На связи кемерово
Завершился первый смотр-конкурс школьных гербариев, который проводился в городе Кемерово по инициативе Кузбасского ботанического сада ИЭС СО РАН. Для участия в конкурсе было подано 25 заявок от образовательных учреждений города, в том числе школ, гимназий, учреждений дополнительного образования и детских садов. Подведены итоги, определены победители конкурса. Лучшими стали гербарии, представленный обучающимися МОУ ДОД «ЦДОД им. В. Волошиной» и воспитанниками МДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего вида». Победители получат грамоты и призы от Кузбасского ботанического сада и КРЭОО «Ирбис».
Смотр-конкурс Значение гербария для экологического образования школьников
Организатором и идейным вдохновителем конкурса стал доктор биологических наук, профессор Андрей Николаевич Куприянов, который на всех этапах проведения конкурса помогал и поддерживал участников и педагогов – руководителей ученических групп.
Что это такое? Так что такое гербарий и почему такое внимание уделяет этому конкурсу Кузбасский ботанический сад? Гербарий – это коллекция специально собранных по определённым правилам, засушенных растений, оформленная и снабжённая этикетками, предназначенная для научных целей. Считается, что первым, кто придумал засушивать растения между листами бумаги, был Лучо Гини (годы жизни 1490-1556), профессор ботаники в университет в Болонье. Он не знал, что совершил открытие, сравнимое только с изобретением компьютера. Карл Линней утверждал, что гербарий превыше любого изображения и необходим любому ботанику. Благодаря гербарию учёные получили возможность в минимальных объёмах накапливать бесконечное количество информации. Известно, что научная информация устаревает через 15 лет, но заложенная в гербарии она не устаревает никогда! Ценность гербария со временем только растёт. Гербарий может быть национальным достоянием, за право обладания им могут спорить государства. Гербарий заложил основу целой науке – ботанике.
Подробности Растения окружают нас повсюду и имеют огромное значение для человека. В конкурсе участники получили возможность выбрать одну из номинаций – например, гербарий какой-либо хозяйственной группы и узнать, какие растения относятся к медоносным, техническим, ядовитым, сорным или декоративным. В школьном курсе изучают систематику растений, как один из разделов ботаники. Но в гербарий, предлагаемый в качестве учебного пособия, включаются виды Европейской части России, которые плохо соотносятся с местными видами. Мы живём в Сибири, и нам нужно научиться узнавать растения, обитающие вокруг нас. Прекрасным пособием на уроках биологии станет гербарий тех же самых семейств, что изучают в школьном курсе, но составленный из местных растений. Возможность показать морфологическое разнообразие форм листьев, стеблей, цветов растений предоставлялась другой номинацией конкурса, а самой востребованной и универсальной оказалась номинация «Флора определённой территории». Для того, чтобы поучаствовать в этом разделе конкурса, не обязательно было выезжать в экспедицию или собираться в туристический поход. Здесь можно было представить гербарий, собранный в городе, микрорайоне, на территории школы, или, как в случае одного из победителей конкурса, – детского сада. А минимальное количество гербарных листов во всех номинациях вполне посильно для детской группы – 50 листов.
Дает возможность Где бы мы не жили, мы стараемся познакомиться с соседями. Дружим с одноклассниками, поддерживаем отношение с коллегами по работе. Точно также начинать краеведческую и юннатскую работу необходимо с того, что постараться узнать, какие растения (и животные) обитают рядом с нами в одном дворе, городе, крае. Конкурс гербария дал прекрасную возможность преуспеть в этом ещё и потому, что школьные гербарии, собранные ребятами, были переданы специалистам-ботаникам, которые помогли в определении сложных групп растений, обычно вызывающих затруднения (злаков, крестоцветных, сложноцветных). Правильно оформленный гербарий становится прекрасным пособием на уроках природоведения, ботаники, экологии и краеведения.
Великие имена История изучения природы нашей области связана с именами таких знаменитых учёных как Карл Линней, Иоганн-Георг Гмелин, Николай Степанович Турчанинов, Георг-Вильгельм Стеллер, Карл Фридрихович Ледебур, Александр Андреевич Бунге, Пётр Симон Паллас. Имена, знакомые нам по учебникам. Великие исследователи, чьи пути и маршруты изучения Сибири в разные годы проходили через нашу область или те, кто изучал и систематизировал материалы, присланные из Сибири. Они оставили свои имена и в названиях растений, которые встречаются в Кузбассе – чина Гмелина, жимолость Палласа, Ива Турчанинова, криптограмма Стеллера, звездчатка Бунге, Линнея северная, вейник Лангдорфа. За каждым названием таятся отголоски великих открытий, больших путешествий, удивительных мест. Правильно собранное, засушенное и оформленное растение становится научным фактом. А на основе фактов можно сделать научное исследование. И это доступно внимательному и заинтересованному человеку уже со школьной скамьи.
Вы задумывались? Участники конкурса убедились, что найти растения для гербария можно буквально под ногами! Вы задумывались над тем, какая трава растёт в вашем дворе? – Да что там может быть интересного? – скажет кто-то – лопухи да одуванчики. И ошибётся. В одном только Центральном районе юные исследователи насчитали около 120 видов растений! И это только травянистые растения – «дикари», которые растут «под ногами», а не заботливо выращиваются на клумбах. Много интересного узнали о растениях участники конкурса. И всех желающих – и учителей, и школьников, Кузбасский ботанический сад приглашает в увлекательное путешествие в царство растений и приглашает принять участие во II смотре-конкурсе школьных гербариев Полностью положение о конкурсе школьных гербариев размещено на сайте www.kemcdod.ru в разделе «Конкурсы».
Из положения городского смотра-конкурса учебных гербариев Конкурс проводится Кузбасским ботаническим садом Института Экологии человека СО РАН совместно с МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово и КРЭОО «ИРБИС»
Цели и задачи конкурса: - пропаганда биологических знаний, сохранение традиций и престижа естественнонаучного образования; - развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской и краеведческой деятельности; - совершенствование работы с учащимися по профессиональной ориентации в ОУ; - привлечение к работе с учащимися ученых научно-исследовательских центров; - привлечение общественного внимания к проблемам сохранения биологического разнообразия в Кемеровской области.
Участники конкурса В конкурсе могут принять участие любые образовательные учреждения города Кемерово (средние общеобразовательные учреждения, гимназии, лицеи, учреждения дополнительного образования детей, дошкольные образовательные учреждения и т.д.).
Руководство конкурсом Общее руководство конкурсом осуществляет организационный комитет (Оргкомитет), куда входят сотрудники Кузбасского ботанического сада и ЦДОД им. В. Волошиной и КРЭОО «ИРБИС». Оргкомитет проводит работу по подготовке и проведению конкурса, формирует состав жюри, утверждает (корректирует) сроки проведения отдельных этапов конкурса, составляет списки участников, решает иные вопросы по организации работы конкурса.
Технология проведения конкурса Конкурс проводится по следующим номинациям: - гербарий отдельных семейств покрытосеменных растений (гербарий, предоставляемый на конкурс, должен содержать растения только одного семейства); - гербарий различных хозяйственных групп растений (гербарий, предоставляемый на конкурс, должен содержать растения только одной группы, например: медоносные, декоративные, технические, лекарственные, кормовые, ядовитые и т.д.); - гербарий, сформированный по жизненным формам (гербарий, предоставляемый на конкурс, должен содержать растения всех типов жизненных форм по выбранной классификации (указать автора)); - гербарий флоры определённой территории. - гербарий, представляющий морфологическое разнообразие растений (гербарий, предоставляемый на конкурс, должен содержать растения демонстрирующий разнообразие только одного органа. Полностью положение опубликовано на сайте www.kemcdod.ru в разделе «Конкурсы». |