КОЛОНКА РЕДАКТОРА Приближающий Новый год еще всех нас не коснулся, но иногда проблескивает. Больше – в нашем сознании, чем во внешних проявлениях. Посмотришь на календарь и что-то в душе вздрогнет: год-то к концу подходит...А что сделано? Праздника еще нет, но он уже приближается. Вот и нынешний номер «Природы…» получился какой-то такой – раздумчивый, что ли… БЕГУЩИЙ ЧЕЛОВЕК …Недавно я выглянул в окно и увидел бегущего человека. В спортивном костюме «в возрасте». За свою жизнь, занимаясь спортом, я пробежал не одну тысячу километров и поэтому вижу сразу: беговой профессиональной подготовки у него нет, бегом занялся не очень давно, про таких говорят: «Чайник». Но… Но какое одухотворенное и счастливое лицо… Он бежит – и он счастлив. Потому что преодолевает себя и свою природную жалость к себе, потому что он познает себя и мир. Да-да, не удивляйтесь: бег это не только здоровье, бег – это самопознание. Путь к себе и путь в мир. Красивый и загадочный. Чистый и свежий. …Я смотрю в его лицо и думаю о том, что и мы в редакции весь этот последний год вот так же «бежали», решая сотни новых вопросов. И вдыхая запах только что отпечатанного номера, наверно, были счастливы… РЕЗОНАНС ЭКСПЕДИЦИИ Проводимая уже в текущем году работа, начинает потихоньку приносить свои результаты. Более всего нас порадовало письмо из Восточного Казахстана из Алтайского Ботанического сада, где мы были с экспедицией «Начни с дома своего». То, что было заложено летом, дает свои первые всходы. Мы расширяем контакты, чтобы идти дальше. А рассказ об этом ботаническом саде вы нейдете на сегодняшних страницах. В конце октября - начале ноября, по приглашению Союза журналистов России (СЖР) и ЮНЕСКО, я летал в Москву на проведение «круглого стола» по проблемам биоэтики (об этой неизвестной пока широкому кругу людей науке вы тоже сможете сегодня прочесть). Открывал «круглый стол» Председатель Союза Всеволод Богданов. Он говорил и о проекте СЖР и ЮНЕСКО по биоэтике, и о других проектах. В частности, отметил нашу журналистскую акцию «Начни с дома своего» и предложил подумать о том, как взаимодействовать Союзу Журналистов России и редакции в проведении экспедиции в Монголию в 2007 году. Кстати, порадовало нас и то, что в Плане основных мероприятий администрации края, посвященных приближающемуся 70-летию Алтая, есть и строка о проведении нашей экспедиции. Распоряжение о подготовке к юбилею подписано главой администрации А.Б. Карлиным… О ТЕКУЩИХ ДЕЛАХ Итоги года мы будем подводить в следующем номере, а пока о том, что удалось сделать за прошедшие десять месяцев. Первое. Налаженные информационные каналы с общественными организациями, коллегами – журналистами, официальными структурами. Второе. Определилась структура газеты и форма печати материалов. Удалось решить те проблемы, которые были связаны с переходом на новые издательские технологии и добиться устойчивого качества фотографий и текста. Это отмечают и наши читатели. Меня радует конструктивный подход тех людей, которые нам звонят или пишут. Люди говорят общественной экологической газете свое твердое «Да». Что же впереди? Впереди пока есть некая неопределенность. Она связана с тем, что наша газета – издание некоммерческое. Доля собственных доходов невелика. И как-то не очень хочется идти по обычному пути: публиковать материалы на првах рекламы и саму рекламу. Это ведь приведет к изменению издания. Такой путь возможен, но не очень желателен. Сейчас идет формирование бюджета края на следующий год. Какие суммы будут заложены в нем на экологическое образование, просвещение и информирование населения, в частности, и на издание газеты – такой она и будет. Я надеюсь, что газета доказала свою необходимость не только читателям, но и чиновникам. Так что будущее «Природы…» сегодня зависит от них. Конечно, очень бы хотелось, чтобы в следующем году мы могли бы укомплектовать штаты, иметь свой транспорт, улучшить компьютерное обеспечение и сделать многое другое, без чего современная редакция просто не может жить… Подождем А ПОКА – К ЧИТАТЕЛЯМ Будущее газеты зависит и от вас, читатели. Поэтому напоминаем, что подписаться на нашу газету можно на любой почте Алтайского края и в киосках Роспечати. Поверьте, что цена невысока – на полугодие меньше 100 рублей. А наш подписной индекс – 73642.
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ на контроле – город В предыдущем номере «Природы…» мы познакомили наших читателей с работой МОЭК (межрайонного отдела экологического контроля) Департамента по охране окружающей среды администрации Алтайского края в интервью «За 10 лет менялось многое» с его начальником – Валерием Ивановичем Пшеничным. В том материале речь шла о тех вопросах, которые находятся в ведении отдела, истории природоохранных служб на Алтае и их сегодняшнем дне на территории края. А кто занимается экологическим контролем в нашем краевом центре? В Департаменте по ООС, в МОЭК, за Барнаул «отвечает» заместитель начальника отдела А.И. Грудев. Вот с ним мы и поговорили. - Анатолий Иванович, какие вопросы находятся в вашем ведении? - В соответствии с законодательством у нашего отдела три основных блока вопросов: контроль за атмосферным воздухом, отходами производства и за нарушениями сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. - Кто работает над решением этих вопросов? - Отдельной структуры, отвечающей за Барнаул, у нас в Департаменте нет. Мы входим в состав межрайонного отдела экологического контроля. Мы – это я и пять инспекторов. - Этого достаточно? - В Барнауле живет четверть населения Алтайского края и находятся многие основные объекты промышленности. Всего около 38000 предприятий всех форм собственности, что составляет почти сорок процентов всех предприятий края, подлежащих контролю. Судите сами, могут ли 6 человек МОЭК эффективно осуществлять экологический контроль за всеми? - Какие экологические проблемы Барнаула вы бы выделили? - Воздушная среда в краевом центре по отдельным загрязняющим веществам – одна из самых загрязненных среди городов России. Растет «вклад» в загрязнение воздуха от транспорта. Сегодня я предлагаю вниманию читателей газеты отдельный материал по этому вопросу. Еще одна проблема, которой занимается наша структура, - твердые бытовые отходы (ТБО), проще говоря – свалки. В городе много несанкционированных, «диких» свалок. Отдельный вопрос – полигон ТБО. Вы уже неоднократно писали на страницах «Природы…», что в крае нет полигонов ТБО, отвечающих современным санитарно-эпидемиологическим требованиям. В этот список входит и Барнаул. - Что делает инспекторский состав для решения этих проблем и улучшения экологического состояния города? - Все, что мы можем и должны в соответствии с законом. Проводим рейды, проверки, выдаем предписания, выявляем нарушения, накладываем штрафы… Всю эту работу ведем и сами, и с другими структурами, в основном, с УВД Барнаула, администрацией города. Количество проверок растет. За 10 месяцев мы провели 301 проверку по городу, выявили 158 нарушений, выдали 183 предписания. - Но ведь отдельными штрафами проблему не решить? - Конечно. Поэтому мы уделяем большое внимание профилактической работе по предупреждению нарушений, разъяснению экологического законодательства. Так, в 2006 году проведено 11 семинаров на уровне администраций районов города, а также с руководителями предприятий и организаций, на личном приеме только мной дано более 170 консультаций. Во время рейдов мы не только штрафуем, но ведем и профилактическую работу. Кстати, с октября текущего года, по нашему предложению, принятому администрацией города, в газете «Вечерний Барнаул» печатаются списки нарушителей экологического законодательства. Это, думаю, тоже профилактика. И – напоминание, что закон – есть закон. - Спасибо за конструктивный разговор. По отдельным темам, видимо, стоит поговорить более подробно. Когда мы это сделаем? - Думаю, логично это будет сделать по итогам года. - Если у читателей возникнут вопросы к вам, куда обращаться? - К нам, в Департамент. Телефоны нашего отдела: 63-01-58, 63-66-49. Только прошу обратить внимание тех, кто захочет к нам обратиться: мы отвечаем за вопросы воздушной среды Барнаула и отходы, свалки. Вот по этим вопросам проконсультируем, и ответим. Интервью провел Сергей МАЛЫХИН
Экологический аспект, КАК ВАЖНЕЙШИЙ АРГУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА Ряд городов Российской Федерации, еще несколько лет назад считавшиеся зонами «умеренной загрязненности» сейчас отнесены к группе с «очень высоким» загрязнением. По данным Главной геофизической обсерватории им А.И. Воейкова, основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха городов и мегаполисов вносит автомобильный транспорт. До 80% выбросов в атмосферу на территории городов приходится именно на автомобильные выхлопы. Основной объем выбросов вредных веществ приходится на оксид углерода – 68%; вклад твердых веществ составляет 15%, диоксида серы – 10%. По мнению специалистов, будущее городов никак нельзя назвать безоблачным. Превышение уровня загрязняющих веществ в атмосферном воздухе может привести к неблагоприятным экологическим последствиям. Ученые считают, что степень загрязненности воздуха, которым мы дышим, будет продолжать расти с ростом автомобильного парка. Установлено, что значительная доля общемировых выбросов парниковых газов с городских территорий образуется за счет работы автотранспорта По мере роста количества автомобилей серьезной проблемой в городах становится фотохимический смог, причиной которого являются выбросы соединений азота и углерода в атмосферу, повышается и уровень шумового загрязнения. В последние годы наблюдается резкое увеличение астмы среди детей, часто обостряемой в городах по причине загрязнения воздуха, а также количественная зависимость между уровнем канцерогенов в атмосфере и раком легких у жителей европейских городов. С 2001 года г. Барнаул входит в список городов Р.Ф. с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха (по отдельным загрязняющим веществам) 2001г. – в список 31 города 2002г. – в список 35 городов 2003г. – в списке 45 городов 2004г. – в списке 37 городов В настоящее время в г. Барнауле зарегистрировано около 150 тыс. автотранспортных средств, отмечается значительное количество транзитного автотранспорта, объем выбросов от которого приблизительно оценивается в 65 – 70%. По возрастающим значениям негативных влияний на загрязнение воздушного бассейна отработанными газами и шумового загрязнения окружающей среды рейтинговый ряд городского пассажирского транспорта выглядит так: метро, троллейбус, трамвай, автомобильный транспорт. С экологической точки зрения напрашивается вывод о целесообразности приоритетного развития электрического транспорта. Тем не менее, при решении транспортно - градостроительных задач выбор транспорта осуществляется прежде всего по провозной способности и величине пассажиропотока, а также суммарным затратам на передвижение и другими условиями. Экологические факторы и критерии выводятся на первый план лишь в особых случаях (города-курорты, города с неблагоприятным размещением «вредных производств» и т.п.). При этом в большинстве проектов выбор оказывается в пользу автобуса, несмотря на то, что наземный городской электрический транспорт характеризуется более благоприятными экологическим показателями. Специфика городского электрического транспорта определяет наличие некоторых дополнительных факторов, негативно влияющих на локальную экологическую ситуацию. Так, необходимо считаться с более интенсивными процессами пылеобразования на трамвайных путях, где в процессе истирания мелких частиц песка и пыли между металлическими поверхностями колесного бандажа и головки рельса в рельсовых желобах скапливаются тонкодисперсные твердые фракции. При ремонте трамвайных путей выделяются аэрозоли и пыль, содержащая оксиды кремния, магния, алюминия, при истирании автошин и тормозных накладок, применяемых на троллейбусах, образуется резиновая пыль и асбестовая пыль. Оценивая экологические характеристики городского электротранспорта как наиболее благополучные, нельзя пренебрегать наличием дополнительных факторов. Необходимо непрерывно обеспечивать близкое к проектному (нормативному) уровню состояние его технических средств, прежде всего подвижного состава и рельсового пути. Признав приоритетность городского электротранспорта, на основе экологических оценок, необходимо разработать и осуществить систему мер, существенно повышающих его конкурентоспособность. Необходимо рекомендовать приоритетное развитие электротранспорта, как минимум, во всех случаях равенства других критериев оценки, особенно в крупных городах и при наличии дополнительных условий, определяющих повышенный уровень загрязнения воздушного бассейна. При выборе вида транспортного средства в рамках транспортно-градостроительного проектирования и оценки качества функционирования городских транспортных систем, следует непременно учитывать экологические характеристики, реализовывать принцип приоритетности развития видов транспорта, имеющих более высокий экологический рейтинг. Анатолий ГРУДЕВ, заместитель начальника МОЭК |