красноярский край
Меняющийся мир требует идти в ногу со временем. Чтобы быть востребованными и вписаться в комплексный процесс экологического образования, нужно не просто хорошо работать, а стараться делать это интересно, нестандартно, ярко. Хочется рассказать о наиболее удачных, на наш взгляд, формах работы.
интересно, нестандартно, ярко Ведется непрерывное экологическое образование на территории биосферного резервата «Саяно-Шушенский заповедник»
«Заповедная страна» Образовательная программа «Заповедная страна», разработанная методистом заповедника Н. Н. Тихоновой, предусматривает проведение цикла занятий с детьми младшего возраста. Подготовлено более 20 тематических презентаций по флоре и фауне региона для иллюстрации тем, по которым проводятся занятия в школах и детских садах Ермаковского района. В течение двух лет автор самостоятельно проводила занятия в группах, вносила в программу необходимые корректировки. С началом текущего учебного года педагоги начали самостоятельное проведение занятий на основе подготовленных материалов по этой программе. Педагоги – наши главные помощники в процессе экологического образования и просвещения. Их изобретательность и творчество, привлечение детей (и членов их семей) к изучению природы через активную деятельность – незаменимы в экологическом образовании и просвещении. Обеспечивая педагогов информацией и предоставляя возможность участия в конкурсах, организованных заповедником, мы получаем больший эффект, чем проведение занятий нашими сотрудниками с отельными группами детей и школьников.
«Зеленый учитель» Конкурс «Зеленый учитель» начинался как конкурс открытых уроков и занятий на тему «Природа и экология». Постепенно он перерос в конкурс методических материалов, которые представляют участники. Тема конкурса «Многообразие дикой природы Западного Саяна. Особо охраняемые природные территории и их роль в сохранении биоразнообразия региона» постоянна в течение трех лет. На конкурс представляют сценарии и программы занятий, аудио и видео подборки, вспомогательный материал для изучения темы «Природа и экология родного края». К участию приглашаются педагоги дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, педагоги дополнительного и профессионального образования. В 2006 г. на участие в конкурсе было всего 3 заявки, в 2007 – 20, в 2008 – 43! Мы не ограничиваем географию участников. Поражает находчивость и изобретательность педагогов. Это КВНы, праздники, сказки, детские проекты, журналы и газеты. Например, призером 2008 года стала методическая разработка урока «Умножение и деление обыкновенных дробей» в 6 классе. Педагог совместила изучение математики и редких животных, подготовила наглядный и дидактический материал для занятий. Все конкурсные работы и материалы о заповеднике и других ООПТ получает каждый участник конкурса. Есть они в каждой школе, детском саду, образовательном учреждении. Вместе с литературой и наглядными материалами заповедной тематики они используются при подготовке к занятиям. На конкурс выставок детского творчества о природе региона, объявленный в рамках Марша парков, были представлены готовые выставки, подготовленные в детских садах и школах района. Важно заметить, что первым этапом конкурса был отборочный тур внутри образовательных учреждений, и только самые лучшие и интересные выставки педагоги представляли на конкурс, самостоятельно оформив их в визит-центре заповедника. Посмотреть на творения детей и педагогов приходили группы, классы, семьи и гости поселка, узнавшие об этом из СМИ. Фотоматериалы, полученные на конкурсе, украсили буклет «Марш парков 2008», и календарь экологических дат на 2008-2009 г. выпущенные заповедником.
«Зеленые старты» Наш конкурс «Зеленые старты» среди дошкольных учреждений – один из способов активизировать изучение растений и животных, обитающих в регионе. Положение о конкурсе с указанием темы педагоги ДОУ получают в начале учебного года (по согласованию с районным управлением образования он включен в циклограмму РУО). В течение полугода педагоги собирают материал, проводят занятия с детьми по изучению редких и исчезающих видов и подают заявки на участие в конкурсе. Далее проводится жеребьевка, и определяются конкретные виды, которые должны будут представлять команды. Сотрудники отдела экопросвещения готовят для педагогов информационные подборки занятий с детьми. Педагоги с детьми и родителями готовят визитки, эмблемы, сочиняются стихи, готовят музыкальные номера и 5-7 минутную программу по представлению команды (представление растения или животного). Обязательным атрибутом является единая форма, отличающая данную команду и указывающая на характерные признаки вида. Сама программа включает в себя как познавательные, так и спортивные состязания. Однако, это не просто спортивные состязания, а «кабарожьи бега», «медвежья эстафета», «цветочные узоры» и т.п., где детей знакомят с повадками животных, особенностями произрастания растений. Все команды, участвующие в конкурсе получают призы и дипломы. В подготовке команды участвует весь коллектив ДОУ (педагоги ИЗО, музыкальные работники, педагоги физвоспитания, воспитатели в группах. Активно подключаются к процессу и родители. Двухлетний опыт проведения «Зеленых стартов» показал, что данная форма работы с детьми и педагогами является эффективной и стимулирует творческий подход к экологическому образованию.
Брейн-Ринг Подготовка к Брейн-Рингу «Заповедная природа – здоровье Земли» среди команд профессиональных училищ и техникумов началась с проведения цикла экскурсий в визит-центр заповедника. Затем, команды готовили визитные карточки и самостоятельно изучали материал для участия в конкурсе, готовили концертные номера групп поддержки. В ходе игры 5 команд состязались в знании краснокнижных растений и животных Сибири, особенностей охраняемых территорий, понятий и терминологии. Была оформлена выставка литературы, приглашено телевидение, местные СМИ. Ответы команд оценивали сотрудники заповедника, национального парка, станции юных натуралистов. Большую помощь в организации и проведении этого мероприятия оказали сотрудники районной библиотеки, где на период подготовки к игре была оформлена большая выставка литературы и проводились видеопросмотры фильмов заповедной тематики.
Экологические лагеря Экологические лагеря Саяно-Шушенский заповедник проводит уже шесть лет. Это уникальная возможность совместить обучающие и познавательные моменты, знакомство с деятельностью ООПТ и полноценный отдых в экологически чистых уголках заповедной природы. К участию в программе привлекаются научные сотрудники, педагоги, преподаватели ВУЗов. 10-12 дневные смены предусматривают проведение полевых исследований, изучение основ проектирования, проведение трудовых десантов, посещение музеев и памятников истории и культуры. Участники экологических лагерей становятся сторонниками и помощниками природоохранной и просветительской деятельности.
Е. ОЖИГОВА, государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» |