Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№1-2 (229-230) 2015 год / 58 страница
Творческая встреча
25 декабря прошлого года в арт-галерее «Кармин» состоялось открытие выставки работ барнаульского журналиста, телеведущего и художника Анатолия Корчуганова, а началась она с творческой встречи с барнаульцами «Размышления о судьбах русских поэтов», во время которой Анатолий Васильевич поделился своими взглядами на поэзию, читал стихи поэтов Серебряного века и вспоминал самые яркие моменты своего творческого пути.
Поэзия – не просто сочинительство стихов
О живописи Представляя свои работы, Анатолий Васильевич признался, что до сорока лет не рисовал. Вообще. Даже о самом процессе не имел чёткого представления. А потом произошло нечто удивительное. – У меня в жизни было много всевозможных изломов, и однажды я оказался в крохотной комнате общежития, – рассказал он. – И вот я сидел в этой комнате, там стояла кровать и самый простой стол, а за стеной, по соседству – общежитие есть общежитие, со своими нравами и порядками – жила женщина. Её обидел любимый мужчина, и она так горько плакала… И не десять минут, и не пятнадцать... Я запомнил эту новогоднюю ночь. Сижу в своей комнате, казалось бы, за спиной уже 40 прожитых лет, как жить дальше, может быть, не знаю. И вот на фоне этого плача за стеной происходит нечто. Вдруг я вижу флакон туши и кисточку, беру пачку бумаги и начинаю рисовать. Я рисую и отбрасываю эти бумаги, отбрасываю эти жёлтые листы, на которых мы писали в наших редакциях. И этой работой я практически довёл себя до изнеможения и в конце концов уснул. С этого момента у меня появился интерес к изобразительному искусству, и я стал рисовать.
О художниках Анатолий Корчуганов рассказал, что задолго до того самого момента озарения был знаком с жизнью художников изнутри. Первое знакомство с этим удивительным миром состоялось в студенческие годы. Тогда он жил в общежитии и не чурался шумных студенческих компаний. Во время одной из особенно бурных вечеринок в комнату, где веселились студенты, вошёл комендант. Он посоветовал ребятам исчезнуть на месяц – во избежание выселения. Анатолий Васильевич бродил по городу, раздумывая, где остановиться на ночлег. И тут навстречу ему попался ученик из класса, в котором он преподавал, проходя практику, шестиклассник Андрей Бачинин. Мальчик привёл своего молодого учителя в мастерскую отца – известного кузбасского художника Николая Бачинина. Николай Иванович согласился приютить «бездомного» студента в своей мастерской на месяц, но с условием – тот будет молчать и не докучать разговорами. – Николай Иванович был потрясающим человеком и великолепным художником-пейзажистом, – вспоминает Анатолий Васильевич. – Он пережил блокаду Ленинграда. Учился в институте им. И.Е. Репина Академии художеств. У него было два альбома с настоящими китайскими гравюрами, переложенными тончайшей рисовой бумагой. Эти альбомы он купил у наших соотечественников, которые вернулись из Китая после Великой Отечественной войны. Застав меня за рассматриванием этого альбома, он спросил: «Ты знаешь, как китайцы учат своих художников?» Я говорю: «Да откуда бы мне знать?» И он ответил: «Не надо рисовать с натуры, надо долго-долго смотреть, запоминать и только потом браться за дело». Через месяц я вернулся в общежитие, жизнь пошла своим чередом, но за то время, что провёл в мастерской Николая Бачинина, я увидел главное – как из этюдов рождается картина.
О поэзии Анатолий Корчуганов принёс с собой книгу из своей семейной библиотеки «Русская поэзия XX века» – репринтное воспроизведение издания 1925 года. Пояснил – это совершенно потрясающая книга, под обложкой которой собраны стихи тех, кто в начале прошлого века создавал русскую литературу, и многие из этих талантливых людей были вынуждены покинуть советскую Россию. Эти строки можно читать бесконечно, испытывая при этом ни с чем не сравнимое удовольствие. Затем Анатолий Васильевич прочёл стихи Максимилиана Волошина, Николая Гумилёва, Николая Рубцова. Рассказал о драматических судьбах Исаака Бабеля и Саши Чёрного. А потом перешёл к воспоминаниям о своём творческом пути. …В 1966 году в Кемерове было создано Кузбасское творческое объединение молодых поэтов. Анатолий Корчуганов вошёл в него, когда ему едва исполнилось 18 лет. Сейчас вспоминает, что поначалу чувствовал себя не вполне уверенно – там занимались молодые люди немногим старше, но они не только писали стихи, они их публиковали в местных изданиях. Анатолий Васильевич рассказал, что однажды на занятие этой литературной студии пришёл немного странный молодой человек. Он внешне отличался от всех членов творческого объединения – высокий статный красавец. Вот только одет он был довольно экстравагантно – в тёмно-синем бостоновом костюме, белой нейлоновой рубахе, хромовых сапогах, а на голове кепка-восьмиклинка. Наряд незнакомца завершал галстук-бабочка с жемчужиной. Встреча традиционно заканчивалась тем, что они по кругу читали свои стихи. Виталий Крёков – а именно так звали незнакомца – прочёл свои. – Познакомившись с этим удивительным человеком и его талантливыми стихами, мы поняли, что мы никто, – сказал Анатолий Корчуганов. – Что мы – начитавшиеся книжек студенты, а он, имевший семь классов образования и ремесленное училище, – настоящий поэт. Он работал кровельщиком. В дальнейшем, уже став членом Союза писателей, Виталий Крёков продолжал зарабатывать на жизнь этими занятиями. И сейчас, на седьмом десятке, он продолжает работать печником. Кстати, печник он замечательный. Анатолий Васильевич рассказал, что именно в тот период начал писать стихи – как-то неистово, увлечённо. И продолжалось это достаточно долго. А потом, в 35 лет, просто закончил рифмовать слова и переключился на прозу. – Оказалось, что писать прозу – дело достаточно трудоёмкое, – рассказал он. – Это надо долго сидеть за письменным столом, выстукивая на клавиатуре. Поначалу у меня была югославская пишущая машинка, которую я очень любил, так что новое занятие пришлось мне по душе. Я всю жизнь кормился журналистикой. Сначала работал в газетах, а потом, в 1987 году, попал на телевидение и прижился там. И вот сейчас, когда я достиг пенсионных высот, с удовольствием продолжаю работать на телеканале «Катунь24», где веду собственную программу «Алтайский край в лицах».
О творчестве На творческой встрече Анатолия Корчуганова спросили, чем отличается человек, который просто пишет стихи, от поэта? – Тот, кто просто пишет стихи, – счастливый человек, – ответил Анатолий Васильевич. – Потому что он их пишет и пишет. Некоторые пишут стихи километрами, а сейчас, когда появилась возможность издать самого себя, некоторые и издают – такие огромные «кирпичи», глядя на которые просто переживаешь ощущение внутреннего ужаса от одного вида таких творений. А вот кто-нибудь из таких авторов может сказать о себе, подобно талантливейшему поэту Николаю Рубцову:
Я запомнил, как диво, Тот лесной хуторок, Заглядевшись счастливо Меж звериных дорог. Там в избе деревянной Без претензий и льгот, Так – без газа, без ванной, Добрый Филя живёт. Любит Филя скотину, Ест простую еду, Ходит Филя в долину, Дует Филя в дуду. Мир такой справедливый, Даже нечего крыть, Филя, что молчаливый? А о чём говорить?..
В этом сравнении, по мнению Анатолия Васильевича, и кроется ответ на данный вопрос. – Если вы сумели задеть человеческое сердце – хорошо, если нет – Бог вам судья. Пишите, – сказал он, завершая встречу с посетителями «Кармин».