Актуальные проблемы экологического надзора Актуальные проблемы при осуществлении государственного экологического надзора и ведении административного производства инспекторами МОЭН
У края есть будущее В целом, подводя итоги работы межрайонного отдела экологического надзора за 2011 год, стоит отметить качественную и плодотворную работу большинства сотрудников, которая нашла свое отражение в росте показателей по основным направлениям деятельности отдела по сравнению с прошлыми результатами. Стабильные показатели имеет половина штатной численности отдела. Это З. Калерина, Н. Зарубкина, М. Черкасова, В. Степанов, Л. Мишенина, А. Морякова, Т. Быковская, Т. Семенова, А. Степанов, М. Мамелина.
Новое Во исполнение ФЗ от 18.07.2011 №242-ФЗ, а также в целях организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ), приказом заместителя начальника управления от 04.10.2011 №126 изменена структура управления, МОЭК переименован в МОЭН. Теперь в составе отдела вновь образован сектор ООПТ. Этим же приказом утверждены новые Положения об отделе и секторе ООПТ. С целью отбора в кандидаты МОЭН наиболее профессиональных кадров проведены конкурсы на замещение вакантных должностей, сформирован новый кадровый резерв, с учетом сложившейся экологической ситуации по краю изменена дислокация специалистов (г. Заринск, Кулундинский, Третьяковский, Петропавловский районы). В соответствии с планом проверок в 2011 году в отношении хозяйствующих субъектов управлением планировалось провести 247 проверок (из них состоялось 196). Как показал анализ, основной причиной несостоявшихся проверок, является осознанный «уход» от проведения проверки путем реорганизации, ликвидации предприятий. В случаях если нами установлено, что такие организации являются злостными нарушителями природоохранного законодательства, информацию в их отношении, мы отправляем в органы прокуратуры для проведения совместных проверок.
Привлекать к ответственности Позиция руководства управления о необходимости привлечения к административной ответственности юридических лиц неоднократно озвучивалась на заседаниях коллегии. Вместе с тем в итоге 196 плановых проверок к административной ответственности привлечено всего шесть юридических лиц. А сотрудниками Е.А. Свиридовым, Т.Ю. Быковской, А.В. Ждановым, С.О. Михальским, В.Н. Фроловым, В.М. Гредневым, Ю.А. Рязановым, В.А. Некрасовым, Ю.Д. Бирюновым, М.В. Мамелиной, М.С. Черкасовой работа не проводилась. Возникает закономерный вопрос: какие цели мы себе ставим при подготовке списка предприятий, готовя план проверок? Всего в отчетном периоде сотрудниками МОЭН привлечено к ответственности 34 юридических лица. Все проводимые плановые проверки являются комплексными, поэтому привлечение к административной ответственности юридических лиц должно использоваться в полном объеме, а производство по административным делам отвечать всем требованиям законодательства и арбитражной судебной практики. Выходя на проверку, мы в первую очередь проверяем соблюдение природоохранного законодательства именно юридическим лицом в целом, и привлекать за серьезные нарушения также должны соответственно юрлицо. Однако зачастую, при проведении проверки, инспектор, выявляя нарушение, находит ответственное должностное лицо, которое впоследствии и привлекает к ответственности, оставляя при этом безнаказанным природопользователя. Я прекрасно понимаю, что инспектору очень удобно манипулировать полномочиями при выборе лица, привлекаемого к ответственности. Нарушителю можно предложить на выбор сумму оплаты штрафа, а между юридическим и должностным лицом по некоторым статьям разница составляет сотни тысяч рублей, при этом заручиться гарантией со стороны субъекта не обжаловать постановление в суде. Но мы забываем про коррупционную составляющую, ведь тем самым, в первую очередь, мы компрометируем себя, а также даем почву для распространения слухов о возможности договориться с инспектором о наиболее лояльном наказании. В этой связи мы требуем от инспекторов объективного, а не субъективного подхода к хозяйствующим субъектам в процессе осуществления государственного экологического надзора, активизации работы по привлечению к ответственности юридических лиц за грубые нарушения законодательства. Федеральным законодательством не случайно установлены повышенные размеры штрафов для юридических лиц за совершение экологических правонарушений, приносящих существенный ущерб охраняемых государством интересам. Я возможно повторюсь, но анализ судебных решений об отмене постановлений инспекторов позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев отмена происходит по формальным основаниям - ненадлежащее уведомление о времени и месте составления протокола, рассмотрения дела и т.д. Для исключения возможности отмены вынесенных постановлений в судебном порядке необходимо более тщательно подходить к формированию доказательственной базы, оформлению документов, соблюдению всех материальных и процессуальных норм. В связи с этим, считаю целесообразно по итогам проведенной плановой проверки направлять служебные записки с приложением соответствующих материалов проверки руководству отдела для проверки. Предлагаю включить это в решение коллегии.
Проблема свалок и сбросов В целом по краю остается актуальной проблема несанкционированных свалок. О важности данного вопроса свидетельствует тот факт, что более половины прошедших в 2011 году судов, связанных с правоотношениями в области экологии, относятся к теме ликвидации несанкционированных свалок. Сброс неочищенных ливневых стоков в водные объекты, расположенные на территории города и на прилегающих территориях, является одной из крупнейших экологических проблем города Барнаула. Значительное количество несанкционированных врезок в систему ливневой канализации усугубляют данную ситуацию. Мы в 2012 году продолжим работу по пресечению правонарушений в указанной сфере. Ежегодно в предпаводковый период инспекторами отдела проводится обследование возможных мест подтопления с выдачей ответственным лицам предостережений о недопустимости загрязнения водных объектов, а также создания такой угрозы.
Самое распространенное Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности. Самый распространенный вид нарушения водоохранного режима – это несанкционированные мойки автомобилей. Ответственность за данные действия предусмотрена статьей 43 ЗАК («Об административной ответственности…»). В рамках заключенного соглашения о взаимодействии с ГУВД по Алтайскому краю в 2011 году были организованы еженедельные совместные рейды по выявлению и привлечению к ответственности недобросовестных жителей края, которые моют свою технику в неположенном месте. Всего на территории края проведено около 120 таких мероприятий. По их результатам составлено более 80 протоколов об административных правонарушениях. Сумма наложенных штрафов составила более 17 000 рублей. Сотрудниками отдела в отчетном периоде проведена работа по документированию незаконной деятельности так называемых «ассенизаторов». За слив жидких бытовых отходов в не отведенные для этого места к административной ответственности привлечено 27 лиц, из них 20 – в Барнауле. При этом в Бийске (там не было инспектора), Рубцовске и других городах и районах данному направлению внимание не уделялось.
Культура и информирование Эффективность работы по обеспечению экологической безопасности в значительной мере определяется уровнем экологической культуры населения, мерами, направленными на образование и воспитание жителей края по вопросам охраны окружающей среды. В городе Барнауле, как и в целом по Алтайскому краю, отдел ведет работу по созданию системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения, к которой привлечены учреждения дошкольного, среднего и высшего образования, общественные организации, библиотеки. Информирование населения о состоянии окружающей среды и проводимых мероприятиях происходит через тесное взаимодействие с краевой экологической газетой «Природа Алтая». Во исполнение решения коллегии управления, отдел занимает активную позицию по ведению официального сайта управления, куда еженедельно инспекторским составом предоставляется информация по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Взаимодействие со СМИ является одним из важнейших показателей работы инспектора. Это способствует экологическому просвещению и повышению положительного имиджа управления. За 12 месяцев текущего года МОЭН в газетах Алтайского края опубликовал более 140 статей, организовал участие в более 20 видеосюжетах на телеканалах края (Катунь-24, ГТРК-Алтай), разместил 230 материалов на официальном сайте управления.
Немного цифр До настоящего времени одной из основных болевых точек остается проведение хозяйствующими субъектами огневой очистки земель сельскохозяйственного назначения от остатков растительности. В весенне-осенний пожароопасный период государственным инспекторам необходимо обратить особое внимание на профилактику данных правонарушений, а также принять меры по установлению и привлечению к ответственности виновных лиц. В то же время сотрудниками отдела в отчетном периоде принято участие в 13 заседаниях комиссии по чрезвычайным ситуациям и в 39 заседаниях с главами городов и районов края, а также с землепользователями, землевладельцами и арендаторами. Организовано четыре выступления на телевидении, опубликовано 34 материала в городских и районных газетах. В семь районов края направлены письма главам администраций о внесении изменений в правила благоустройства запрещающих сжигание растительности и растительных остатков. Проведены выступления на собраниях с председателями садоводческих некоммерческих товариществ. На официальном сайте управления www.ecoregion22.ru в разделе новости постоянно освещается ситуация, связанная с сельскохозяйственными палами.
Добыча ОПИ Хочется подробней остановиться на таком приоритетном направлении деятельности, как выявление фактов незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых или ОПИ (ст. 7.3 КоАП РФ). Всего в отчетном периоде управлением рассмотрено 29 административных дел, из них 18 выявлено сотрудниками МОЭН, 11 – отделом природных ресурсов, прокуратурами и сотрудниками полиции. Рядом добросовестных сотрудников на постоянной основе проводится обследование территорий городов и районов края с целью выявления фактов безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). Проведенный анализ показывает, что данной противоправной деятельностью занимается значительное число физических лиц и организаций. Органами местного самоуправления контроль за использованием и охраной недр, предусмотренный статьей 5 Закона Российской Федерации «О Недрах», не осуществляется. За отчетный период инспекторами управления к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ привлечены два юридических, три должностных лица, два индивидуальных предпринимателя, 22 гражданина. Сумма наложенных штрафов составила один миллион 978 000 рублей.
Положительный пример В качестве положительного примера хочется привести работу главного специалиста отдела Т.Ю. Быковской. Так, в июле 2011 года при проведении рейдового мероприятия на территории Саввушинского сельсовета Змеиногорского района был обнаружен карьер размером 150х50 метров по добыче камня строительного. По данному факту главным специалистом возбуждено административное производство по признакам состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ. При проведении административного расследования установлено, что собственником техники, проводившей разработку скального грунта и буртования камня, является ГУП ДХ Алтайского края «Алейское ДСУ-3», которое, в свою очередь, заключило договор подряда с СПП ОАО «СтройГАЗ» на добычу и вывоз строительного камня. На момент проведения рейдового мероприятия срок действия лицензии на добычу недрами СПП ОАО «СтройГАЗ» истек, тем самым указанная организация нарушила требования статьи 11 Закона РФ «О недрах». За незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых юридическое лицо ОАО «СтройГАЗ» привлечено к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 805 000 рублей. Несмотря на обжалование в Арбитражном суде, в настоящее время штраф оплачен.
Экологическое воспитание В работе по развитию системы экологического воспитания и образования продолжается сотрудничество управления с учреждениями дополнительного образования детей, комитетами по образованию администраций городов и районов, общественными объединениями края. За счет средств краевого бюджета в отчетном периоде профинансировано проведение более 170 экологических мероприятий с детьми и молодёжью в 21 муниципальном образовании края восьми городах и 13 районах. Работы финансировались в рамках государственных контрактов с 23 организациями. Активно продолжают работать учреждения городов Рубцовска, Бийска, Камня-на-Оби, а также Троицкого, Волчихинского, Третьяковского районов. С целью привлечения внимания общественности к проблемам сохранения природы Сибири и Алтайского края, экологического воспитания школьников состоялась 14-я детская экологическая экспедиция «Начни с дома своего». Всего в мероприятиях, прошедших при финансовой поддержке со стороны управления, в течение года приняли участие около 50 тысяч (48764) человек, что на 13% больше, чем в 2010 году (42 234 чел. в 2010 г.), в том числе 43395 школьников и молодёжи, 1686 детей дошкольного возраста, а также взрослое население. Как уже было сказано, в 2011 году осуществлен переход финансирования мероприятий по экологическому воспитанию и образованию на основе выделения грантов, что позволит своевременно финансировать мероприятия со школьниками и молодежью, привлечь к участию в проектах большее количество населения края всех возрастных групп, заблаговременно информировать общественность через СМИ. Потребность в денежных средствах на данное направление более чем в 2,5 раза превышает сумму средств, выделенных из краевого бюджета. Во исполнение плана мероприятий, утвержденного приказом управления по проведению Дней защиты от экологической опасности-2011 в Алтайском крае, на территории края состоялось 2830 мероприятий, в которых приняли участие 309 208 человек (или 12% жителей края). Считаю, что наши инспекторы должны принимать непосредственное участие в организации и реализации данных мероприятий. В этом направлении необходимо проводить работу с органами местного самоуправления.
Биотехния На территории Алтайского края региональные особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) представлены природным парком «Ая» - 1,88 тыс. га, 35 государственными природными комплексными заказниками – общей площадью 704,7 тыс. га и 51 памятником природы – общей площадью 18,9 тыс. га. Проведение биотехнических и природоохранных мероприятий является неотъемлемой частью развития ООПТ. В 2011 году, согласно ведомственной целевой программе «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2010-2012 годы», на проведение биотехнических мероприятий выделено один миллион рублей Денежные средства освоены в полном объеме. Общая площадь угодий охваченных работой составила 500 тысяч гектаров или 70 % всех региональных ООПТ. Численность охотничье-промысловых видов животных на территории заказников увеличилась на треть.
Особо охраняемые природные территории Управление с целью приведения схемы развития особо охраняемых природных территорий в соответствие с действующим законодательством, а также в соответствии со схемой территориального планирования Алтайского края, утвержденной постановлением Администрации края от 27.10.2009 № 445, совместно с Алтайским государственным университетом в настоящее время занимается разработкой новой схемы развития ООПТ края и подготовкой ее научного обоснования. Учитывая, что одним из показателей эффективности работы Администрации края является доля особо охраняемых природных территорий (ООПТ) от площади края, управлением принимаются меры по увеличению площадей ООПТ, ведется подготовка землеустроительных документов по заказникам и памятникам природы.
Приоритет – совместным действиям Хочется особо сказать, что приоритетом в природоохранной сфере должно быть наше взаимодействие с органами местного самоуправления. В связи с этим предлагаю более активно привлекать представителей местных органов к проведению контрольных мероприятий по выявлению несанкционированных свалок, незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых, сливу ЖБО и т.п.. В свою очередь считаю необходимым предложить представителям органов местного самоуправления более активно использовать права и полномочия, предоставленные законом Алтайского края по составлению протоколов об административных правонарушениях. Действуя совместно можно реально способствовать обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций.
Усиление надзора Приоритетными задачами межрайонного отдела экологического надзора в 2012 году станут: усиление надзора за объектами придорожного сервиса, сохранностью зеленого фонда поселений, соблюдение режима особо охраняемых территорий краевого значения, водоохранных зон водных объектов, в том числе с привлечением егерей КГБУ «Алтайприрода». Кроме того, будет продолжена реализация полномочий управления в части подготовки соответствующих заключений о возможности перевода земельных участков из одной категории в другую, даче согласований на проекты схем территориального планирования и генеральных планов муниципальных образований. В целом деятельность инспектора в районе края многопрофильна. Именно государственные инспектора Алтайского края по охране природы непосредственно работают с предприятиями и организациями, их должностными лицами, органами государственной власти на местах, муниципалитетами и гражданами, выявляют и привлекают к ответственности виновных в нарушении природоохранного законодательства, осуществляют контакт с местными СМИ, организуют системную работу в области экологического воспитания и просвещения населения Алтайского края, а значит у края есть будущее!!!
Вячеслав СЕМДЯНКИН, начальник МОЭН
О зимнем сельском туризме В нашем крае действует программа развития сельского туризма, разработанная в рамках соответствующей федеральной целевой. Это позволило многим жителям края получить господдержку, создать гостевые усадьбы, реализовать свои идеи. Сельский туризм является одним из эффективных инструментов комплексного развития села. Он не просто дает горожанам уникальную возможность приобщиться к иной культуре, узнать на собственном опыте, что такое сельская жизнь, сельский труд в поле на пашне, на сенокосе, в огороде, во дворе и на ферме, увидеть жизнь и быт современной деревни. Важен мультипликативный эффект сельского туризма, способствующего комплексному социально-экономическому и культурному развитию села. Зимний сельский туризм (в отличие от активно развивающегося летнего) в настоящее время является новинкой и изюминкой, которую предлагают владельцы гостевых домов в Красногорском районе. Как подчеркивает глава района Михаил Дайбов, на территории их муниципалитета гостям предлагают всевозможные виды зимних развлечений. Особенно привлекательна для приезжающих в Красногорский район уникальная возможность познакомиться с историей, культурой, традициями малочисленной народности – кумандинцев. Это древний коренной народ Алтая, проживающий на этой территории с 9 века. На сегодня в Красногорском районе их проживает чуть более 300 человек. Обряд раскуривания трубки мира – особый ритуал для кумандинцев, встречающих гостей. Огонь и дым священны для кумандинцев, они очищают и уносят все плохое. Поэтому именно выкуренная совместно трубка мира подтверждает честные и добрые намерения гостей. Гости Красногорского района также могут побывать на старейшем предприятии региона – Карагужинском маслосырзаводе. Здесь туристам предлагают не только интересную лекцию об истории предприятия, развития отрасли сыроделия на Алтае. Гостей посвящают и в некоторые секреты приготовления сыров в домашних условиях. А затем начинается самое интересное – дегустация местной продукции. Широкий ассортимент сыров, сливочного масла, натуральная закваска, а на десерт – уникальное блюдо: сырные вареники. По словам руководителя предприятия Ольги Кайгородовой, включение завода в маршрут сельского туризма – это не случайность. Многие даже и не знают, что в Алтайском крае, именно в Красногорском районе находится предприятие, где изготавливают натуральные высококачественные эксклюзивные сыры. «Основная наша задача – привить любовь к сыру, - рассказывает руководитель предприятия. – Гостей сильно удивляет, к примеру, что поедание 120-150 граммов сыра приравнивается к употреблению 2 литров молока». Глава района Михаил Дайбов подчеркнул, что развитию зимнего и летнего туризма на территории Красногорского района будет способствовать реализация проекта автотуристского кластера «Золотые ворота». Усадьба Бедаревых – лучшая в Алтайском крае среди личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств по развитию сельского туризма Последовательно занимается развитием сельского туризма в Красногорском районе семья Бедаревых. Воплощать свои идеи создания и развития гостевой сельской усадьбы они начали более 10 лет назад. «Если раньше мы делали особый акцент на летнее время, то сегодня занимаемся отработкой зимнего туризма, - рассказывает Татьяна Бедарева. – Специально для этих целей мы обустроили в Красногорском стилизованный под старину домик. В нем гости могут прочувствовать, как жили наши родители». Усадьбу украшают раритетные экспонаты, связанные с пчеловодством. Хозяева могут рассказать туристам об истории этой отрасли, основных направлениях ее развития, открыть секреты апитерапии. Зимой, в основном, в гости приезжают охотники, которых Бедаревы доставляют в тайгу. Для гостей здесь построен домик, после охоты можно попариться в баньке, окунуться в проруби. Условия вполне комфортные: генератор обеспечивает необходимое количество электроэнергии. Как рассказывает владелица усадьбы, развитию агротуризма способствует государственная поддержка в рамках программы сельского туризма. Так, Бедаревы получили государственную поддержку в размере 240 тысяч рублей. А в минувшем 2011 году по итогам краевого трудового соревнования в агропромышленном комплексе их усадьба заняла первое место в Алтайском крае среди личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств по развитию сельского туризма. За это им вручена премия в размере 40 тысяч рублей. Первыми в регионе Бедаревы стали за счет того, что в прошлом году их усадьба приняла 802 туриста – это наивысший результат среди усадеб сельского туризма в Алтайском крае. Усадьба Бедаревых включена в Малое золотое кольцо Алтая и входит в краевой сельскохозяйственный потребительский кооператив «Алтайагротурсервис», который создан в рамках краевой программы по сельскому туризму. Совместная работа с коллегами позволяет совершенствовать туристический сервис. Туристы могут воспользоваться комплексными маршрутами, в том числе в другие районы.
Для справки Отличительной особенностью Алтайского края является значительная доля сельского населения. Сельчане составляют 46% населения края, тогда как в среднем по стране вне городов проживают 27% россиян. В регионе насчитывается около 440 тысяч сельских усадеб, ведущих личное подсобное хозяйство, и осуществляют деятельность более 4 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Приоритетной для обеспечения устойчивого развития сельских территорий для Алтайского края является политика развития сельскохозяйственного производства через стимулирование к занятию несельскохозяйственными видами деятельности, позволяющая реализовывать механизмы государственной поддержки. |