Музей русского алфавита
Музей русского алфавита «Слово» открылся в Белокурихе в прошлом году, и за такой короткий срок уже стал настоящим культурным центром, где собираются творческие люди курортного города. Мало того, этот необычный проект предпринимателя Андрея Покидаева стал победителем краевого конкурса инновационных проектов социального предпринимательства в номинации «Лучший социальный проект года в сфере туризма». Вскоре – новая победа. На этот раз – во всероссийском конкурсе «Лучший социальный проект года», экспертная группа которого проголосовала за этот проект как первый в номинации «Лучший социальный проект года в области культурно-просветительской деятельности». Но главный успех этого необычного проекта – это интерес посетителей.
От Аз до Ижицы
От камня к перу В экспозиции музея «Слово» представлена и эволюция инструментов письменности. Каждый посетитель может оценить основные этапы её развития, попробовав свои силы в высекании символов на камне, изображении различных знаков на глиняных и восковых табличках, письме гусиным пером. – Письменность на протяжении многих веков была самым надёжным способом передачи информации, – рассказывает Андрей Покидаев. – Ранее люди пользовались предметным письмом, но в этом случае были возможны разночтения. Так, существует легенда, рассказывающая о том, что когда-то скифы перед битвой прислали одному из финикийских царей лягушку, мышь, птицу и стрелы. Царь решил, что таким образом скифы признаются в своей слабости и готовы сдаться. Но мудрец прочёл это послание иначе: «Если вы не убежите, как мыши, не ускачите, как лягушки, не улетите как птицы, то будете поражены нашими стрелами». И именно прочтение мудреца оказалось верным. Другой способ передачи информации – узелковое письмо. Но и оно было несовершенным. Особые узелки обозначали для «пишущего» тот или иной предмет или явление. Вот только прочитать такой «текст» нередко мог только сам его «автор». Отсюда, видимо, и пошло выражение «завязать узелок на память». Младшие школьники во время экскурсии с удовольствием упражняются в этом занятии. А вот знакомство с петроглифами проходит сложнее – гостям музея предлагают на большом камне выбить какой-нибудь, пусть самый простенький символ. Надо сказать, дело это очень непростое – следует довольно долго колотить молотком по зубилу, чтобы изобразить неровную и неглубокую букву. – Сложность этой работы даёт нам понять, насколько важна была для древних людей информация, «закодированная» ими в петроглифах, – говорит Андрей Покидаев. – А если обратить внимание на искусность изображений, то это предположение только окрепнет. У древних людей не было времени на бесполезный досуг – надо было добывать пищу, обороняться от врагов, оберегать своё племя. Однако на создание петроглифов у них находилось и время, и силы. Видимо, данная информация имела для них столь большое значение, что они фиксировали её не просто на века, но и на тысячелетия. Постепенно процесс упрощался, и писать на глиняных дощечках было уже гораздо проще. Упростились и рисунки-символы. Посетители музея, упражняясь в этом занятии, без труда могут сотворить для себя сувенир на память. Многих завораживает процесс письма гусиным пером. Оказывается, это совсем несложно: всего несколько минут – и на бумаге появляются красивые буквы. Обычной шариковой ручкой такого эффекта не добиться. В зале музея стоит старинный ткацкий станок, вокруг которого представлены образцы русского народного орнамента и вышивки. Почему эти предметы попали в экспозицию музея русского алфавита? Оказывается, традиционная русская вышивка – не просто украшение народного костюма, а ещё один способ передачи информации о человеке, который её носит: из какой он семьи, женат ли (если мужчина), сколько имеет детей (если женщина) и многое другое. Однако самым надёжным и понятным средством передачи информации стал алфавит. В музее можно увидеть алфавиты народов мира – как древние, так и современные, оценить их схожесть и различие, и, например, изобразить своё имя с помощью японских иероглифов.
Жить экологично Помимо экскурсий, в музее постоянно проходят мастер-классы, музыкальные вечера, творческие встречи, а также собрания местного экоклуба, который возглавляет местный предприниматель Николай Гриднев. Участники экоклуба озабочены проблемой загрязнения природы пластиковым мусором, который, как известно, может разлагаться несколько сотен лет. И борьба с этой напастью ведётся по нескольким направлениям. – На одном из заседаний нашего экоклуба мы обратили внимание на то, что если даже мы выбрасываем полиэтиленовые пакеты в контейнеры или урны, ветер разносит их по всей Белокурихе, – рассказывает Николай Гриднев. – Что делать? Решение было найдено очень простое – складировать их в большие пластиковые бутылки, а потом выбрасывать или сдавать на переработку. Места такая бутыль в доме много не занимает, а пакеты по округе не валяются. Мы в музее так и делаем. Часто приходится при работе с глиной пользоваться полиэтиленом. Мы его утрамбовываем вот в такую бутыль. За полгода пока только наполовину заполнили. Другое направление – минимизация потребления тех же полиэтиленовых пакетов за счёт использования экосумок. Клубом была начата акция «Экосумка» и закуплена партия таких сумок в Ивановской области. Сейчас их можно приобрести в нескольких торговых точках Белокурихи за почти символическую сумму – 150 рублей. Сумки довольно вместительны и выполнены из натурального материала. Однако выглядят слишком просто. Но и на это организаторы акции обратили внимание – время от времени они проводят мастер-классы по росписи экосумок, в которых с удовольствием принимают участие и взрослые, и дети. – Представляете, сколько полиэтиленовых пакетов в год вы можете купить, приобретая продукты? – говорит Николай Гриднев. – А экосумкой можно пользоваться как минимум год. Это и экономия для вас, и польза для нашей природы, которая и так захламлена полиэтиленом. Масштабы этого бедствия мы оценили во время участия в прошлогодней всероссийской экологической акции «Сделаем», когда очищали от мусора стометровый участок терренкура, ведущего на Старую Мельницу. Это довольно популярное место для прогулок, которое постоянно приводят в порядок, но тем не менее мы там собрали не менее пяти кубометров полиэтиленового мусора.
Экоклуб в «Слове» На заседаниях экоклуба в музее «Слово» собираются творческие люди Белокурихи, участники творческого клуба «ЛАД», существующего при музее. Просматривают фильмы экологической направленности, обсуждают насущные проблемы своего города, особенно проблему утилизации бытовых отходов. – К сожалению, многие люди настолько привыкли к мусору на улицах и тропах, что перестали его замечать, – с сожалением говорит Николай Гриднев. – Нужно снова научиться его видеть и задуматься о том, какой след мы оставляем на земле. Участники экоклуба разделяют мнение Андрея Покидаева о том, что в русском алфавите заключён особый смысл – мысли и стремления людей в конечном счёте будут приумножены, вот только какими они будут? Если светлыми и чистыми, то человек будет жить в гармонии с природой, если же потребительскими и эгоистичными – кто знает, чем природа за это нам отплатит?!
Елена ПАНФИЛО Фото автора
Не просто буквы В музее русского алфавита «Слово» проводятся мастер-классы, сюда приходят на экскурсии школьники и отдыхающие. Они с удивлением открывают для себя тайны знакомого с первого класса алфавита, узнают, что это не просто перечень букв, выстроенных кем-то и когда-то в произвольном порядке. Всё гораздо сложнее и интереснее. Оказывается, именно в алфавите заложен и отражён закон природы и Вселенной, общий смысл которого – все мысли, действия и речи человека возвращаются к нему в приумноженном объёме. Неожиданное утверждение? У Андрея Покидаева этому есть подробное объяснение. Но обретению этого знания предшествовали годы изучения истории письменности и алфавитов народов мира. Надо сказать, музей русского алфавита в Белокурихе – не первый музей такой направленности, созданный Покидаевым. Первый возник в 2010 году в селе Солоновка Смоленского района и был размещён на веранде летнего дома, принадлежащего его семье. До этого Андрей изучил немало литературы о русской азбуке и писал буквы, как картины. – В основе идеи создания такого музея у меня заложено осознание ценности нашего русского алфавита и истории русской письменности, – говорит он. – Здесь мы представляем наш алфавит как способ передачи информации, касающийся видения мира, поскольку каждая буква обозначает определённый предмет или явление. А вместе они образуют некую информационную систему, по которой жил наш народ с древних времён. Например, первая буква русского алфавита «Аз» – свет, струящийся с небес на землю, несущий благодать, «Буки» – божественный, «Веди» (ведать, знать) – бесконечность, так как процесс познания бесконечен, «Г» – глаголящий, «Д» – добро, «Е» – есть (добро есть, его не может не быть на Земле), «Л» – люди, «М» – мысль, «Н» – наш, «О» – образ окружающего мира, ПРСТ – пространство, которое создаёт человек своими помыслами и действиями, и ближе к заключению буква Х как знак умножения. Андрей Покидаев уверен – даже если кто-то не верит в эту модель, она работает! И мистики в этом никакой нет – есть только народная мудрость, складывавшаяся веками. |