РАСТИТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА Обратимся к некоторым глобальным проблемам, связанным с охраной растительного покрова и рассмотрим, как они решаются законодательно. Сразу отметим, что кроме Лесного кодекса на федеральном уровне (и уж тем более на нашем краевом!) других законов, регулирующих вопросы природопользования растительного мира, нет.
ЗАКОН БЕЗМОЛВСТВУЕТ?.. Из выступления на депутатских слушаниях Сохранение качества растительного покрова – это ресурсная и эстетическая ценность территории, экологически чистые продукты питания, здоровье людей. У нас в крае нет незатронутых хозяйственной деятельностью человека растительных сообществ, сохраненных эталонных природных сообществ. Приезжающим из других территорий России и из-за рубежа коллегам, интересующимся нашими растениями и растительными сообществами, мы говорим: «По-видимому, вот так выглядели наши луговые зональные и настоящие степи» и т.п... И во многом сложившаяся сегодня картина антропогенной трансформации растительного покрова отражает не только почти двухсотлетнюю историю природопользования горно-промышленного региона, когда в топках металлургических заводов сгорело немало алтайских лесов, а именно последний столетний отрезок его жизни, связанный с превращением края в аграрный регион. Особенности природопользования этого времени нашли отражение в материалах геоботанических отчетов Переселенческого управления 1910-1914 гг., публикациях агроботаников, а также флористов и систематиков, сотрудников экспедиций 30-х гг. Госземтреста по Западной Сибири, лесников, статистических сведениях исторических и этнографических обзорах, геоботанических картографических материалах. Весь XX век Алтайский край по количеству и плотности населения занимал первое место в Сибири, а численность населения на 10% превысила довоенную только в 2000 г. Большая часть населения жила в селах (например, в 1925 г. – 92%, а в 2000 г. - 47%). Для жизнеобеспечения всегда активно эксплуатировались растительные ресурсы – древесина, пищевые растения, кормовые травы. Уже с 30-х XX в. значительные площади стала занимать антропогенная или перестроенная человеком растительность, колоссальную роль стала играть растительность мест поселений. Лесной кодекс содержит отсылочные нормы к федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации… Но, как таковых, федеральных законов, нормативных актов еще не принято. К сожалению, до сих пор отсутствует и Красная книга РФ (растения) с необходимым блоком законодательных документов (механизмом реализации закона). Поэтому охрана редких и исчезающих видов растений носит только декларативный характер, а Красная книга является лишь эколого-просветительной мерой. За истребление краснокнижных видов мы можем привлечь к ответственности только в случае, если такие действия были совершены в лесах и нанесен вред компонентам лесных биогеоценозов. На уровне края мы можем применять ст. 30 Административного кодекса Алтайского края, которая ни разу и ни кем не применялась, за истребление краснокнижных видов. В 70-80-е гг. прошлого века на основании Постановления Крайисполкома и Горисполкома г. Барнаула нельзя было уничтожать и торговать не только краснокнижными, но и ранневесенними первоцветами и дикорастущими декоративными растениями. Существовал штраф за уничтожение этих растений. В настоящее время в окрестностях Барнаула отмечается значительная деградация и упрощение растительных сообществ, а из их состава исчезли не только орхидея, венерин башмачок, тюльпаны, кандыки, ирис сибирский, огоньки, зорька халцедонская, но и меньше становится подснежников (прострела), горицветов (стародубки) и др. Такое же положение наблюдается и в других городах и населенных пунктах. В новом проекте законе Алтайского края «Об охране окружающей среды» необходимо заложить нормы и принципы сохранения краснокнижных видов Реально необходима поддержка наших ботанических садов и лабораторий биотехнологии, которые занимаются именно дикоросами и краснокнижными видами. На базе этих учреждений возможны и реальные действия: реинтродукция – возврат в природу, например, в случаях реконструкции природной среды на ключевых туристических объектах края, являющихся его визитной карточкой (например, озеро Ая). Стоит отметить, что именно максимальное сохранение и реконструкция природной среды являются ныне доминирующим и модным направлением и в садово-парковом искусстве во всем мире. У нас в крае на туристических объектах доминируют вытоптанные (стравленные) поляны и грядки с плохо ухоженными цветниками чуждого нашей природе ассортимента. Также нужна поддержка ботанических садов, питомников, и предпринимателей, выращивающих лекарственные растения, и способствующих тем самым сохранению природных ресурсов края. Стоит четко определить, что такое Зеленый фонд края. Для нас, жителей края, это особенно важно, так как значительное уменьшение лесистости территории, вызванное перенаселением в равнинной части края (сведены березовые леса левобережной лесостепи и березовые колки Кулунды, в дальнейшем распашкой был уничтожен травянистый покров) привело к страшным пыльным бурям 60-х гг XX века. Во многом именно сельские леса и полезащитные насаждения являются ныне одним из условий для сохранения лесного мезоклимата на нашей территории, они обладают почвозащитными и противоэрозионными свойствами, но бич этих насаждений – регулярные палы. Согласно ст. 80 Лесного кодекса, особенности использования участков лесного фонда при осуществлении определенных видов лесопользования, а также виды и особенности пользования лесами, не входящими в лесной фонд, определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с Кодексом. Здесь законодательная задача субъекта федерации – заполнить существующий пробел по лесам, не входящим в лесной фонд (это городские леса и леса на землях сельских поселений), и уж тем более по растениям, произрастающим на иных землях, не входящих в Лесной Фонд. В краевом Законе необходимо четко обозначить правовой статус и ответственность субъекта федерации в отношении защитных лесонасаждений, а также нормы природопользования в этих природных и природно-антропогенных объектах. Кто должен тушить пожар, заниматься реконструкцией? Необходимо заложить принцип экономического стимулирования тех хозяйств и арендаторов, на чьих землях они находятся. Одним из расточаемых и медленно возобновляемых стратегических богатств края являются его растительные ресурсы: лекарственные, пищевые растения и др. Заготовки по наиболее популярным и модным видам растений ведутся сотнями тонн. Многолетняя работа в составе ботанических экспедиций позволяет сделать вывод, что в пределах края на сегодня практически исчерпаны «промысловые» заросли сырья: золотого корня (родиолы розовой), красной щетки (родиолы четырехлепестной), красного корня (копеечника забытого) и др. растений. Каковы ныне запасы полезных растений в природе? Кто занимается их выявлением и мониторингом? (Все существующие сведения получены в 70-80-х гг. прошлого века). Кто следит за объемом заготовок, выдачей лицензий, квот? Что получает с этого бюджет края? Все это необходимо отразить в готовящемся Законе. Стоит отметить, что в лесах, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (собственность субъекта Федерации), лесопользование осуществляется в соответствии со статьями 47, 104 Лесного кодекса Российской Федерации, есть соответствующие Постановления Администрации Алтайского края об утверждении ставок лесных податей, взимаемых за заготовку второстепенных лесных ресурсов. Причем ставки невелики (промысловая заготовка самого дорогого сырья – родиолы розовой всего 11 рублей за килограм. Как определяется стоимость сырья? Какова ресурсная база этих растений? Каковы реальные объемы заготовок грибов и ягод? Что имеет с этого бюджет края и муниципальные бюджеты? Вопросы те же. Поиск ответов на эти вопросы приводит нас к тому, что в крае отсутствует управляемость природопользованием. Возвращаясь к Красной книге Алтайского края (1998), отметим, что в ней, после списка редких и исчезающих видов, были помещены ресурсные виды растений, численность популяций которых начала резко сокращаться. Предполагалось, что в крае эти важнейшие растения будут взяты на особые контроль и учет, поскольку существует угроза перевода их в редкие и исчезающие виды. К сожалению, никаких законодательных актов и решений на этот счет так и не последовало. В ст. 34 обсуждаемого проекта Закона об охране окружающей среды предлагается к учреждению Красная книга почв – как региональный компонент закона. Совсем непонятно, как будет осуществляться охрана почв без сохранения растительных сообществ, которые во многом определяют характер и состав почвы? Каковы практический смысл и реальная возможность этого шага? Охрана таких объектов, как почва, ландшафты, может быть только комплексной, с сохранением всех элементов абиотической и биотической среды и в рамках существующего Закона об ООПТ РФ, ООПТ. В новом законе необходимо дать перечень возможных на территории края ООПТ. Сложно осветить все проблемы сохранения и охраны растительного покрова края. Но на сегодня все они в рамках законодательства или решаются только частью (леса Государственного Лесного Фонда), или не решаются совсем (лесозащитные насаждения, краснокнижные, ресурсные виды растений и др.). М.М. СИЛАНТЬЕВА, доцент, к.б.н. Марина Михайловна Силантьева – человек в экологической среде известный. И – компетентный. Сегодня мы предлагаем вам ее выступление на депутатских слушаниях, во время которых обсуждался проект краевого закона об охране окружающей среды.
ДЕПУТАТСКИЕ СЛУШАНИЯ Перед сессией Алтайского краевого Совета народных депутатов, прошедшей 28 сентября текущего года, состоялись депутатские слушания по теме «Сотрудничество власти, бизнеса и общества по вопросам эффективного использования природных ресурсов Алтайского края». Они были посвящены обсуждению проекта Закона АК «Об охране окружающей среды». В депутатских слушаниях приняли участие кроме самих депутатов ученые, специалисты в области охраны окружающей среды, общественные деятели. Предлагаем вашему вниманию одно из самых ярких и острых выступлений на этих слушаниях – статью М.М. Силантьевой. Добавим несколько пояснительных слов. В настоящий момент существует реальная необходимость принятия закона «Об охране окружающей среды в Алтайском крае», а также ряда нормативных правовых актов, направленных на охрану, сохранение и воспроизводство природного потенциала. Участники депутатских слушаний рекомендовали администрации края обеспечить разграничение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов и создать дополнительную сеть лесничеств КГУ «Алтайское управление сельскими лесами». Также они поручили при формировании краевого бюджета на 2007 год предусмотреть средства на проведение работ по охране, обслуживанию и проведению лесоустройства названных лесов и защитных лесных полос. Кроме того, участники слушаний посчитали необходимым установить порядок ведения лесного хозяйства, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений. По их мнению, надо разработать и реализовать концепцию рационального природопользования в Алтайском крае. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов рекомендовано утвердить порядок осуществления вырубки зеленых насаждений, проведения озеленения на территориях соответствующих муниципальных образований (за исключением городских лесов). Научно-образовательным учреждениям и общественным природоохранным организациям Алтайского края поручено обеспечить развитие системы экологического образования и просвещения как основы формирования экологической культуры. P.S. В принципе, эти депутатские слушания с привлечением общественности – один из примеров как это надо делать. Если у вас, наши читатели, есть свои предложения к проекту Закона «Об охране окружающей среды» или вопросы к М.М. Силантьевой – обращайтесь в редакцию. |