Муниципалитеты и Охрана природа Выступление С.И. Авцинова на заседании Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» 2 ноября 2011 года «О ходе выполнения муниципальными образованиями закона Алтайского края от 1 февраля 2007 №3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» и закона Алтайского края от 10.07.2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».
При условии сохранения природных систем Устойчивое развитие Алтайского края, высокое качество жизни и здоровья его населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Это обуславливает необходимость формирования и реализации сбалансированной государственной политики в области обеспечения экологической безопасности. Именно поэтому в данной сфере необходимы консолидированные усилия всех органов власти и органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды определены статьей 6 закона Алтайского края от 1 февраля 2007 №3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае». Одним из таких полномочий является сохранение уникальных природных объектов и территорий, придание им особого статуса путем объявления особо охраняемыми природными территориями местного значения, организация их учета и охраны;
ООПТ местного значения Общая площадь ООПТ на территории Алтайского края составляет 766,11 тыс. га (4,6% от площади края). Из них 725,4 тыс. га (4,3% от площади края) относятся к ООПТ регионального значения. На территории Алтайского края ООПТ представлены государственным природным заповедником «Тигирекский» - 40,7 тыс. га, природным парком краевого значения «Ая» - 1,88 тыс. га, 35 природными заказниками краевого значения общей площадью 704,7 тыс. га и 51 памятником природы краевого значения общей площадью 18,9 тыс. га. Заключением независимой экспертной комиссии государственной экологической экспертизы рекомендовано перевести в категорию особо охраняемых природных территорий местного значения 30 объектов, так как объекты не являются уникальными и ценными в краевом масштабе, но имеют особую значимость на районном и местном уровне. Отдельным памятникам природы рекомендовано присвоить статус объектов исторического и культурного наследия. Соответствующие материалы были направлены управлением в города и районы Алтайского края Так, например, на территории Тальменского района до инвентаризации было пять памятников природы регионального уровня. Памятники природы «Озеро Хомутинка», «Лесной массив Тальменского урочища», «Берёзовая роща завода Тальмаш», «Берёзовая роща ДОКа» в связи с очень высокой рекреационной нагрузкой и захламленностью территории были исключены из категории ООПТ регионального уровня и рекомендованы к переводу на муниципальный уровень. Соответствующие письма были направлены в администрацию района. Местные жители села Тальменка обратились с ходатайством в управление о придании статуса ООПТ местного значения упраздненным памятникам природы. На основании ст. 7.1 закона Алтайского края от 18 декабря 1996 г. № 60-ЗC «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае» решение об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения принимает орган местного самоуправления. На сегодняшний день, несмотря на обращения местных жителей и рекомендации управления, работа по созданию муниципальных ООПТ в районах края органами местного самоуправления не ведется.
Информирование населения Следующим полномочием, связанным с охраной окружающей среды, в соответствии с законом является информирование населения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране на территории муниципального образования Анализ материалов средств массовой информации районного значения, в целом по краю, показывает, что тема охраны окружающей среды для них зачастую не является приоритетной. За истекший период 2011 года управлением было опубликовано в средствах массовой информации более 150 материалов, связанных с экологической ситуацией в крае (о результатах контрольных мероприятий, работах по расчистке русел рек, предупреждении пожароопасных ситуаций, мерах по сохранению лесного фонда, сырьевых ресурсах и др.). Ежедневно материалы по экологической тематике размещаются на официальном сайте управления. Управлением финансируется издание краевой экологической газеты «Природа Алтая». Газета выходит ежемесячно, распространяется редакцией газеты по бесплатной рассылке, а также управлением по организациям и учреждениям города Барнаула. В 2011 году газета получила положительную оценку Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина. В соответствии с его поручением управлением созданы все условия для того, чтобы в каждый район края бесплатно доставлялось необходимое количество экземпляров.
Ежегодный доклад В целях обеспечения населения Алтайского края объективной систематизированной аналитической информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности начиная с 1997 года публикуется Ежегодный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае. Доклад содержит сведения об осуществляемых на территории Алтайского края правовых, организационных, технических и экономических мерах по сбережению и восстановлению природных ресурсов. Ежегодно доклад направляется в муниципальные образования края и вручается на годовых коллегиях управления. Необходимо отметить, что, несмотря на неоднократные приглашения всех глав муниципальных образований принять участие в работе коллегий, реально в ней участвуют лишь единицы. Это говорит о том, насколько главы районов интересуются экологическими проблемами района и края.
Воспитание и просвещение Экологическое воспитание и просвещение населения муниципального образования также является полномочием органов местного самоуправления. Одной из важных функций управления природных ресурсов является развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории края. Алтайский край ежегодно принимает участие в Общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» с 15 апреля по 5 июня. По итогам 2010 года Алтайский край занял второе место среди регионов Российской Федерации в этой акции. В текущем году в рамках акции в крае состоялось более 300 мероприятий, в которых приняли участие более 300 тысяч человек. Большая часть из них – это мероприятия по экологическому образованию и воспитанию (конкурсы, олимпиады, праздники экологического календаря, фестивали и т.п.), в которых приняли участие более 150 тысяч школьников и студентов. Таких результатов мы достигли при том, что в акции участвуют только 20 районов и шести городов края, остальные муниципальные образования не считают нужным заниматься данным вопросом. Учитывая, что в настоящее время вопрос развития непрерывного экологического образования и просвещения населения края находится на особом контроле Губернатора Алтайского края, считаю, что всем органам местного самоуправления необходимо подключится к этой работе. Только в 2011 году на эти цели в рамках ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» выделено один миллион 200 тысяч рублей. В соответствии с законом, органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия в области охраны окружающей среды, отнесенные к их ведению законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Сельхозпалы В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 04.04.2008 г. № 129 «О предотвращении на территории Алтайского края сельскохозяйственных палов в весенне-осенний период» управление во взаимодействии с органами местного самоуправления, в период 2011 года предпринимало меры по предотвращению сельскохозяйственных палов и лесных пожаров. Несмотря на проводимую профилактическую работу среди населения и сельхозтоваропроизводителей, с начала пожароопасного периода, по данным управления, зафиксирован 231 ландшафтный пожар, общей площадью 10886 га. Продолжение на следующей странице
На Совете – об экологии 2 ноября текущего года в Администрации края состоялось очередное заседание Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края». С докладом по вопросу «О ходе выполнения муниципальными образованиями Закона Алтайского края от 1 февраля 2007 №3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» и Закона Алтайского края от 10.07.2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» выступил заместитель начальника управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края С. И. Авцинов. В ходе обсуждения доклада особое внимание было уделено вопросам организации сбора и вывоза бытовых отходов, мерах по предотвращению сельскохозяйственных палов и лесных пожаров, проблемам уничтожения и повреждения зеленых насаждений, безопасному обращению с ртутьсодержащими отходами, созданию особо охраняемых природных территорий местного значения, экологическому воспитанию и просвещению населения муниципального образования, а также задачам, стоящим перед органами местного самоуправления в рамках реализации предоставленных полномочий. В свою очередь председатель Совета муниципальных образований края С.Я. Агаркова высказала пожелание проводить совместную работу по организации оборота отходов на территориях муниципальных образованиях края, включая оформление земельных участков под полигоны твердых бытовых отходов. По итогам проведенного совещания Правлением Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» принято решение рекомендовать главам муниципальных образований: 1) разработать и принять целевые программы обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований; 2) принять меры по приданию статуса особо охраняемых природных территорий местного значения объектам, требующим дополнительной охраны в соответствии с рекомендациями управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края; 3) ежегодно принимать участие в Общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности». Кроме того, Правлению Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» предложено обратиться в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края и комитет администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике с предложением об увеличении количества грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики по направлению «Чистый муниципалитет» на 2012 и последующие годы для поддержки инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами. |