Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2013 г. (ноябрь-декабрь) 2013 год


А вы знаете, что....
Человеческий глаз способен различать 10 000 000 цветовых оттенков



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2013 год
№11-12 (215-216) 2013 год / 48 страница

48 страница. Официально. Управление природных ресурсов и охраны окружающей средыОфициально.
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды

Сегодня в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края, равно как и на всей территории Российской Федерации, сложилась очень сложная ситуация, когда уровень образования отходов в разы опережает уровень их переработки. Так, например, в 2012 году на территории края образовалось свыше трех миллионов тонн отходов, объем ежегодного образования отходов к уровню 2002 года (т. е. за 10 лет) вырос почти в три раза. И это лишь официально зарегистрированные данные, а реальные цифры, возможно, несколько больше.

Государственное управление в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края



Основные проблемы
Среди основных проблем:
• многочисленные несанкционированные свалки;
• объекты размещения отходов Алтайского края в основном не соответствуют требованиям природоохранного законодательства (не узаконены объекты размещения отходов, не производится их благоустройство, многие не переданы эксплуатирующей организации, имеющей соответствующую лицензию);
• нет утвержденных тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов;
• неразвита индустрия вторичной переработки отходов и в целом сфера услуг по сбору, вывозу и переработке отходов;
• недостаток средств в местных бюджетах для решения данных проблем.

Нагрузка на муниципалитеты
Основная нагрузка в области обращения с отходами приходится на муниципальные образования, поскольку действующим законодательством полномочия по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
При этом, по имеющейся в управлении информации, программы в сфере обращения с отходами разработаны только лишь в 10 муниципальных районах и городских округах.
Анализ текущей ситуации позволяет сделать вывод о невозможности надлежащей самостоятельной реализации указанных полномочий органами местного самоуправления, так как в действующем законодательстве фактически нет механизмов их реализации, отсутствует методологическая база, финансовые ресурсы и заинтересованные инвесторы.
В целях решения сложившихся проблем в данной области очень важна скоординированная комплексная работа органов государственного управления федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления.

Полномочия администрации края
К полномочиям администрации Алтайского края в области обращения с отходами относятся вопросы обеспечения государственной политики в области обращения с отходами на территории края, а также создание экономических, социальных и правовых условий для использования отходов, уменьшения их образования, внедрения малоотходных технологий, рационального использования природных ресурсов и вторичного сырья и т. д.
Следует отметить, что одной из проблем остается отсутствие специально уполномоченного органа в сфере обращения с отходами в крае.
В связи с этим в целях повышения эффективности государственного регулирования в 2009 году было принято Постановление администрации от 28.04.2009 № 192 о разграничении полномочий по обращению с отходами между 14 региональными органами исполнительной власти.
В частности, утверждение тарифа за утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов осуществляет Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению отходов относятся к жилищным и коммунальным услугам и регулируются соответствующим законодательством.

Предпринимательская деятельность
Вместе с тем обозначенные задачи не могут быть решены только за счет средств местных и краевого бюджетов. Очень важно развивать предпринимательскую активность.
На уровне региона осуществляется поддержка предпринимателей, работающих в области утилизации, переработки отходов. За счет средств краевого бюджета оказывается финансовая поддержка в рамках мер поддержки инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности.
С 2009 по 2012 годы в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в крае государственная финансовая поддержка предоставлена 10 предприятиям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию сбора и переработки отходов и вторсырья. Формы разные: гранты на создание собственного бизнеса, микрозаймы, поручительства Алтайского гарантийного фонда для привлечения кредитов; субсидии на компенсацию затрат на приобретенное оборудование по договорам лизинга.
Кроме того, с 2011 года из краевого бюджета выделяется финансовая поддержка перспективных проектов в сфере обращения с отходами – по направлению «Чистый муниципалитет» в рамках грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики (Постановление администрации края от 15.06.2011 № 317).
За два года поддержано семь инвестиционных проектов на общую сумму 7 млн. 250 тысяч рублей. В 2013 году планируется выделение средств в объеме 5 млн. рублей.

Предстоят кардинальные изменения
С учетом проводимой государственной политики ожидается кардинальное изменение действующего законодательства в области обращения с отходами.
Так, приказом МПР России от 14.08.2013 № 298 утверждена комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации. Согласно плану ее реализации, состоящему из 29 пунктов, по 20 мероприятиям ответственными за исполнение определены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также данным документом предусмотрено закрепление за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по:
• организации деятельности по сбору, обработке, утилизации (использованию), обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных (бытовых) отходов (в настоящее время данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления);
• установлению норм накопления ТКО;
• установлению порядка сбора ТКО;
• установлению запрета на размещение отходов, не прошедших обработку.
В настоящее время пока нет утвержденной нормативной базы для реализации всех запланированных мероприятий, поэтому предполагается, что вся система обращения с отходами в Российской Федерации в ближайшее время будет пересмотрена на законодательном уровне.

Ольга БОГАТЫРЬ,
главный специалист Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края


Ольга Богатырь, главный специалист Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского краяНормативные акты
За период с 2009-го по 2013 год сотрудниками нашего управления в данной сфере разработан ряд нормативных правовых актов администрации края, методических рекомендаций для органов местного самоуправления:
• методическое пособие для учителей «Мусор Земле не к лицу»,
• пособие для предприятий и специалистов «Обращение с отходами производства и потребления: правовые основы и развитие системы в муниципальных образованиях», листовка об утилизации энергосберегающих ламп, буклет «Раздельный сбор отходов – помощь человеку и природе».

Совершенствование структуры
• За прошедшие пять лет нашим управлением принят ряд мер по совершенствованию организационной структуры в сфере обращения с отходами, уменьшению количества мест захоронения отходов и ликвидации несанкционированных свалок;
• при Губернаторе Алтайского края функционирует Координационный совет по развитию системы обращения с отходами производства и потребления (Распоряжением администрации края от 05.05.2012 № 173-р);
• утверждена долгосрочная целевая программа (ДЦП) «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года;
• в рамках целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2013-2015 годы около 45% средств программы будет направлено на мероприятия в сфере обращения с отходами:
• сбор и переработку отработанных ртутных ламп и термометров (высокотоксичных отходов I класса опасности) от организаций, финансируемых за счет краевого бюджета. За 2009-2012 годы обезврежено свыше 138 тыс. шт.;
За последние 5 лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения 4277,4 тонны запрещенных к применению пестицидов, ликвидировано более 500 мест потенциальных очагов чрезвычайных ситуаций.

Разрабатывается схема
В настоящее время в рамках ДЦП в 2013 году разрабатывается комплексная схема обращения с отходами в Алтайском крае, в том числе схемы межмуниципального размещения объектов обращения с отходами.


Общая информация


Цифры

За 2009-2012 годы от бюджетных организаций обезврежено свыше 138 тысяч штук ртутных ламп и термометров 
Финансы

За два года поддержано семь инвестиционных проектов на общую сумму 7 250 000 рублей. В 2013 году планируется выделение 5 000 000 рублей

Проблема

Одной из проблем остается отсутствие специально уполномоченного органа в сфере обращения с отходами в крае 
Заметки

Программы в сфере обращения с отходами разработаны только лишь в 10 муниципальных районах и городских округах


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©