Интересное издание Термин «экологическое образование» введен в 1948 г. Международным союзом охраны природы как противовес технократическому мышлению, сформированному научно-технической революцией. Интенсивно развиваться экологическое образование стало в последние 40 лет, после Конференции ООН в Стокгольме (1972), положившей начало Программе ООН по окружающей среде – ЮНЕП, и конференции в Белграде (1975) по Международной программе экологического образования. В 1977 г. в Тбилиси ЮНЕСКО и ЮНЕП провели межправительственное совещание по вопросам экологического образования, а в 1987 г. в Москве – конференцию по поддержке стратегии экологического образования.
Экологическое образование и просвещение в Алтайском крае
В последние десятилетия возникло понятие «образование для устойчивого развития», основой которого стало экологическое образование и понимание экологической культуры как элемента общей культуры человека. Уровень цивилизации достиг такого уровня, когда рост антропогенной нагрузки на природу за время жизни одного поколения увеличивается в несколько раз. Экологические проблемы заставляют задуматься об ответственности за состояние окружающей среды и здоровья человека. Ведь каждый из нас несет ответственность за ту часть нашей планеты, на которой живет.
Выходные данные издания и контакты. Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. Отдел особо охраняемых природных территорий и экопросвещения, тел.: (3852) 63-66-49, 63-21-19, официальный сайт: www. ecoregion22. ru e-mail: altoopt@mail.ru. Буклет издан за счет средств ВЦП «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2010–2012 годы. Составители: С.И. Авцинов, Е.Ю. Скачко, И.В. Дудин. Дизайн и печать: типография «Корвус». 656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ползунова, 55а. Тел.: 8 (3852) 22-62-63, 22-62-61.
Концепция развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края на период до 2015 года (одобрена приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды от 21 апреля 2010 г.)
Цель: создание в Алтайском крае комплекса необходимых и достаточных условий (организационных, научно-методических, информационных, материально-технических) для развития системы непрерывного экологического образования и просвещения населения. Главные задачи: способствовать установлению обязательного уровня экологического образования в различных учебных заведениях в соответствии с государ¬ственными стандартами; обеспечивать развитие системы экологического образования и просвещения с учетом требований региона.
Основные принципы: 1) единство и взаимосвязь экологического образования, экологического просвещения, информированности и общественной активности населения в области охраны окружающей среды; 2) всеобщность экологического образования, обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения; 3) комплексность и междисциплинарность экологического образования, учитываемая в форме параллельного развития как самостоятельных, так и междисциплинарных областей знаний и учебных дисциплин, рассмотрения экологических проблем в каждой науке (учебной дисциплине); 4) практическое значение приобретаемых знаний, в том числе для выработки соответствующих навыков и стереотипов поведения; 5) непрерывность экологического образования, обусловленная: – поэтапным овладением разнообразными знаниями, устойчивыми убеждениями и интеллектуальными умениями, накопленными в процессе экологического образования и развития личности; – необходимостью постоянного обновления сведений по мере быстрого научно-технического развития человечества; – необходимостью обеспечивать и связывать воедино все звенья образовательной, воспитательной, информационной и культурной систем.
Гранты Губернатора В рамках ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» в 2012 году организациям и учреждениям на конкурсной основе предоставлялись гранты Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и просвещения. Проекты, финансируемые за счет грантов, были направлены на развитие системы непрерывного экологического образования, сохранение природных объектов – озер, рек, родников, лесов, сохранение биологического разнообразия, особо охраняемых природных территорий, профилактику ландшафтных пожаров, изготовление и размещение социальной экологической рекламы. В реализации проектов непосредственно приняло участие около 45 тысяч человек, из которых более 30 тысяч человек – школьники и молодежь.
На краевой площадке Алтайским краевым детским экологическим центром – краевой площадкой по экологическому образованию детей – на средства гранта Губернатора проведено 11 мероприятий краевого уровня с охватом почти трех тысяч участников. Проводимая работа позволила вовлечь школьников, педагогов, родителей в научную, творческую, природоохранную деятельность, повысить результативность участия алтайских школьников в конкурсах эколого-биологической направленности всероссийского уровня: из 137 участников 33 заняли первое место, 37 - второе место, 16 - третье место, 40 человек стали лауреатами, третье командное место заняла сборная команда школьников края во Всероссийском слете ученических производственных бригад.
К юбилею края Ряд массовых мероприятий был посвящен 75-летнему юбилею Алтайского края. Среди них краевая акция «Школьный парк», краевой слет-конкурс трудовых объединений школьников «Молодые хозяева Земли», а также районный эколого-туристический слет «Моя родина – Алтай» в Волчихинском районе и другие. В честь 75-летнего юбилея Алтайского краевого детского экологического центра состоялся краевой семинар для педагогов «Юннатское движение на Алтае». За большой вклад в развитие экологического образования лучшие педагоги были награждены почетной грамотой управления природных ресурсов.
Простые советы на каждый день: День 1-й. Замените обычную лампочку на энерго¬сберегающую. Она потребляет на три четверти меньше энергии и работает в 10 раз дольше. Но помните: их нельзя выбрасывать в мусорное ведро, а нужно сдавать в переработку, так как они содержат ртуть. День 2-й. Оставьте машину в гараже и воспользуйтесь общественным транспортом. Если вы живете близко от работы, прогуляйтесь пешком. Это полезно для вас и для воздуха. День 3-й. Посадите дерево во дворе или в парке. День 4-й. Приготовьте обед из местных продуктов. День 5-й. Сделайте уборку с использованием «экологически безопасных» чистящих средств. День 6-й. Сдайте вторсырье – пластик, стекло, макулатуру – в пункты приема. День 7-й. Возьмите с полки пирожок – вы делаете планету чище! © Если сажать деревья не сезон, машины у вас нет, а лампочки вы уже поменяли, читаем дальше:
Вода – Выключайте воду, когда чистите зубы. – Принимайте душ вместо ванны. – Отремонтируйте все протекающие краны и трубы в квартире. – Установите сберегающие насадки на краны и душ.
Энергия – Выключайте свет, выходя из комнаты. – Не держите в розетке зарядные устройства для мобильных телефонов. – Используйте аккумуляторы, которые можно перезарядить, или солнечные зарядники. – Разберите холодильник!
Токсические продукты – Почистите вентиляцию и делайте это регулярно. – Покупайте мебель из цельного дерева, с натуральными тканями, стеклом и металлом (не пластик). – Избегайте поливинилхлорида (он содержится в очень многих вещах). – Избегайте аэрозолей. – Если вы делаете ремонт – используйте водорастворимые краски. – Используйте в быту экологичные моющие средства. Помните, что ПАВ-соединения в стиральных порошках и моющих средствах способны нарушать биологические процессы, текущие в человеческих клетках. К слову сказать, большинство европейских стран отказалось от фосфатной бытовой химии, видя в ней весьма серьезную угрозу здоровью.
Мусор – Не берите в магазине пластиковые пакеты, приходите со своей сумкой. – Не сливайте в канализацию токсические отходы, краску и т. д. – Не используйте одноразовую посуду, батарейки, ручки, лезвия и т. д. – Берите книги в библиотеке вместо того, чтобы покупать их (особенно книги, которые вы не будете перечитывать). – Сортируйте мусор и сдавайте отходы в переработку. – Не оставляйте мусор в местах отдыха на природе! |