далее смотритель поляны знакомит с объявлениями. Они предложены животными леса. Нужно отгадать авторов. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Змея) Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья. (Птица) Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк) Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно отращу новый! (Ящерица) Всем, всем, всем! Кому нужны рога? Обращаться ко мне только в ноябре – декабре. (Лось) Добрым, но одиноким птицам помогу ощутить материнское чувство. Сама его никогда не испытывала и испытывать не буду. (Кукушка) Умная и красивая, обаятельная и привлекательная! Вокруг пальца обведу, кого хочешь обману. Знаю дорогу на Поле Чудес. (Лиса) Кому нужен дом? Сдам в долгосрочную аренду. (Дятел) Учу всем наукам! Занятия провожу ночью. (Сова) Всем, кто любит экстрим. Приглашаю провести ночь в снегу. (Глухарь) Уберу территорию, могу быть сторожем, нянькой, пастухом. (Муравей) Сотку паутинку! Возьму недорого – одну мушку. (Паук) Меняю демисезонное пальто на зимнюю шубку, с запахом нафталина не предлагать. (Белка)
Загадки Грибная поляна – загадки о грибах. 1. Дьявольским произведением назвал грибы французский ботаник Вайян, живший в XVIII веке. Почему? (Они нарушали общую гармонию природы – и не животные, и не растения) 2. Как называется наука о грибах? (Микология) 3. Как долго живут грибы? (В среднем 10 дней) 4. Почему грибы называют «лесными овощами» и «лесным мясом»? (В грибах, как и в овощах, много витаминов и, как и в мясе, много белков) 5. Мы говорим «собирать грибы», а как бы сказали в Древней Руси? (Ломать губы) 6. Настоем из каких грибов издревле лечат ангину, фурункулёз и нарывы? (Лисички) 7. Заячьей картошкой в народе называют… (Гриб-дождевик) 8. Как вы понимаете выражение: «Бойся гриба не червивого, а старого»? (В старых грибах накапливаются в больших количествах вредные для здоровья вещества) 9. Какой гриб считают царём грибов? (Боровик) 10. В народе этот гриб называют «Ванька-встанька». (Красный гриб, красник) 11. Рядышком с иголками мы растём под ёлками. Любим сосны мы и ели, Шляпку плоскую имеем, а по ней идут круги. (Рыжик) За правильный ответ ребята получают берёзовый лист. Красная поляна – просмотр слайдов.
Поляна отдыха Слышится голос Берендея: Мои гости устали, проведите их на поляну отдыха. Читается стихотворение Е. Кочетковой: Корни мои в глубину прорастают, Жадно прохладную влагу глотают. Прочен и строен, могуч и тяжёл Соками жизни наполненный ствол. Ветви упругие в небе стремятся С облаком белым и ветром обняться. Солнышко листьев лучами коснётся – Тайная жизнь в моих недрах проснётся. С белкой, жуком, муравьишкой и птицей Всем, что имею, могу поделиться. Ходят ко мне кабаны и олени, Мох и лишайник мне греют колени. Людям, бредущим по тропам лесным, Я навеваю счастливые сны, И обитая в двух разных мирах, Соединяю я звёзды и прах! Берендей: Дорогие гости отдохнули, а теперь я познакомлю вас с теми, кто ухаживает за моим царством, кто работает в лесу, заготавливает мои дары. Оглянитесь вокруг, и вы убедитесь, что практически нет предметов, которые бы прямо или косвенно не начинали отсчёт своей биографии со дня рождения дерева. Работа в лесном хозяйстве – интересная и сложная. Сегодня ко мне на бал пришли гости – лесничий, представитель охраны леса, лесозаготовители. Они рассказывают о своей работе, о том, где можно её получить. Гости приходят с подарками. – Дорогой Берендей Берендеевич, мы приготовили для твоего музея фотографии с описанием растений, произрастающих в окрестностях твоего царства, занесённых в Красную книгу нашего региона (показывают слайды с краснокнижными растениями). Ребята дарят цветы всем гостям. Берендей: Пора подумать о хлебе насущном. Дорогие гости, сегодня на обед у нас картофель по-лесному; бутерброды с маслом, а к ним кофе с сахаром; хлеба различные и салаты. Мои повара предложат вам витаминные напитки. В праздничном меню картофель могут заменить: иван-чай (корень), стрелолист (клубень), лопух (корень); салат заменят крапива (листья), хвощ (стебель, листья); хлеб – иван-чай (корень), рогоз (корень); масло – семена сосны; кофе – одуванчик (корень), цикорий (корень), шиповник (плоды); сахар – камыш (корень), медуница (корень весной); морковь заменит корень лопуха, капусту – листья сныти, огурец – стебли борщевика. Чай можно приготовить из ромашки, брусники, малины, смородины, земляники, шиповника, зверобоя, душицы, мяты, клевера, черники, клюквы. Царь Берендей награждает самых активных его гостей (рябиновые бусы, грибная цепь, осенний букет, лукошко лесных даров). Ведущий читает стихотворение В. Бокова: Не на ладан, на ландыш дышите, Чтобы душу свою воскрешать. И спешите, спешите, спешите Лесом, ландышем подышать. Вот он, чистый, как совесть младенца, Образец простоты, красоты. Не сорву и не стану владельцем Этой ландышевой чистоты. Даже прутика не сломаю, Пусть красуется каждая ветвь. Я не маленький – понимаю: Лес губить – и себя не жалеть! Берендей приглашает всех на танцевальную поляну и предупреждает гостей, что бал закончится в 23 часа – многие обитатели лесного царства отходят в это время ко сну.
Составитель О. КАЗАНЦЕВА
«Пусть всегда буду Я!» С 1 февраля по 15 апреля 2016 года АКДЭЦ при поддержке Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края, экологической общественной организации «Моя малая родина» был организован краевой конкурс творческих работ «Пусть всегда буду Я!». Конкурс способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, ценностного отношения к здоровью и ответственности за свои поступки, воспитанию у школьников толерантного отношения к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. На суд жюри творческие работы представили 197 учащихся из 22 муниципальных образований края. Среди них 39 школ, 9 учреждений дополнительного образования, 3 учреждения дошкольного образования, 3 детских дома. Члены жюри отметили творческую фантазию участников в номинации «Фотоколлажи, фоторепортажи», где были использованы возможности современных компьютерных технологий. Жанровым разнообразием отличаются работы в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество».
Марина СОТОВА, методист АКДЭЦ
«Зелёная планета - 2016» Завершился краевой этап Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета - 2016». В 2016 году форум был приурочен к проведению Года российского кино в России. Он объединил конкурсы по следующим номинациям: «Природа и судьбы людей» – литературный конкурс; «Зелёная планета глазами детей» – конкурс рисунков по мотивам российских кинофильмов о природных объектах, животных или стихийных проявлениях; «Эко-объектив» – конкурс кинорепортажей об экологической социально полезной деятельности детских коллективов; «Многообразие вековых традиций» – конкурс отдельных поделок и композиций из природного материала; «Природа. Культура. Экология» – конкурс сольных и коллективных исполнений песен о природных объектах и животном мире из российских кинофильмов, а также постановки по мотивам российских кинофильмов о природе и животных. В форуме принял участие 121 ребёнок из 43 образовательных учреждений 24 территорий края.
Наталья КАУЛЬ, методист АКДЭЦ
Конкурс «Птица года» Дорогие друзья! В АКДЭЦ в третий раз стартовал краевой конкурс «Птица года». По решению Союза охраны птиц России птицей года стал удод. Это одна из самых ярких птиц России. Необычное сочетание контрастных белого, чёрного и рыжего цветов и хохол-ирокез привлекают внимание людей. Название «удод» произошло от глуховатой песни птицы: «Уп-уп-уп». В нашей стране удод – перелётная птица. Появляется у нас обычно в конце апреля, а улетает в конце августа или сентябре. На территории нашей страны обитает всего один вид удода. Селится часто неподалёку от человеческого жилья. Достаточно просто привлечь удода в свой сад или огород, подготовив для него подходящее гнездовье. Приглашаем всех любителей природы принять участие в конкурсе!
«Окно в природу» Более 420 фотографий 201 автора были представлены на конкурс «Окно в природу» по теме «Путешествие по Алтаю» в этом году. Работы оценивало жюри в составе Оксаны Владимировны Сидоровой, главного научного сотрудника сектора «Отечественное искусство» научно-исследовательского отдела Государственного художественного музея Алтайского края, и Валентины Ивановны Мещеряковой, искусствоведа, педагога АКДЭЦ, которая работает по программе «Фото. Кино. Экология». Все фотоработы распределили по разделам: «Пейзаж», «Жанровая фотография», «Фоторепортаж», «Портрет», «Микромир» и «Биологическое разнообразие». В каждом разделе определили призовые и поощрительные места (благодарности). Гран-при за работы, представленные в рамках проекта, присудили Джемме Оганнисян, ученице 7-го класса МБОУ «Гимназия № 5», МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных техников», г. Барнаул. По итогам конкурса в выставочном зале экологического центра была оформлена фотовыставка «Окно в природу», которая будет работать до конца апреля.
Татьяна ДАШКОВСКАЯ, методист АКДЭЦ |