Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№5 (209) 2013 год / 52-53 страница
Трансконтинентальное ралли «Пекин – Париж» 15 мая АКОО «Алтайская федерация автомобильного спорта» организовала пресс-конференцию, поводом для которой стали проводы экипажа, который примет участие в трансконтинентальной автогонке «Пекин – Париж».
Русский «Москвич» готов бороться за победу со знаменитыми иномарками
Соревнования престижа, а не денег Открывая пресс-конференцию, мозг этого событийного для края и всей страны факта, председатель АКОО «Алтайская федерация автомобильного спорта» (АФАС), член Общественной палаты Алтайского края Сергей Поспелов рассказал о том, что из себя представляют соревнования и почему они престижны: Первое ралли состоялось в 1907 году, второе только через 90 лет – в 1997 году. Следующее – еще через 10 лет, ведь соревнования ретромашин сложно организовать и провести. Четвертое ралли было в 2010 году, так что нынешнее – своего рода юбилейное, пятое по счету. В нем примут участие 96 экипажей из 26 стран мира на автомобилях 1913-1982 годов выпуска. На территории России ралли будет находиться 12 дней. Его маршрут пройдет через Республику Алтай и Алтайский край (озеро Ая), Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Уфу, Самару, Саратов и Воронеж. Оказывать техническую помощь на волонтерских началах в России будет более 200 человек, задей¬ствовано более 50 личных машин. Экипажу в составе пилота Бориса Лыткина и штурмана Евгения Смирнова предстоит пройти маршрут дважды, так как они будут добираться до Пекина и возвращаться из Парижа своим ходом. Протяженность самого ралли – 12,5 тысячи километров по бездорожью и дорогам Китая, Монголии, России, Украины, Словакии, Австрии, Швейцарии и Франции. Старт – 28 мая в Пекине, финиш – 29 июня в Париже. Таким образом наш экипаж побьет рекорд трансконтинентальной автогонки протяженностью 26 тысяч километров 1970 года «Лондон – Мехико». Специфика нынешнего маршрута заключается в том, что «АФАС» помогли организаторам выбрать спецучастки на территории России, ведь до нынешнего года маршруты пролегали только по федеральным дорогам. Но участников ралли привлекает экзотика, и после соревнований 2010 года многие высказали недовольство, что не увидели глубинку России. А по мнению Поспелова, в России есть на что посмотреть, многое меняется в лучшую сторону: придорожный сервис, отношение ГИБДД к участникам. Члены и партнеры «АФАС» взяли на себя обязанность помогать всем участникам в случае поломки, для этого будут и эвакуаторы, и ремонтные мастер¬ские на колесах. Все это даст дополнительный плюс имиджу России, чью честь будет отстаивать алтайский экипаж. Экипажи-победители получат золотые, серебряные и бронзовые медали, денежных призов за победу не предусмотрено. Ралли 2013 года собрало очень «приличную компанию» ретротехники: «Ягуар», «Порше», «Роллс-Ройс», «Бентли», а среди участ¬ников барон и герцог, принц и шейх, премьер-министр и топ-менеджеры, для которых денежные призы не главное, главное – это престиж, который достигается только победой. Проект состоялся во многом благодаря поддержке администрации Алтайского края и Управления по развитию турист¬ско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, а также помощи частных лиц и организаций. Проводить экипаж приехали члены Клуба джиперов, партнеры из СПАСа и Барнаульского центра водительского мастерства, клубов «Алтакросс» и «Дедушкин гараж».
Доказательство качества инженерных решений О технических характеристиках нашего автомобиля журналистам рассказали члены экипажа: пилот Борис Лыткин и штурман Евгений Смирнов. Лыткин: – Мы поедем на автомобиле «Москвич-412» 1979 года выпуска, стартовый номер 61. Ко мне он попал 9 марта 2012 года, и с этого времени началась подготовка машины к ралли. Пришлось все узлы и агрегаты смотреть заново, спидометр, конечно, был откорректирован – это наша русская забава. На первом этапе получались короткие пробеги и большие ремонты. 11 мая по снегу проехали 400 километров – отказал спидометр, буквально вчера менял стартер. Смирнов: – Самая большая проблема для таких автомобилей – качество запасных частей, которое не выдерживает никакой критики. Мы вынуждены были после ревизии искать советские детали по сусекам и в гаражах, слава богу, народ у нас запасливый. Именно эти детали служат сейчас верой и правдой. Например, взяли белорусскую помпу, отслужила меньше двух тысяч километров, нашли еще советскую, где были настолько старые подшипники, что масло стало твердым, и они практически не вращались. Разобрали, промыли, нормально сейчас все работает. Во времена СССР считалось, что запасные части шли как некондиция, и хорошего купить было ничего нельзя, а теперь мы рады, что можем найти эту некондицию, потому что она на два порядка лучше того, что сейчас делают. Наш автомобиль – случай особый, он в любой момент может преподнести сюрпризы. Но я надеюсь, что мы к ним готовы, потому что везем с собой целый багажник запчастей на все случаи в дороге. Надо сказать о том, что ретро¬движение в Барнауле в последние годы очень окрепло. Несколько лет назад, когда мы только начинали, все было разрозненно и не так выразительно, как сейчас, когда коллекционеры имеют на руках много очень приличных автомобилей. Движение активно развивается, о чем говорит ежегодно увеличивающееся количество машин на выставке в День города и количество горожан и гостей столицы, которые приходят ее посмотреть. Я вас уверяю, что ни один самый навороченный «Крузер» не даст столько положительных эмоций, как хорошо восстановленный старый автомобиль, у которого есть своя история жизни и история восстановления. После каждой такой выставки в наше движение добавляется 2-3 человека, заболевших старой техникой, это немало, поверьте. Думаю, что со временем придем к большим парадам старинной техники. Мы сохраняем техническую историю нашей страны. К сожалению, раньше к этому относились безалаберно, поэтому потеряли ряд интересных экземпляров. И наша задача сейчас – сохранить то, что еще осталось, чтобы эти машины можно было потрогать, посмотреть, поездить, увидеть технические решения, которые принимались при производстве тех или иных механизмов. У нас есть хорошие грамотные инженерные решения, но мы о них забываем, не ценим нашу инженерную мысль. Очень бы хотелось вернуться в те времена, когда труд инженера ценился и хорошо оплачивался. Есть несколько оригинальных совпадений для нашей машины. Когда мы приехали в Москву на турвыставку, обратили внимание на фотографию 2010 года ретроавто в Белокурихе, который имело номер 61, наш стартовый номер в гонке – 61. Когда мы получали документы на гонку, номер регистрации заканчивался на 61. Кроме этого, в 1961 году в космос полетел первый человек Земли – Юрий Гагарин, так что мы как бы греемся в лучах его славы. Наш «Москвич» на 100% соответствует оригиналу, это един¬ственный автомобиль за Уралом, который имеет международный паспорт FIVA, подтверждающий оригинальность автомобиля своему году выпуска. Ралли 2013 года – последнее в обозримом будущем, маршрут которого пройдет через Россию, вернуться в нашу страну гонка может не ранее 2019 года.
О надеждах и будущем Журналистов интересовало то, с каким настроем едет экипаж, а также дальнейшие планы членов «АФАС». Смирнов: – Обратно будем ехать не быстро, подыскиваем страны, где будет в это время происходить что-то связанное с ретроавтомобилями, хочется поучаст¬вовать. Нас уже пригласили в Испанию, в Сарагосу. В общем, если сумеем сэкономить на бензине, поучаствуем по максимуму, где сможем. Есть желание посетить этапы чемпионата по кроссу, посмотреть, как там все организовано, но это уже будет после финиша 29 июня. Что касается нашего настроя – стартовать, двигаться без ремонта и достойно финишировать, получить опыт. Если мы финишируем – то только хорошо. Поспелов: – Мы уже сейчас можем подготовить несколько автомобилей для международных гонок в нашем крае, а если участники будут приезжать на своих автомобилях, будем только рады. Это ближайшая перспектива, но пять лет назад наше участие в ралли «Пекин – Париж» тоже казалось невозможным. Еще есть мечта сделать раз в два года всесибирскую выставку ретроавтомобилей или слет автомобилистов, чтобы люди об этом знали и готовились. Мы рассматриваем участие в этом ралли еще и как перспективу организации подобных соревнований на территории края, потому что за Уралом и в Сибири такого опыта больше нет ни у кого.
Текст и фото Олеси МАТЮХИНОЙ
О чем еще рассказали члены экипажа Знание языка. Взяли с собой книгу «Тысяча самых необходимых английских слов», которую намерены проштудировать до Пекина. Определенное знание английского есть, так что языкового барьера наши не боятся. Талисман. Везут с собой маленькую копию «Москвича». О помощи. Рассчитывают на собственное мастерство и аккуратность вождения пилота, сварочный аппарат с собой не везут, на помощь волонтеров не рассчитывают просто потому, что за это могут быть начислены штрафные баллы. Экипаж обязан обслуживать машину самостоятельно. Об упорстве. Любой желающий может подать заявку на участие в ралли, индивидуальных приглашений никто не получает. Еще три года назад желающих участвовать от России было очень много, «сдулись» все, кроме алтайского экипажа: нет осознания того, что не все в этой жизни можно мерить деньгами. Имя автомобиля, слоган в дорогу. Пока не придумали, готовы к обсуждению вариантов от населения и СМИ. Между собой иногда называют «Москвича» «мустангом» или шепотом «Гагарин». Что будут слушать в дороге. Максимально возможное – музыку сотового телефона, настроены на то, что будут петь песни, уверены, что до Пекина научатся петь сносно. О будущем. Купили для членов клуба «Дедушкин гараж» два старых «Москвича», один, правда, разобрали на запчасти, но второй ребята полностью восстановили и обслуживают сами. Уверены, что сумеют увлечь этим делом большее количество подростков. О погоде. С 2005 года все самые замечательные проекты и пробеги начинались при маленьком дожде, и все проходило замечательно. Так что глядя на то, как портится погода, экипаж убедился в том, что все на их стороне. Этапы. Максимальный участок в России – 820 километров. На трассе много скоростных и сложных участков. Старт будет даваться через 30 секунд, обычно это делается через минуту. Пункты контроля открываются за 15 минут до прибытия первого экипажа и после определенного времени ожидания закрываются, а опоздавшие получают штрафные санкции. Дорога займет 33 дня.
Это просто интересно - самому молодому участнику ралли 21 год, самому пожилому – 84 года; - самый старый автомобиль 1913 года выпуска, самый молодой – 1982 года выпуска; - описание маршрута (легенда) занимает более 350 страниц формата А4; - 8 июня в парк-отеле «Ая» будет предоставлена возможность пообщаться с организаторами и участниками ралли; - общая сметная стоимость проекта участия экипажа Алтайского края в ралли около 4 миллионов рублей: стартовый взнос был оплачен за счет гранта Губернатора, с остальными расходами помогли спонсоры, физические лица, партнеры и друзья «АФАС»; - экипаж впервые проедет по территории Китая на личном автомобиле самостоятельно, до этого организовывались (в исключительных случаях) только групповые поездки из-за специфики законодательства Китая; - подготовка к ралли заняла более 2,5 лет; - за передвижением автомобиля можно следить в режиме реального времени на двух сайтах: www.era-nt.ru и www.pekingparis.com.