Кемерово: cтраница профессора Андрея Куприянова Жизнь на планете Земля вступила в новую фазу своего развития, которая характеризуется жестким конфликтом человеческой цивилизации с окружающим миром живой и неживой природы. Несмотря на огромные достижения научно-технического прогресса, возможность саморазрушения жизни стала центральной общепланетарной проблемой.
Выход из тупика есть Формирование экологического мировоззрения – единственный выход из экологического тупика в направлении к устойчивому развитию
Мы вступили в полосу планетарного экологического кризиса. Сущность его заключается в том, что человек как биологический вид Homo sapiens не успевает эволюционировать вслед за быстро изменяющимися условиями обитания. В природе в аналогичных случаях вид должен погибнуть. Об этом свидетельствует весь опыт палеонтологии, антропологии, палеоботаники. Для всего биоразнообразия, насчитывающего миллионы видов и форм живых организмов, потеря одного, даже столь многочисленного вида, как человек разумный, не является критической. Критическим положение становится для представителей популяции людей, которые не могут отменить объективные законы эволюционного развития и не могут согласиться с последствием этих законов.
РУССКИЙ КОСМИЗМ В философском плане искания будущего человечества оформилось в виде особого течения «русский космизм». Самобытный русский философ Н.Ф. Федоров пришел к мысли о конечности человечества. «Вопрос об участи земли, - писал он, - приводит нас к убеждению, что человеческая деятельность не должна ограничиваться пределами земной планеты. Мы должны спросить себя: знание об ожидающей Землю судьбе, об ее неизбежном конце обязывает нас к чему либо или нет. Или, иначе сказать, такое знание естественно ли, т.е. необходимо ли и нужно ли оно на что-нибудь природе, или же оно неестественно и составляет бесполезный придаток». Н.Ф. Федоров верил в безграничные возможности человека. Он предполагал возможность перехода души человека из одного мира в другой. Но он выступал против «страдательного» (в полном смысле этого слова) созерцания постепенного разрушения нашего дома, под которым он понимал планету. Эти слова Н.Ф. Федоров писал в конце XIX века, но только сейчас, как никогда остро, встала проблема увеличения «потребительской корзины» и сохранения природных экосистем.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ Выход из этой ситуации обоснован главами государств, собравшихся в Рио-де-Женейро в 1992 году, и он получил название «устойчивое развитие» – такое поступательное развитие человечества, которое обеспечивало бы увеличение благосостояния человечества и не оказывало разрушительного действия на окружающую среду. По мнению большинства экспертов, это и есть тот «срединный путь» человечества, по которому оно может перейти на новый уровень развития. Почти двадцать лет прошло с этого знаменательного форума, но значительных и реальных сдвигов, смены парадигмы экстенсивного хозяйствования на интенсивное так и не произошло. Попытка противостоять глобальному потеплению глобальными усилиями человечества путем выполнения межгосударственных соглашений, каким был Киотский протокол, также практически провалилась и новый коллективный договор, предпринятый в 2009 году в Стокгольме, не увенчался успехом. Глобальное загрязнение окружающей среды продуктами человеческой жизнедеятельности продолжается. По итогам форума в Рио-де Женейро приняты Глобальная стратегия сохранения биологического разнообразия, Глобальная стратегия сохранения растений, Глобальная сеть из двухсот экологических регионов, один из которых – Алтае-Саянский – расположен на юге Сибири. Но эти Глобальные задачи сохранения среды обитания человека через сохранение биоразнообразия в целом и его отдельных элементов практически мало эффективны.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР Причиной такого медленного продвижения вперед в сторону экологизации, энергосбережения и модернизации не только технологий, но и образа жизни, является, прежде всего, человеческий фактор. Противодействием «перезагрузки» морали человека лежит его мировоззрение эгоцентризма. Сторонники экологической этики, экологической морали чрезвычайно малочисленны и не составляют критической массы для изменения существующей парадигмы. Об экологическом мировоззрении, как единственном выходе из экологического кризиса, говорится много, особенно в области теории, но всё это натыкается на «залатывание экологических дыр». Особенно это хорошо видно в России, где основой жизнеобеспечения страны являются полезные ископаемые. Критика неэкологичности их добычи и переработки расценивается почти как нелояльность к государственному строю. А в условиях, где экологическая прослойка гражданского общества тонка или её вовсе нет, эффективность борьбы с ресурсодобывающими монополиями практически равна нулю.
ТРИ «КИТА» И ПРИНЦИПЫ Формирование экологического мировоззрения – это комплексный многосторонний процесс, который в принципе должен начинаться в раннем возрасте человека. Такое мировоззрение основывается на трех «китах» – экологическом прагматизме, экологической этике и эколого-краеведческом образовании. Принцип эколого-краеведческого образования основывается на нескольких аксиомах: нельзя любить того, что не знаешь; нельзя сохранять, то, что не любишь; нельзя сохранять природу в глобальном масштабе. Здесь понимание глобалистичности процессов, протекающих на планете, должно уравновешиваться ответственностью за экологическое благополучие своего места проживания. Увеличение информационного потока через TV, Интернет, популярную литературу не приближает человека к пониманию своей природы, поскольку такая информация предназначена чаще всего для других территорий. Знание своего предмета возможно только через развитие регионального компонента биологического и экологического образования. Но это, к сожалению, противоречит принципам развития современной школы, из программ которой происходит «вымывание» ботанических и экологических предметов, несмотря на то, что большинство ведущих ботаников, экологов, биологов чрезвычайно обеспокоены процессом деэкологизации русской школы. Примером является специальная резолюция XI ботанического съезда по проблеме «Ботаническое образование в России» Эколого-краеведческий метод экологического образования предполагает максимальное приближение биологических объектов изучения к реальному месту жительства учащегося. Раскрытие общих биологических и экологических законов должно опираться на конкретные растения и животных, обитающих в месте проживания учащихся.
МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ Попытка реализации масштабного проекта в рамках данного метода была предпринята в Таштагольском районе Кемеровской области путем внедрения пособий регионального компонента. Осуществлялась она в рамках Программы развития ООН и Глобального экологического фонда (ПРООН/ГЭФ) «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона». Для сравнительно небольшого района были специально разработаны программы регионального компонента, Красная Книга Таштагольского района, пособие по ботанике, зоологии, экологии, туризму, плакаты и раздаточный материал к ним. Тестирование знаний учащихся по окончании эксперимента показало высокую эффективность применения этого метода. У обучающихся повысился уровень знаний регионального компонента, в частности, биологического разнообразия Таштагольского района, в среднем на 1,7 баллов, от 1.8 – 2.4 до 3,5 – 4,1 балла по пятибалльной системе. Независимое тестирование, проведенное в 2009 году, также подтвердило высокий уровень конкретных знаний природы своего района.
ДРУГОЙ СПОСОБ Другим реальным, надежным и адресным способом формирования экологического мировоззрения является общественно-экологическая экспедиция «Начни с дома своего», созданная на базе природоохранной газеты «Природа Кулунды» 15 лет назад. Это движение возникло в степной Кулунде, где неразумное землепользование и распашка целинных и залежных земель привели к локальной экологической катастрофе и антропогенному опустыниванию. Провозгласив однажды необходимость конкретных экологических знаний в противовес красиво-изысканным рассуждениям о пользе охраны природы, 15 лет дети под руководством бессменного руководителя, редактора газеты С.И. Малыхина занимаются практическим узнаванием своей природы и учатся быть сами экологичными, а потом учат этому других.
ФИЛОСОФИЯ СОВМЕСТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ «Начни с дома своего» – это философия необходимости совместного существования человека и природы в одном биоме. Она заключается в том, что отдельно взятому человеку невозможно решить глобальные проблемы экологии. Но, сохраняя природу возле своего дома, он способствует поступательному развитию всей человеческой цивилизации. Движение «Начни с дома своего» формирует так необходимый для цивилизованной борьбы за чистую среду обитания человечества слой гражданского общества.
Только сочетание конкретных знаний о природе своего места проживания с пониманием глобальных экологических и биологических законов, формирования экологического мировоззрения у каждого члена общества может обеспечить полноценное формирование нового человека – Homo ecologicus, способного к устойчивому развитию.
Памятник природы в Кузбассе «Липовый остров» «Липовый остров» – это сравнительно небольшой участок естественных насаждений липы сибирской площадью 11 тыс га. Особенностью этого дерева является то, что данный вид липы является эндемом, а вся область её распространения находится практически на территории Кемеровской области и не встречается в других регионах Сибири. Липа – типичный представитель более южных широколиственных лесов, полностью исчезнувших в Сибири во время великого оледенения более 14 тысяч лет назад. Такие растения, сохранившиеся от прежних флор, называют реликтами. Несмотря на то, что ботаники более ста лет посещают липовый остров, так и осталось непонятным – почему это дерево сохранилось в суровом климате Сибири? Другой вопрос, который постоянно обсуждается экологами – исчезает ли липа сибирская, или ей ничего не грозит в ближайшем будущем? Единственный способ решить эти вопросы – заложить длительно существующие мониторинговые участки в липовых насаждениях и тщательно изучать особенности экологии, возобновления, биологии этого редчайшего эндемичного и реликтового вида. По инициативе общественной организации «Ирбис» совместно с ботаниками Кузбасского ботанического сада ИЭЧ СО РАН, Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН и сотрудниками Кузедеевского лесничества департамента лесного хозяйства АКО проведена экспедиция на Липовый остров. Цель экспедиции – выбрать участки липовых насаждений для долгосрочных мониторинговых наблюдений. Такой участок найден в верховьях реки Малый Теш. Учеными описаны особенности сложения древостоя, растительные ассоциации. Опытные участки выделены на местности с помощью навигационных приборов. Следующее посещение Липового острова запланировано в августе. Кемеровская область – не самая благополучная в России в экологическом плане, поэтому наличие таких удивительных участков природы повышает ответственность за их сохранение. Результаты, которые будут получены на мониторинговом полигоне, помогут правильно разработать мероприятия по сохранению этого уникального лесного массива. Успешность сохранения Липового острова будет зависеть не только от результатов научных исследований, а, прежде всего от усилий администрации области по укреплению материально-технической базы Кузедеевского лесничества. В его штате необходимо создать научную группу по мониторингу за состоянием липовых насаждений. |