Отходы Принят новый краевой закон
На октябрьской сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов одним из наиболее бурно обсуждавшихся законопроектов стал закон «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае», который был принят в первом чтении. Причем, что интересно, бурное обсуждение предложенного документа было вызвано не противоречиями внутри депутатского корпуса, а его... единодушием. Это звучит парадоксально, но это так. В свое время также бурно обсуждался законопроект о зеленых насаждениях. Если резюмировать кратко и просто, то всем надоело жить на свалке. А именно в свалки превращены сегодня многие населенные пункты.
ЧТО РЕШИЛИ ДЕПУТАТЫ? С докладом по данному закону выступил лидер объединения-фракции АКСНД Николай Викторович Рыжак. Обоснования нового законопроекта, учитывая его важность и значимость для здоровья людей и сохранение уникальной природы Алтая, мы публикуем полностью. Есть в этом выступлении и интересные цифры, и запоминающиеся факты. В прениях участвовали... даже медики. Почему даже? А потому, что говорили они не о здоровье, а о том, что медицинские отходы девать некуда. И что этот раздел в законе надо расширить. Депутаты решили создать рабочую группу для доработки данного закона. И это, пожалуй, гарантия того, что закон будет проработан. А уж как он будет работать - об этом в следующих публикациях.
Настоящий проект закона Алтайского края разработан в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и регулирует отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в Алтайском крае в части, отнесенной федеральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации. НЕОБХОДИМОСТЬ Необходимость принятия законопроекта обусловлена сложившейся в Алтайском крае чрезвычайно сложной обстановкой со сбором, утилизацией, обезвреживанием, захоронением и переработкой отходов, не отвечающей требованиям действующего законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-гигиенического благополучия населения. ДО 20 000 000 ТОНН В ГОД! В настоящее время общее количество отходов, образующихся на промышленных, сельскохозяйственных и иных объектах Алтайского края, а также бытовых отходов составляет, по разным оценкам, от 12 до 20 млн. тонн в год, из которых только незначительное количество отходов используются или обезвреживаются в местах их образования. НЕТ УЧЕТА Отсутствие эффективной системы учета образующихся отходов привело к тому, что из более чем 100 тыс. хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории края, только 6 тыс. осуществляют платежи в бюджет за негативное воздействие отходов на окружающую среду. РАСТУТ СВАЛКИ Вместе с объемом образования отходов растет число несанкционированных свалок. На территории края на сегодня имеется всего один полигон промышленных отходов, оборудованный в соответствии с установленными требованиями. Неорганизованный вывоз и размещение отходов, захламление территории, отрицательно сказываются на здоровье людей и негативно воздействует на биосферу в целом. НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ Функции контроля распределены между Ростехнадзором, Роспотребнадзором и органами исполнительной власти. В связи с этим, разработка нормативных актов идет параллельно, они не согласованы между собой и часто противоречат друг другу. УРОВЕНЬ - МЕСТНЫЙ В соответствии с федеральным законодательством, организация вывоза, размещения, утилизации и переработки отходов производства и потребления относится к вопросам местного значения и должна осуществляться органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов. ФИНАНСЫ? ОТСУТСТВУЮТ! Однако отсутствие у органов местного самоуправления достаточного количества финансовых ресурсов приводит к тому, что отходы размещаются на несанкционированных свалках, разбавляются и сбрасываются в водоёмы, сжигаются, загрязняя воздушную среду или накапливаются на производственных площадках. Система раздельного сбора отходов и их последующая вторичная переработка в Алтайском крае находятся в зачаточном состоянии. НЕОБХОДИМА КООРДИНАЦИЯ Таким образом очевидно, что без координации данных вопросов на региональном уровне, оказания органам местного самоуправления организационно-методической и финансовой помощи, улучшить сложившуюся в крае ситуацию с отходами в обозримом будущем не представляется возможным. ОСНОВЫ ЕДИНОЙ ПОЛИТИКИ Представленный проект закона устанавливает на территории Алтайского края основы единой социально-экономической политики в области обращения с отходами, в том числе: 1) предотвращение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека; 2) сбережение природных ресурсов; 3) упорядочение процессов образования, транспортировки, размещения, использования, обезвреживания, переработки и утилизации отходов на территории Алтайского края; 4) уменьшение образования отходов, повышение эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности. ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ? В целях реализации указанных направлений предусматривается: 1) установление исчерпывающего перечня полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Алтайского края в сфере обращения с отходами; 2) определение уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере обращения с отходами и его компетенции; 3) разработка и реализация краевых целевых программ в сфере обращения с отходами и использования вторичного сырья на территории Алтайского края; 4) создание экономических, социальных и правовых условий для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению деятельности по сбору, переработке, обезвреживанию, транспортированию, размещению и уничтожению отходов, вторичному использованию отходов, уменьшению их образования, внедрению малоотходных технологий; 5) установление общих требований к обращению с отходами, в том числе некоторыми отдельными их видами. ЧТО ЭТО ДАСТ? Принятие представленного проекта закона позволит более системно и эффективно решать вопросы: 1) охраны и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 2) софинансирования за счет краевых целевых программ деятельности органов местного самоуправления по реализации установленных полномочий по организация вывоза, размещения, утилизации и переработки отходов; 3) использования методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами, привлечения частных инвестиций; 4) сокращения количества свалок отходов и захламления территории; 5) развития рынка вторичных материальных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья; 6) повышения ответственности субъектов хозяйственной и иной деятельности в сфере обращения с отходами. Проект закона предлагается рассмотреть и принять в первом чтении.
Государственная дума В Государственную думу РФ внесен законопроект «О праве собственности и других вещных правах на окружающую среду». Его инициатором стал председатель комитета Госдумы по экологии Владимир Грачев, - передает ИА REGNUM. НОВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ По мысли автора, «окружающая среда представляет собой имущественную категорию, являющуюся пространственно непрерывной и неделимой вещью, находящейся в общей совместной собственности без определения долей и составляющей основы жизни народов, проживающих на всей территории РФ». Вместе с тем, как сказано в документе, земля, вода, почва, воздух, растения и животные «могут находиться в иных видах собственности, поскольку это предусмотрено законодательством РФ и не нарушает основ жизни народов, проживающих на соответствующей территории». 1 КМ2 = 1 МЛРД В РУБЛЯХ Для «практической реализации мер по сохранению окружающей среды в качестве основ жизни в отношении окружающей среды» Грачев предлагает оценить ее. Причем согласно документу, денежная стоимость окружающей среды не переносится и не включается в стоимость антропогенных объектов, расположенных в границах ее отдельных участков. Грачев оценил один квадратный километр «условно ненарушенной окружающей среды» в 1 млрд. руб. «Ухудшение качества окружающей среды на ее отдельных участках понижает денежную стоимость таких участков», - сказано в законопроекте. Депутат предлагает проводить ежегодную инвентаризацию состояния окружающей среды для определения региональных и местных коэффициентов, которые станут применяться при денежной оценке отдельных участков окружающей среды. С их учетом и предполагается ежегодно корректировать показатели стоимости окружающей среды. Порядком проведения ежегодной инвентаризации окружающей среды, по мнению автора, должно заниматься правительство РФ. Оно же устанавливает нормативы качества окружающей среды. По мнению Грачева, предыдущая и последующая стоимости участка окружающей среды должны сравниваться каждый год. Если стоимость стала ниже, то полученная разность показывает размер причиненного вреда окружающей среде в стоимостной форме. ПРИРОДНЫЙ КАПИТАЛ Грачев отмечает, что денежная стоимость окружающей среды признается природным капиталом. |