Экологический календарь. Дни земли. В помощь учителю
Во всём мире 20 марта по инициативе ООН празднуется День Земли (англ. Earth Day). Причём в календаре международных празд¬ников существует два Дня Земли – первый отмечается 20 марта? в день весеннего равноденствия, а второй – 22 апреля. Первый имеет миротворческую и гуманистическую направленность, второй – экологическую. Дата 20 марта была выбрана и официально утверждена в 1971 году ООН для Дня Земли именно потому, что на это время выпадает день весеннего равноденствия.
Сколько их на самом деле? Меняется биологический ритм планеты, и она переходит на новый виток своего развития, происходит пробуждение природы и её обновление. В обращении ООН говорится: «День Земли – это специальное время, которое предназначено, чтобы привлечь внимание всех людей к осознанию планеты Земля как их общего дома, ощутить нашу всеземную общность и взаимную зависимость друг от друга». Провозглашение 22 апреля Международным днём Матери-Земли является признанием коллективной ответственности, к которой призвала Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 года, а также того, что Земля и её экосистемы являются домом для людей, а для достижения справедливого баланса между экономическими, социальными и экологическими потребностями нынешнего и будущих поколений необходимо содействовать гармонии с природой и планетой Земля. Генеральная Ассамблея, признавая, что название «Мать-Земля» отражает взаимозависимость между человеком, другими живыми существами и планетой, провозгласила 22 апреля Международным днём Матери-Земли, чтобы подчеркнуть необходимость содействия в улучшении жизни детей и взрослых с тем, чтобы они могли вести полноценную и осмысленную жизнь, а также с целью сохранения этого хрупкого природного равновесия. Есть ещё День защиты Земли – 30 марта. Это международный праздник, история возникновения которого утеряна. Можно лишь логически предположить, что идея создания подобного праздника наверняка принадлежит какой-то из «зелёных» организаций. Праздник призывает каждого сотворить хотя бы небольшое доброе дело во имя защиты природы, а также помочь окружающим понять важность сохранения природных богатств и бережного отношения к природным ресурсам. Любая мелочь – поднять и выбросить в урну мусор, разделить пластиковые и органические отходы на собственной кухне, пройтись разок пешком вместо того, чтобы доехать на автомобиле – являются вкладом в продление жизни на нашей планете. Эти очень простые действия, если их совершает хотя бы относительно небольшое количество людей, то они дарят Земле многие тысячи лет здоровой жизни. Для этих праздников подойдут сценарии из сборника методических разработок педагогов Алтай¬ского края ко Дню Земли.
Интеллектуальный ринг «День Земли» Ведущий 1. В 1969 году случилось ужасное событие: из скважины возле города Санта-Барбара разлилась нефть, миллионы тонн нефти. На громадных пространствах пляжи покрылись грязным слоем слизи. Пеликаны, цапли, утки, другие морские животные погибали от плёнки гниющей нефти. Жители города собрались все вместе и очистили пляжи, решив этот день назвать Днём Земли и ежегодно отмечать его работой по благоустройству города.
Ведущий 2. Профессор Денис Хейс на Глобальном форуме по проблемам окружающей среды и выживания человечества, призвал всех людей присоединиться к этой благородной акции, которая должна положить начало строительству нового экологически безопасного мира на планете.
Ведущий 1. День Земли впервые проведён в США в 1970 году. Тогда в нём приняло участие около 10 000 школ и 2000 колледжей и университетов, а также большое количество взрослого населения страны. Проведение Дня Земли поддержал конгресс США. Эта инициатива была одобрена другими странами. И теперь во многих странах 22 апреля отмечается этот праздник.
Ведущий 2. Вот некоторые конкретные цели, которые ставят перед собой организаторы Дня Земли: всемирное и полное запрещение фреонов, разрушающих озоновый слой и способствующих потеплению климата; резкое и стабильное уменьшение выброса диоксида углерода; сохранение лесов, экономия энергии в быту и промышленности; сокращение опасных выбросов и уменьшение источников загрязнения; Дню Земли мы посвящаем нашу игру.
Условия игры 1. Команды приступают к обсуждению вопроса после удара в гонг. 2. Время на обсуждение – 1 минута. 3. Если кто-то из членов команды знает ответ на вопрос – сообщает об этом капитану. 4. Капитан принимает решение о подаче ответа или даже о досрочном ответе. 5. Капитан подаёт сигнал (флажок, рука, пищалка) – команда готова дать ответ. 6. Чей капитан быстрее подал сигнал, та команда и отвечает первой. 7. Капитан может ответить на вопрос сам или передать право ответа одному из игроков. 8. Если капитан подал сигнал, а его команда не готова к ответу или если кто-то из членов команды выкрикнул ответ до того, как их капитан сигнализировал о готовности к ответу, команда теряет право на участие в разыгрываемом гейме. Даже если был дан правильный ответ, команде, нарушившей правило, очко не присуждается. В каждом гейме команда имеет право ответить только один раз. Если ни одна команда не дала правильного ответа, очки разыгрываются в следующем гейме. Максимальное количество очков за ответ – 3. Представление ведущих и жюри. Проведение жеребьёвки. Проведение игры. Подведение итогов игры. Награждение. Выбор лучшего игрока.
Варианты вопросов и ответов: 1. Чтобы быстрее очистить территорию, особенно от листвы, высох¬шей травы, некоторые люди используют метод древних людей – огневой. Почему он вреден? (Выгорает не только трава, но и множество насекомых и других мелких животных, выгорают семена травянистых растений, огонь может проникнуть во внутренние слои почвы и вспыхнуть за 100 километров от этого места.) 2. Как приятно утолить жажду берёзовым соком! Но иногда, зайдя в берёзовый лес, встречаешь «плачущую» берёзу, раненную человеком. А вскоре такая берёза может погибнуть. Почему? (Одна раненая берёза может потерять за сезон до 200 литров сока. В раны проникают болезнетворные микробы. Поэтому рану нужно замазать глиной.) 3. Почему иногда во время привалов солдатам, совершающим длинный марш-бросок, или рабочим горячих цехов предлагают пить немного подсолённую воду? (Это делается для быстрого восстановления потерь в организме хлорида натрия.) 4. Приведите аргументы в пользу ядерной энергетики. (Малое количество ядерного горючего, низкие транспортные расходы, нет привязки к крупным рекам или месторождениям горючих ископаемых, незначительное загрязнение воды и воздуха (при нормальной работе), низкая стоимость электроэнергии.) 5. Тепловая электростанция работает на каменном угле. Может ли она быть источником радиоактивного загрязнения? (Часто каменный уголь содержит в небольших количествах радиоактивные примеси, например, уран, торий и др. Когда сжигается огромное количество угля, в частицах сажи и шлаках концентрируются несгоревшие радиоактивные примеси.) 6. Если осушить болото в бассейне реки, больше или меньше станет в ней воды? А) Весной, Б) Летом? (Болото аккумулирует влагу в виде грунтовых вод. После их уничтожения воды весной будет больше, летом меньше.) 7. Чем меньше прозрачность воды, тем поглощение света: сильнее, слабее, не зависит от прозрачности воды. (Чем темнее поверхность воды, тем сильнее поглощение света.) 8. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческих слов «гала» – молоко, «актус» – цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то её успокоить и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Какие это цветы? (Подснежники)
Задания для команд 1. Каждой команде выдаётся по две пословицы. Необходимо объяснить, каков новый экологический природоохранный смысл народных пословиц и поговорок. 1-я команда: 1) Каждый кулик своё болото хвалит. (Тесная связь организма со средой обитания, его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях.) 2) Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. (Отрицательные последствия влияния человека на окружающую среду. Запоздалое сознание и понимание этих последствий людьми в целом.) 3) Чёрного кобеля не отмоешь добела. (Невозможность полной очистки побережья от нефти при аварии танкера.) 2-я команда: 1) Что имеем – не храним, потерявши – плачем. (Расточительное отношение к природным ресурсам и окружающей среде в целом.) 2) Лес рубят – щепки летят. (Необходимость полнее использовать отходы и вторичные ресурсы.) 3) Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться. (Загрязнение окружающей среды и последствия этого.) 2. Как с точки зрения охраны окружающей среды выглядят такие загадки и сказки: 1-я команда: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит»; 2-я команда: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Зимой в поле лежали, летом в реку побежали». Примерные варианты ответов первой команды: • Знаменитая фраза «Не пей из копытца – козлёночком станешь». Может быть переделана как предостережение от использования источников загрязнений питьевой воды. • Нерегулированный сток источника загрязнений: сахарного или маслосырозавода. Примерные варианты ответов второй команды: • Эпизод с царевной и яблоком – аналог потребления продукции с избыточным содержанием нитратов или ядохимикатов. • Минеральные удобрения, внесённые на поля, с талыми водами попадают в реки. Болельщикам команд поочерёдно задаются вопросы: 1. Какие деревья и кустарники используются в посадке лесных полос Алтайского края? (Тополь, берёза, облепиха, клён, яблони-дички) 2. У каких деревьев нашего края листья осенью краснеют? (Клён, осина, рябина) 3. Назовите вечнозелёные растения нашего края (Ель, сосна, пихта) 4. В феврале на Алтае появляется потомство у… (Рысь, медведь, заяц, лиса). 5. День под водой короче или длиннее, чем на суше? (Короче). 6. В любое время года птенцов выводит… (Клёст, воробей, грач, ласточка). Подведение итогов игры.
Составители Е. ЛУШИНА, Н. ЛУШИН
Сценарий классного часа «Берегите Землю» Учитель: Мы рады вас приветствовать на нашем празднике. Как известно, праздники бывают разные, потому что приурочены к различным событиям. Но всегда они весёлые и яркие. Праздников много, но по какому поводу мы собрались сегодня? Какой сегодня праздник? Это день Земли. День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днём Земли. Напомним историю возникновения этого праздника. В 1969 году на нефтепромыслах у городка Санта-Барбара произошёл аварийный разлив нефти. Огромное количество нефти расползлось по поверхности прибрежных вод океана, загрязнило пляжи. От аварии пострадали многие морские животные, особенно птицы. Это трагическое событие произвело на американцев большое впечатление. Они решили хотя бы раз в год напоминать людям об их отношениях с окружающей средой. 22 апреля 1970 года тысячи американцев вышли на улицы городов. Они проводили митинги и демонстрации в защиту природы. Требовали принять новые природоохранные законы, сажали деревья, убирали мусор на улицах, очищали берега рек, слушали песни, воспевающие красоту окружающего мира. Первый День Земли отмечали только в США, но со временем этот праздник объединил жителей многих стран. С каждым годом их становилось всё больше и больше. Стали отмечать День Земли и в России. Кроме того, по постановлению правительства с 15 апреля по 5 июня у нас в России проводятся специальные Дни защиты окружающей среды.
Ведущий 1. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её, как святыню. Они считали Землю живым существом, самодействующим (она родит из своей материнской утробы, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с весной). Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твёрдых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в растениях – волосы. Крылатой становится фраза: «Земля – тело человечества, человечество – душа Земли». Каждый из нас – часть человечества. Мы должны понять, что являемся жителями планеты, должны мыслить. Ведь не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. У меня на ладони дышит тёплый влажный комок земли. Земля. Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты. Мы называем Землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны, слагаем стихи, восхищаемся красотой. Но праздник этот связан не только с радостными событиями. На этом празднике люди немного грустят. Земля наша весьма засорена. И если раньше в песнях мы восхищались «Как прекрасен этот мир, посмотри!» (звучит куплет песни), то сегодня актуальна другая песня «Прости, Земля!». Послушаем её (звучит куплет песни). Теперь же мы поступаем с землёй безнравственно и жестоко. Мы забыли, что она живая, и как всё живое, она ждала от нас милосердия, а мы уготовили ей равнодушие. Человек буквально калечит землю – топит, сверлит, роет, терзает гусеницами тракторов, то есть наносит ей раны физически, раны в прямом смысле слова.
Ученик 1. Приложи своё ухо к планете! Ты услышишь, как стонет она. Мать-земля ещё только в расцвете, А изранена вся и больна.
Слышится тихий бой метронома. Звучит музыка, затем ведущие рассказывают о загрязнении воздушного бассейна Земли, воды, почвы, лесов.
Ученик 2. Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается пять миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится всё меньше и меньше. А выхлопных газов заводов чёрной и химической промышленности, котельных, транспорта – всё больше и больше.
Ученик 3. Вода. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. Но миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде. Гибнет всё живое. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязнённых стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.
Ученик 4. Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи поднимают миллиарды тонн плодородного слоя и уносят его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. А тонны мусора?
Ученик 5. Леса. Усиленно идёт «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было его уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Ведущий 1. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом!
Ведущий 2. Земля выбилась из сил. Она криком кричит, она молит нас о милосердии. «Бедная расстрелянная земля». Действительно, природа полна поэзии, прелести, трогает и волнует душу. Только мне кажется, если я выйду в поле на рассвете, то невольно содрогнусь не от свежего ветра, а от тяжёлого вздоха, вздоха Земли, стона Земли, её мольбы.
Я – Земля, вращаюсь в космосе, В плену своей орбиты, Не год, не два, а миллионы лет, Я так устала… Плоть моя покрыта Рубцами ран – живого места нет.
Учитель. Но постепенно люди стали осознавать свои ошибки, бережнее относиться к природе. Это отношение формируется с раннего возраста. Поэтому всем школьникам нужно принять активное участие в ориентации своего миропонимания на природоохранную деятельность.
Ученик 1. Обращаюсь ко всем живущим, Разных стран и наречий разных! Ради жизни веков грядущих Объявить повсеместный праздник «Экологически чистый день на Земле».
Учитель. Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас. Надо действовать сегодня. Надо действовать сейчас! – Пусть это будет посаженное твоими руками дерево. – Или не загубленный уголок природы. – Вовремя потушенный пожар или костёр. – Заботливо расчищенный ручеёк. – Защищённые гнёзда и муравейники. Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия!
Учитель. Кто согласен с текстом обращения, пожалуйста, поставьте свои подписи. Заключительное слово учителя. И в заключение мероприятия хотелось бы сказать, будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с её биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Все ваши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, дружбе человечества и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. Все, кто как-то знаком с экологией, убеждены, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живёт по экологическим законам: учись понимать природу, стань её другом и защитником; радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением; пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-нибудь полезное, ведь не зря природу называют храмом.
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм, С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свет в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь.
Но храм природы – это хрупкое строение. У нас имеются все возможности, чтобы сохранить его для себя и последующих поколений: чистые водоёмы, воздух, почву с их животным и растительным миром.
Берегите Землю, берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики. На тропинках солнечные блики, На камнях играющего краба, На могиле тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Полумесяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите, Берегите эту Землю! Берегите!
Вам, ребята, предстоит совершить много полезных дел. Чем меньше мусора будет па планете: в вашем дворе, на вашей улице, в вашем селе, тем зеленее станут деревья, тем чище воздух. За каждое доброе дело, сделанное во имя природы, вы получите благодарность от потомков.
Составитель Н. КУРАСОВА
Любовь к родной стране без любви к природе невозможна. (К. Паустовский) Цель: формировать экологическое, ответственное отношение к природе и доказать, что природа нуждается в нашей помощи и заботе. Задачи. – Обучающие: показать, что окружающая нас природа погибает из-за хозяйственной деятельности человека и нуждается в защите. – Развивающие: развитие познавательной деятельности и самостоятельности. – Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому на земле. Оборудование. Плакаты, рисунки учащихся, тезисы, компьютер, глобус, метроном. |