Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№10 (214) 2013 год / 42 страница
Связующее звено 2013 год объявлен Указом Президента Годом охраны окружающей среды в России. В библиотеке № 17 разработан и успешно осуществляется авторский проект экологического воспитания детей и их родителей «Тайны живой природы».
«Тайны живой природы» Перед собой мы ставили следующие задачи: развивать культуру книжного чтения; сформировать систему непрерывного экологического информирования и просвещения; повышать интерес читателей к родной природе, вопросам экологии; привлекать семьи для участия в творческих проектах и экоконкурсах. Использование эколого-краеведческого материала помогает выработке умения понимать окружающую действительность, обогащает конкретными знаниями о родном крае, помогает приобретению практических навыков в эколого-краеведческой работе. Предусмотрена роль библиотеки как связующего звена экологических начинаний между семьей, детским садом, школой, государственными и общественными организациями. Кроме того, в программу включены интересные находки в просветительской и досуговой деятельности – это семейный мини-проект «Библиотечный дворик», творческий конкурс «Летняя прогулка», программа летнего чтения «Радуга», библиодесант «Экологические маршруты Барнаула». Для изучения интересов, уровня знаний по экологии провели тестирование по темам «Что такое экология, охрана природы, Красная книга?». Задавая эти вопросы, мы хотели понять, что вкладывают в эти понятия наши респонденты. Как правило, несмотря на изучение экологии как предмета школьной программы, многие представляют экологию как синоним понятия «охрана окружающей среды». У нас началась формироваться «Копилка интересных фактов». Первые «ЭКОфакты» за 2012 год мы поместили в «Витражную газету», поэтому информация доступна не только посетителям библиотеки, но и всем жителям микрорайона. К концу марта в витраже библиотеки появились «День о китах» (19 февраля – День защиты морских млекопитающих) и «Факты о воде» (14 марта – День действий в защиту рек, воды и жизни, 22 марта – Международный день Балтийского моря), которые неизменно привлекают внимание. В марте в «Копилке» прибавился «Орнитологический Гиннес», в нем нашли отражение птичьи рекорды. На протяжении нескольких месяцев в библиотеке экспонировалась большая выставка чучел птиц и животных: чаек, коршунов, сов, лисы, кабарги и других. Выставка привлекала огромное внимание детей и взрослых, ее посетило за четыре месяца более трехсот человек. Такие писатели, как Михаил Пришвин, Геннадий Снегирев, Вера Чаплина, Святослав Сахарнов и другие изучали, наблюдали, а потом описывали свои удивительные истории о животных, растениях, птицах, рыбах, стали настоящим открытием для детей. Ребята самостоятельно подготовили отрывки из произведений этих авторов и смогли поделиться прочитанным между собой, а заинтересовавшие их книги, конечно же, взять домой и прочитать в кругу семьи. Охрана природы – это дело в первую очередь для взрослых людей. Но и школьники, и дошкольники тоже могут помочь. Особенно если сначала они узнают и полюбят Природу. Вот для этого для них и пишутся книги. В рамках проекта «Тайны живой природы» была подготовлена и выпущена следующая печатная продукция: экологический календарь для детей – «Круглый год СОЛНЦЕВОРОТ» – и взрослых – «ЭКОкалендарь-2013»; буклеты «Птица года – орлан-белохвост», «Экологическими тропами» (как вести себя в лесу), «Мир удивительных чудес» – обзор экологических журналов-юбиляров. Выпущена серия закладок «Писатели-натуралисты детям», первый выпуск посвящен М. Пришвину, которому в этом году исполняется 140 лет со дня рождения. В марте – юбилеи у С. Сахарнова и Г. Снегирева. В конце года все закладки объединятся в одном праздничном буклете.
Авторы программы Надежда ЧУГУНЦОВА и Оксана ШАМИНА
Семья – фундамент общества 25 сентября в библиотеке семейного чтения «Берегиня» прошел семинар «Формирование экологической культуры семьи». Участниками нашего семинара стали преподаватели университета, библиотекари общеобразовательных школ и библиотечной системы Барнаула, воспитатели и методисты детских садов, учителя, педагоги и родители, дети которых являются участниками библиотечной программы «Тайны живой природы». Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важным из них для формирования экологической культуры ребенка является семья – фундамент общества. Именно в ней закладываются основные стереотипы поведения ребенка. Она является главной опорой человека и его заботой на протяжении всей жизни. Программа семинара включала в себя многие вопросы. Так, Павел Сергеевич Нефедьев, кандидат биологических наук, доцент кафедры биохимии и биотехники АГУ осветил вопрос, посвященный экологии города. Ольга Николаевна Колбышева, заведующая библиотекой № 18 МБУ «ЦБС г. Барнаула», рассказала об экологии как приоритетном направлении взаимодействия библиотеки и учреждений образования. О роли семьи в формировании ответственного отношения к здоровью шла речь в выступлении психолога Татьяны Геннадьевны Штер. Кроме того, опытом работы семейного экоклуба «Фауна» поделилась Ася Викторовна Сухорукова, педагог дополнительного образования Алтайского краевого экологического центра. Об экологической программе «Тайны живой природы», которая реализуется на базе библиотеки № 17 МБУ «ЦБС г. Барнаула», опыте работы с детьми, родителями и педагогами рассказала главный библиотекарь Надежда Александровна Чугунцова. Подводя итоги работы семинара, участники единодушно пришли к следующим выводам. Огромная роль в формировании познавательных интересов и заботливого отношения к природе принадлежит семейному чтению. Ведь многие родители считают, что если ребёнок научился читать, то чтение вслух ему не нужно. Совместное чтение вслух произведений о природе, жизни животных и растений дает возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу, обменяться мнениями и переживаниями. Для семейного чтения можно посоветовать произведения И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева и других. Чтение такой литературы имеет психотерапевтический эффект для ребенка и родителей. Формированию бережного отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, составление сказок и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование открыток с изображением явлений и объектов природы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения – семейной гордостью, тогда и формируется особое отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семьях, где проявляется неприязнь к природе. Экологическое воспитание будет успешным, если взрослые члены семьи сами владеют знаниями об окружающей природной среде, демонстрируют рачительное хозяйствование на Земле (в своем дворе, на садовом участке и библиотечном дворике), своим примером утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют этические нормы поведения в природе. Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители, педагоги, библиотека находятся в сотрудничестве и взаимосвязи, именно тогда создается необходимое условие для полноценного развития ребенка.