Отдел водных ресурсов В городе Барнауле, в частности, и в Алтайском крае, в целом, остро стоит проблема нарушения режима водоохранных зон водных объектов. В соответствии со статьей 65 Водного Кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ (то есть включающая в себя береговую полосу «у самой воды»), на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Соблюдение режима водоохранных зон Задачи Первоочередными задачами государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения: - требований к использованию и охране водных объектов; - особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Контроль и надзор Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).
Запрещается В соответствии с частью 15 статьи 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод для удобрения почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В обеспечение данных требований статьей 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны водных объектов. Цель данной статьи - обеспечение административно-правовыми средствами охраны вод, их качества и природных свойств, а также соблюдения порядка водопользования и предотвращения вредных воздействий на иные элементы окружающей среды. Сфера применения статьи - деятельность по использованию и охране водных ресурсов, по воздействию на воды производственных, сельскохозяйственных, коммунальных, лесозаготовительных и иных предприятий и объектов. Штраф за несанкционированную мойку Наиболее распространенный вид нарушения водоохранного режима – это несанкционированные мойки автомобилей. В основном это водозаборы, небольшие городские водоемы и «колонки». В начале 2010 года введена в действие статья 8.42 КоАП РФ Нарушение спецрежима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 4,5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 8 тысяч до 12 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 400 тысяч рублей. 2. Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридических лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. Таким образом, даже просто движение и стоянка транспортных средств вне дорог с твердым покрытием образует состав административного правонарушения и карается штрафом в размере от 3 тысяч до 4,5 тысяч рублей.
Кроме того Кроме того, статьей 43 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» запрещена мойка транспортных средств у водозаборных колонок, колодцев, на тротуарах, детских площадках и в иных не отведенных для этого местах, предусматривая наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей.
Еженедельные рейды В целях выявления и пресечения подобных нарушений межрайонным отделом экологического контроля управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в рамках заключенного соглашения о взаимодействии с ГУВД Алтайского края по вопросам контрольной деятельности в сфере охраны окружающей среды организованы еженедельные совместные с сотрудниками органов внутренних дел г. Барнаула рейды по выявлению и привлечению к ответственности недобросовестных жителей края, которые моют свою технику в неположенном месте. Результаты таких рейдов будут ежемесячно публиковаться в газете «Природа Алтая».
ВОДНЫЕ МИГРАНТЫ Дефицит воды в мире заставил 20 миллионов человек покинуть свои дома. Прогрессирующий дефицит питьевых источников в мире вызвал опасное явление - водных мигрантов. Только за год свыше 20 миллионов человек в мире покинули свои дома в лишенных воды регионах. Около 700 миллионов человек в 43 странах постоянно находятся в условиях « водного стресса» и дефицита. Примерно одна шестая населения Земли не имеет доступа к чистой питьевой воде, а одна треть - к воде для бытовых нужд. Острую нехватку воды уже испытывают ближайшие южные соседи нашей страны. Какую опасность несет России мировая проблема обезвоживания? Этот вопрос обсуждался на заседании Совета безопасности РФ. Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев рассказал корреспонденту «Российской газете», что вода уже в ближайшее время может стать стратегическим ресурсом. «Я могу привести многочисленные примеры, когда нехватка воды приводила к вооруженным конфликтам и войнам между сопредельными государствами, - сообщил Николай Патрушев. - В последнее десятилетие конфликты и кризисы по этой причине нарастают уже в 46 странах, где проживают 2,7 миллиарда человек. Самые конфликтные в этом отношении - регионы Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и Северной Африки» . Как в этой ситуации нужно вести себя России, чтобы и свои ресурсы не потерять, и не испортить отношения с соседями? Эти непростые вопросы изучил Совет безопасности РФ. Согласно прогнозу российских ученых, примерно между 2035 и 2045 годами объем пресной воды, который потребляет человечество, сравняется с ее ресурсами. Однако глобальный водный кризис может наступить даже раньше. Это связано с тем, что основные запасы воды сосредоточены лишь в нескольких странах. К ним, в частности, относятся Бразилия, Канада и, конечно, Россия. Естественно, что в этих странах далеко не вся вода будет использована даже к 2045 году, слишком велики ее запасы. Зато для многих других государств водная проблема может наступить завтра. Казалось бы, у нас воды столько - одна пятая часть всех мировых запасов питьевой воды, что хватит всем будущим поколениям и никогда не закончится. То есть пей - не хочу. Но оказывается, что в России тоже огромная проблема, но не с водными ресурсами, а с их использованием, что уже сейчас создает реальную угрозу национальной безопасности страны. Об угрозе нехватки водных ресурсов говорится и в Стратегии национальной безопасности до 2020 года. По словам Николая Патрушева, в 2009 году питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, было обеспечено только 38 процентов российских населенных пунктов, еще 9 процентов получают недоброкачественную питьевую воду. Но и это не все - в более чем в половине городов и сел вода для питья вообще не исследовалась, и никто не знает, насколько она вредна для здоровья. Состояние оросительной системы также вызывает серьезную озабоченность. Площади орошаемых земель в России составляют всего 4,5 миллиона гектаров. Эффективность использования водных ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах. Все это свидетельствует о крайне нерациональном использовании водных ресурсов и необходимости изменения государственной политики в области мелиорации земель. Чтобы решить эти и многие другие проблемы водопользования, в России разработана Водная стратегия России на период до 2020 года. Как сообщил секретарь Совбеза РФ, она предусматривает сокращение непроизводительных потерь воды в два раза. Рационализация водопользования, в том числе снижение потерь за счет внедрения сберегающих технологий и реконструкции систем водоподачи, может снижать энергоемкость экономики на 20 миллиардов рублей ежегодно. Как считают ученые, на мировом рынке в ближайшей перспективе особую ценность будет иметь не сама вода как ресурс, а водоемкая продукция. Рост цен на водоемкую продукцию по мере увеличения дефицита водных ресурсов неизбежен. Например, производство 1 тонны азотной кислоты требует от 80 до 180 кубических метров пресной воды, хлопчатобумажной ткани - от 300 до 1100 кубометров, синтетического волокна - 1000 кубометров, ну и так далее. Огромные объемы воды потребляют энергетические установки для охлаждения энергоблоков, причем значительная ее часть до одной трети уходит в безвозвратные потери. Не меньше воды требуется и на выращивание сельхозкультур. Например, количество воды, затраченное на выращивание продуктов питания, которые ввозятся в Северную Африку и на Ближний Восток, уже эквивалентно годовому стоку реки Нил. То есть, чтобы накормить население этого региона, необходим как минимум второй виртуальный Нил. |