Официально. Управление природных ресурсов и нормирования
Во исполнение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений 31 января 2014 года прошло рабочее совещание руководителей заинтересованных органов исполнительной власти по вопросу подготовки гидротехнических сооружений (далее – ГТС) к безаварийному пропуску паводковых вод.
Подготовка к паводку На совещании проанализировано современное состояние ГТС на территории Алтайского края, возможные сценарии развития паводковой обстановки, проработаны меры по предупреждению развития чрезвычайных ситуаций в период ожидаемого весеннего половодья, связанных с авариями на ГТС. Итогом прошедшего совещания стала разработка и согласование графика обследования ГТС на территории Алтайского края в предпаводковый и паводковый периоды 2014 года. В соответствии с согласованным графиком обследованию подлежат 27 ГТС в 11 муниципальных образованиях Алтайского края. Обследование ГТС проводится межведомственной рабочей группой, в которую вошли представители Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, Сибирского управления Ростехнадзора, Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, краевого государственного учреждения «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае», отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов С графиком обследования ГТС можно ознакомиться на сайте управления природных ресурсов и нормирования.
Изменения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений Федеральным законом от 28.12.2013 № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон от 28.12.2013 № 445-ФЗ) совершенствуется законодательство о безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС) в целях сокращения количества бесхозяйных ГТС и, как следствие, снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Законом от 28.12.2013 № 445-ФЗ конкретизируется сфера деятельности Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в частности, вводятся и уточняются понятия, полномочия органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации порядок консервации и ликвидации ГТС, ужесточаются требования к обеспечению их безопасности. Например, вносимые изменения в статью 5 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» возлагают ответственность по проведению мероприятий по капитальному ремонту, консервации или ликвидации (сносу) бесхозяйных ГТС на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти сооружения, с целью обеспечения их безопасности. В статье 14 «Проверка гидротехнических сооружений» установлены полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора, при установлении бесхозяйного ГТС. Законом от 28.12.2013 № 445-ФЗ введена статья 12.1 «Консервация и ликвидация (снос) гидротехнического сооружения» и статья 11.1 «Техническое расследование причин аварии гидротехнического сооружения». Согласно статье 12.1 в случае консервации ГТС, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется комиссия. В ее состав включаются представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС в соответствии с их компетенцией, органов местного самоуправления, на территориях которых расположены эти ГТС. Консервация и ликвидация ГТС, в том числе бесхозяйных, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 11.1 техническое расследование причин аварии ГТС проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений. В ее состав включаются: представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления; представители собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей его организации; представители страховщика и другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанности участия органов местного самоуправления в вышеуказанных комиссиях закреплены также Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Принятый Закон от 28.12.2013 № 445-ФЗ направлен на обеспечение необходимого уровня безопасности ГТС, в том числе бесхозяйных, организацию и выполнение необходимых мероприятий по предотвращению аварий ГТС и обусловленных ими чрезвычайных ситуаций, что, в свою очередь, позволит сократить ущерб от затоплений и подтоплений территорий, разрушения плотин, дамб и других ГТС.
Материалы предоставил Олег ТКАЧЕНКО, начальник отдела водных ресурсов. Фото с сайта управления
О плате за пользование водными объектами В соответствии с существующим законодательством пользование водными объектами осуществляется на основании договора водопользования, заключенного между предприятиями-водопользователями и администратором поступлений в федеральный бюджет доходов от платы за пользование водными объектами. До 2014 года уполномоченным органом по взиманию платы за пользование водными объектами по Алтайскому краю являлось Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, которое с января текущего года вошло в состав Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края. Размер платы определяется исходя из ставок платы и объема забора воды согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 876, а также правилам расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. В соответствии с приказом Федерального агентства водных ресурсов от 05.03.2013 № 39 плановый объем поступлений в бюджетную систему Российской Федерации сумм платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, на 2013 год по Алтайскому краю составлял 63 миллионов 724 тысяч 39 рублей. Фактический объем доходов от платы за пользование водными объектами на территории Алтайского края в 2013 году составил 66 миллионов 926 тысяч 87 рублей, в том числе: – 66 миллионов 754 тысяч 97 рублей – плата за пользование водными объектами; – 171 тысяча 90 рублей – штрафы за превышение допустимого объема (изъятия) водных ресурсов и пени за несвоевременное внесение платы за пользование водными объектами. До января 2014 года плата за пользование водными объектами в полном объеме поступала в федеральный бюджет. Начиная с 2014 года согласно приказу Федерального агентства водных ресурсов от 25.12.2013 № 235, штрафы за превышение допустимого объема (изъятия) водных ресурсов и пени за несвоевременное внесение платы за пользование водными объектами будут поступать в бюджет субъекта Российской Федерации. |