Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета "Природа Алтая" №11-12 2009 г. (ноябрь-декабрь 2009)


А вы знаете, что....
Все номера газеты «Природа Алтая», которые можно посмотреть в интерактивном режиме находятся на сайте по адресу http://www.prirodasibiri.ru/?id_page=3&id_razd=55



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2009 год
№11-12 (167-168) 2009 год / 37 страница

Быстрый исток
Размышления о жизни Владимира Ильиных
«Дорогой Сергей Иванович! С тех пор, когда взял в руки перо и стал марать бумагу не только для газеты, мною написано четыре повести и около 40 рассказов. Произошло это - ты знаешь - в 55 лет. Сейчас мне идет 62-й год. Вот так начал свое письмо в редакцию наш автор Владимир Ильиных. И прислал нам книжку. Вот только напечатать ее не на что. Будем думать и надеяться на то, что поможет судьба да добрые люди. Сегодня предлагаем вам размышления автора над памятью и корнями нашими.
И ждем предложений: как нам готовую книгу напечатать. Ее название Владимир Иосифович уже нашел.


Зачем нужна такая книга?

Dum scribo, Spero (Пока пишу, надеюсь)
Тема этой книги – человек в природе, человек и природа, человек как часть ее.
Экология, как естественная среда существования человека, их взаимовлияние, взаимозависимость, тревожные тенденции человеческой деятельности в окружающей среде, противодействие природы человеческому влиянию в виде оскудения флоры и фауны.
Оно, в конце концов, обратной стороной палки ударит по человеческой популяции, объективно приведет к деградации человека мыслящего, снижению его защитных свойств и комфортного существования внутри природы.
Уже сейчас человек чувствует себя неограниченным властителем окружающей среды, что неправильно. Надо разумно использовать доставшиеся нам ресурсы, думать о последующих поколениях, воспитывая у детей и внуков бережное отношение к окружающему природному миру. Как это возможно?
В сфере литературы действовать через нравственность, через мораль, пользуясь положительными эстетическими и этическими нормами поведения: любви к большой и малой Родине, к своему дому, к растениям и животным, которые окружают тебя с детства. Здесь очень заразителен пример взрослых, бережно относящихся к природе, а не наоборот – хищнически ее уничтожающих.
Для литератора, взявшегося за перо, важно при этом, на мой взгляд, уйти от начетничества, морализаторства по поводу предстоящего конца света, различного рода «пофигизма», «голого» развенчания печально знаменитой фразы «После нас - хоть потоп».
Цель литератора – человеческая душа, малейшие в ней положительные изменения, которые, в конечном счете, станут способствовать гармонии в природе, через поступок изменят самого человека, его характер.
Не нужно думать, что читатель – лох, которому нужно все «разжевать» и положить в рот. Нет, неправда. Достаточно намекнуть, провести параллель, подобрать сравнение, образ. Иными словами – нужно просто уважать своего читателя, памятуя о том, что читатель сам разберется. А если не разберется – значит, это не твой читатель.
Вот с этими мыслями и составлялась предлагаемая книжка.
В. ИЛЬИНЫХ
10 мая 2009 года


ДРЕВО ЖИЗНИ

Владимир ИльинНесколько лет назад довелось мне побывать в благодатном уголке Алтая в юго-западной его части, в самом «подбрюшье» степной стороны, которая плавно переходит в холмы, а затем на юге – в Алтайские горы.
При взгляде на карту видишь, что центром этого района является исторически знаменитый город Змеиногорск, а также недалеко расположенный от него, известный своей промышленностью город Горняк. В эти места, в райцентр Староалейское, держал я путь отпускника.
Не стану описывать красоту ландшафтов, разворачивающихся по ходу движения автобуса. Полагаю, что ими по праву и с полным на то основанием гордятся местные жители. С погодой мне повезло. Бездонный купол синего неба распахивал перед любопытным взором то бескрайние поля зрелой пшеницы с трудолюбивыми «букашками» комбайнов на них, то изумрудную гладь Гилевского водохранилища, то причудливо выветренные силуэты окружающих скал.
Невольно думалось, глядя на описанные выше места, что не могли не избрать этакую красотищу для жизни своей, для укоренения в ней навсегда наши прапрадеды, прадеды, деды и отцы.
Ведь, как историк по образованию, я знал, что в конце XIX–начале XX столетия сюда, в Сибирь, хлынула масса народа из перенаселенных областей Центральной России. В большинстве своем это был люд предприимчивый, мастеровитый, молодой, чтобы успеть при жизни обустроиться на новой земле и оставить после себя потомство.
Красной линией в этих рассуждениях проходила мысль о том, что должно же что-то существовать, соединяющее прошлое и настоящее народа, делающее нас, россиян, великой страной...
Почему, подчас в глухой деревеньке, вдали от центров цивилизации можно услышать необычайный песенный дар застенчивой молодушки? Или взгляд твой вдруг поразит затейливое деревянное кружево оконных наличников и створок ворот сельской усадьбы? Или талантливо исполненные пейзажи, натюрморты, жанровые сценки на картинах самодеятельного художника?
Примеров подобного рода можно приводить множество. Много ли мы у себя, в Быстром Истоке, знаем об истории Колыванского тракта, проходящего по самому увалу? Почему он так назван? Вполне возможно, что этому послужили определенные экономические обстоятельства. Наверное, есть люди, документы, свидетельствующие об этом.
Главным, и самым существенным в отыскании собственных корней, мне видится историческая память народа. Необходимо знать предшествующий опыт, достижения и ошибки своего рода, семьи. Понятно, что такое дело требует интеллектуальных усилий, энтузиазма не только одаренных одиночек, но и поддержки всего общества. Как выйти из создавшегося положения? Вот о чем думал я.
И тут неожиданные обстоятельства моего «гостевания» пришли мне на помощь.
Оказывается, старейшина рода Щетининых, на данный момент Андрей Иванович (светлая ему память, умер он два года назад), проживающий с супругой Клавдией Иннокентьевной в городе Горняке, известный в свое время сельский строитель, нарисовал схему «Древа жизни» рода Щетининых на сибирской земле, уходящих своими корнями в XX век. Написана, графически изображена она так увлекательно, как вообще все мог делать этот незаурядный человек.
Не стану утомлять читателя перечислением семи поколений предков этой семьи. Их жизнь проходила в ногу со временем, точно повторяя изгибы нелегкой народной судьбы.
Там, в не таком уж далеком историческом прошлом, остались голод и разруха, несправедливые обвинения пресловутой «тройки», ссылка на северное поселение, война и гибель родных при защите Отечества, тяжелый труд на лесоповале и в шахте, невероятные усилия по выживанию и укреплению семьи. Это все досталось на долю роду Щетининых. Как, впрочем, и многим другим в России.
Читая написанные сочным народным языком воспоминания старейшины рода, невольно задумываешься о том, что же помогло выжить этим людям в годы испытаний? Ответ я нашел такой: неизбывный, постоянный труд, основанный на вере в будущее, разбавленный уже чисто индивидуальными качествами семьи: природной талантливостью в общении с людьми, творческой одаренностью, этаким народным юморком, направленным, в том числе, и на себя, что отличает людей умных.
«Мы постепенно превращаемся в манкуртов», - говорит Андрей Иванович в своем «Древе жизни». Это утверждал человек, знающий историю семи поколений предков! Подумал про себя, что по рассказам своей бабушки Варвары, знаю лишь имена четырех своих предков по мужской линии: Иосиф, Фирс, Архип, Демид. Но ведь не каждый может и четырех предшественников вспомнить в роду!
А вот в Карачаево-Черкесии, к примеру, 15 поколений (!) своих предков обязан знать каждый.
Конечно, они – народ малый, мы – большой. Но если так дело пойдет дальше – скоро мы сравняемся по численности. Это, понятно, гипербола, но посмотрите, как пустеют сибирские просторы! А ведь нашим предкам они достались неимоверным трудом…
Полагаю, что естественное желание оставить о себе след на земле, привело моего родственника к написанию «Древа жизни». Но в этом вижу и проявление здорового социального инстинкта самосохранения нации.
У каждого из нас должно быть свое «Древо жизни», которое должно и постоянно расти. Мы – не Иваны, не помнящие родства. Мы – большая родня на этой земле. Другой у нас нет.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное учреждение культуры РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА
«СИБИРЯЧОК»
Конкурс «Золотой листопад-2009»
Уважаемый Владимир Иосифович!
Редакция детского литературно-художественного журнала «Сибирячок» благодарит Вас за участие в конкурсе литературного творчества «Золотой листопад-2009» имени Г. П. Михасенко.
Поздравляем Вас с присуждением III места в номинации «Неугомонные бездельники».

Ёжик
Осенний лес притих в ожидании будущих непременных холодов. Березовая роща отряхнула листья с ветвей и замерла в неведении, стыдливо обнажив густые чащи. Вся краса, от светло-желтых до багряно-красных чешуек, свисавшая ранее со старых берез как монисто, покорно лежала теперь на сырой земле, укрывая ямки и неровности, а с ними и последние грибы, задорно показывающие, порой, кокетливые шляпки ищущему взгляду.
Ради таких минут и пробираешься по гулкому, насторожившемуся лесу, полному неясных шорохов и сгустившейся тишины, инстинктивно выбирая во мху и влажной подстилке из листьев место для ноги, чтобы при следующем шаге ненароком не хрустнул сучок.
Лес живой и ты ощущаешь это! Он смотрит на тебя множеством взглядов: заинтересованных и равнодушных, пустых и настороженных, будто решая про себя: рачительным хозяином ты пришел или незваным гостем?
В прозрачной и словно стеклянной тишине отчетливо слышен каждый звук. Вдруг ловишь себя на звуках храпа. В недоумении придерживаешь дыхание: неужели напряженное горло пускает фистулу? Но нет. Застыв на месте, осторожно оглядываешься по сторонам. Взгляд замечает почти у самых ног небольшую кучку опавших листьев. Да что же это такое? - разбирает любопытство. Березовой палочкой, приготовленной для того, чтобы добираться до грибов не нагибаясь, сторожко трогаешь необычную кучку.
Храп тотчас же прекращается. Сбоку кучку листьев кто-то ворошит изнутри, отбрасывает часть листьев в сторону и вот уже на тебя уставился чей-то любопытный, круглый и коричневый, совсем, видимо, не выспавшийся глаз.
Елы-палы! Ёжик, собственной персоной! И почему место отдохновения выбрано между тоненьких березок, а не в чаще лесной? Выходит, где заботы застали, там и сон сморил? Похоже, осень долгой ещё будет.
Смотрим друг на друга в ещё утренней полудреме. Надо бы как-то разбегаться. Свободной передней лапкой ёжик подгрёб в кучку отвалившийся ком листьев, укрылся ими плотнее, спрятал голову между лапок и продолжил дальше сопеть, доверительно угадав во мне незлобивого чужака.
Тихонько, по своим же следам, я сдал немного назад. Зажатой в руке палкой замахнулся на противных, прожорливых совхозных телят, выгнанных скотником на свободный выпас и направляющихся как раз сюда, к нашему колку. Телята неохотно отвернули вбок.
Владимир ИЛЬИНЫХ


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©