краеведческий аспект Одним из перспективных направлений совершенствования системы общего среднего образования, является его регионализация, краеведческий аспект, особенно необходимые в области биологии и экологии. В краеведческое содержание биологии и экологии должны быть включены знания по биологическому разнообразию животного и растительного мира родного края, по общему участию населения в его сохранении, по специальным мерам сохранения. Сегодня охрана природы из естественнонаучной проблемы переросла в социально-культурную и её нельзя решить, не принимая эффективных воздействий по изучению и охране экосистем. К сожалению, до настоящего времени этим вопросам уделяется незаслуженно мало внимания, как в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Анализ школьных программ по биологии и экологии показал, что данные аспекты изучаются в них лишь фрагментарно, как правило, в связи с характеристикой общих проблем охраны природы, или о них только упоминается. Все эти факты приводят к необходимости решать проблемы экологического образования школьников на региональном уровне, в том числе опираясь на потенциал природных заповедников и национальных парков, используя новые методики. Основными условиями для внедрения вопросов сохранения биоразнообразия в школьные программы является наличие учебников, квалифицированных педагогов и методическое обеспечение учебного процесса.
Как сохранить биоразнообразие? С 2007 г. началась реализация проекта Программы развития ООН и Глобального экологического фонда (ПРООН/ГЭФ) «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона» и его подпрограммы «Разработка образовательных блоков, включающих вопросы сохранения биоразнообразия, в школьные общеобразовательные программы на примере Таштагольского района Кемеровской области». Для реализации данного Проекта, по согласованию с управлением образования Таштагольского района, были выбраны 5 опытных школ (школы № 8,9,10 города Таштагола, школа № 11 посёлка Шерегеш и школа № 26 деревни Усть-Кабырза). Таким образом, в эксперименте приняли участие школьники поселковой, деревенской школы и трёх лучших школ города Таштагола, которые ранее имели опыт участия в различных экспериментах, достаточную техническую базу для внедрения новых программ и высококвалифицированный состав педагогов. Для учителей биологии, экологии, географии в течение 2007 г. было проведено несколько семинаров, где определялись цели и задачи эксперимента, а также схема его реализации.
Анкетирование «до» Для выявления степени развития экологического сознания школьников Таштагольского района, а также их уровня знаний регионального компонента, охраняемых животных и растений Таштагольского района, особенностей и уникальности природных сообществ Горной Шории и знание экологической обстановки района преподавателями кафедры зоологии и экологии Кемеровского госуниверситета были разработаны и использованы следующие анкеты: • на знание регионального компонента по разделу «Животные»; • на знание регионального компонента по разделу «Растения»; • на знание регионального компонента по разделу «Экология»; • изучение степени развития экологического сознания; • а также использована анкета «ЭЗОП» на изучение отношения к природе. Всего на первом этапе было проанкетировано 853 школьника в возрасте от 12 до 17 лет и проанализировано 1420 анкет. Анкетирование показало средний уровень развития экологического сознания у обучающихся и не достаточное знание растений, животных и экологических проблем родного края. Например, более 40% респондентов рассматривали природу только с точки зрения пользователя, не учитывая необходимость её охраны и восстановления. Однако, такое же количество юных жителей Таштагольского района были уверены, что природа – это, в первую очередь – среда обитания, о которой необходимо заботиться и охранять ей от загрязнения и непродуманного вмешательства со стороны человека. Экологически грамотное поведение в природе освоили 56% юных респондентов Таштагольского района и 52% школьников готовы поучаствовать в различных мероприятиях по улучшению окружающей обстановки – уборке мусора, посадке деревьев на территории лесхоза и др. Хорошо прослеживается тесная связь жителей Горной Шории с существующей вокруг них природной средой, но анализируя анкеты первого этапа, мы выяснили, что школьники имеют слабое представление о видовом разнообразии растений и животных района, об уникальности природных сообществ, находящихся на территории Горной Шории. Так, только 21% школьников на первом этапе работы смогли назвать охраняемых животных и растений района.
уровень знаний - невысокий В общем первый констатирующий срез показал невысокий уровень знаний регионального компонента – от 1,8 до 2,2 баллов по 5-бальной системе, особенно сложными оказались вопросы о биологическом разнообразии региона. Изменить подобную ситуацию, оценить самоценность той природной среды, которая их окружает, научиться сохранять и заботится о ней, можно только в том случае, если это «окружающая среда» перестанет быть «зелёной массой», абстрактной «природой», куда выезжают отдохнуть на выходные. Это возможно, если станут узнаваемыми растения и животные, с которыми ребята встречаются в городе, на дачном участке, в тайге.
учебные пособия Поэтому должны быть учебные пособия (атласы, плакаты, карты, учебно-методические и научно-популярные издания, справочники и т.д.), которые бы знакомили школьников с природой родного края и её отдельными представителями. В ходе реализации проекта ПРООН/ГЭФ, выполненном при финансовой и административной поддержке Администрации Кемеровской области, Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, ГУ «Областной комитет природных ресурсов Кемеровской области», Администрации Таштагольского района, учеными и педагогами был разработан и опубликован комплект учебно-методических пособий и дополнительной литературы для учителей и школьников Таштагольского района. Комплект состоял из восьми пособий, освещающих различные вопросы регионального содержания, которые передавались в экспериментальные школы в течение 2006-07 и 2007-08 учебных годов для апробации. В содержание указанной литературы были включены сведения по биологическому разнообразию Таштагольского района и вопросы его сохранения.
Вместо заключения Итоги, полученные в Кемеровской области в области экологического воспитания, впечатляют. Вы с ними можете познакомиться. А вот почему эти результаты таковы? Мы думаем, что это - плод системного подхода, о котором, по сути, идет речь в сегодняшнем материале.
Высокий уровень Все педагоги, работавшие в рамках эксперимента, отметили высокий уровень предложенных пособий и учебников, рассказали о том, как именно организуются занятия по вопросам сохранения биологического разнообразия Таштагольского района, насколько востребовано каждое отдельное пособие в образовательном процессе в различных возрастных группах. Степень использования некоторых пособий в экспериментальных школах Таштагольского района представлена в таблице.
повторное тестирование Проведено повторное тестирование школьников, которое показало, что, несмотря на небольшой срок использования этих пособий, у обучающихся повысился уровень знаний регионального компонента, в частности, биологического разнообразия Таштагольского района, в среднем на 1,7 баллов и теперь составляет от 3,5 до 4,1 балла по пятибалльной системе. Таким образом, мы можем говорить об успешном опыте внедрения в школьные программы вопросов изучения и сохранения биологического разнообразия и охране экосистем. В мае 2008 г. в г. Кемерово состоялась межрегиональная научно-практическая конференция по тиражированию опыта по разработке учебно-методических пособий на территории АСЭР, где опыт Таштагольского района по включению вопросов сохранения биоразнообразия в школьные программы, был оценён на высоком уровне.
положительный опыт Итак, не вызывает сомнения, что пособия по региональному компоненту в области изучения и сохранения биоразнообразия необходимы. Есть положительный опыт, который показывает, насколько улучшаются знания школьников при использовании таких пособий. Есть уже готовые, апробированные пособия по ботанике, зоологии, экологии родного края, которые устраивают школьников и педагогов. Есть огромное желание педагогов области получить в своё распоряжение такую литературу. Остаётся найти возможность издания этих учебных пособий в значительном тираже, чтобы снабдить ими образовательные учреждения и детские библиотеки Кемеровской области.
Любовь Андреевна ГОРШКОВА, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования им. В. Волошиной», г. Кемерово |