СВЯЩЕННАЯ ВЕРШИНА УЧ-ЭНМЕК
Жители Каракольской долины верят в очищающую силу Уч-Энмек и говорят, что гости уезжают отсюда с чистейшими мыслями, с утроенной силой любви и добра. Уч-Энмек - это священная гора алтайцев, название которой в буквальном переводе означает «Три темени». «Уч» – «Три» – одна из наиболее почитаемых алтайцами цифр. Мы живём в трёхмерном мире, на третьей от Солнца планете, переживая три цикла: рождение, жизнь, смерть. В круге вечности вращаются прошлое, настоящее, будущее. В самом центре традиционного жилища алтайца - аиле - находится треножный очаг. Три основы очага, означающие троичность мироздания, обрамляют круг, символизирующий Великую Бесконечность. «Энмек» - «Темя» - это часть головы, через которую человек связан с Космосом. Пока у новорождённого не закроется темя, его считают бурханом, т. е. божеством, связанным с Высшим Миром. На Алтае очень почитают вершину Уч-Энмек, считая, что через неё идёт утроенная энергия космоса. И вся Каракольская долина, которая начинается с вершины Уч-Энмек, считается священной.
БЕЛЫЙ ОЛЕНЬ – ХРАНИТЕЛЬ
Рассказал Течинов Метрей Акчанович, с. Кулада.
Когда-то у подножья горы Уч-Энмек, венчающей истоки Каракола, в тайге Каракольской долины паслись бесчисленные стада оленей. Но прежде, чем отправиться на охоту, местные жители спрашивали разрешения Хозяина зверей – исполинского Белого оленя. В селе Кулада жил старик-шаман с юным сыном. Молодому человеку не раз приходилось слышать о Белом олене, о его чудесном облике и удивительной власти над животными. Но никто никогда не видел Белого оленя. После долгих уговоров отец-шаман согласился показать его юноше. Шаман назначил время и место, где сын может увидеть оленя, но предупредил, что ни звуком, ни движением тот не должен выдать своего присутствия. Ранним утром сын шамана отправился на охоту, но удача покинула его. Только ночью на далеких гольцах он заметил козу. Утомленный блужданием по лесу, но разгоряченный погоней за козой, неожиданно для себя юноша оказался на том месте, где ему предстояло встретить оленя. Из-под его ног метнулась тенью коза, он выхватил лук и спустил натянутую тетиву. В тот же момент на прибрежном Каракольском утесе возник перед ним исполинский силуэт Белого оленя. Стрела, предназначенная для козы, вонзилась в грудь оленя. В раскатах грома и вспышках молний рухнул олень в воды Каракола. ...Долгие часы пролежал юноша без памяти, пока его, потерявшего дар речи, не нашли односельчане. Небо жестоко покарало сына шамана (как и Когульдея в легенде об Орионе), покусившегося на светлое небесное животное - Белого Оленя. Весь род шамана вплоть до седьмого колена погиб.
ЛЕГЕНДА О JЕЛЬБЕГЕНЕ
Рассказала Н. Т. Шандынова, с. Туекта.
Давно это было. Жил на земле кровожадный человек Jeльбегeн. Он ничего не ел, кроме людей. Он только и делал, что охотился за ними, и ел, и ел их. Увидели это с высоты своей Солнце, Луна, Звезда и Небо. Небо и его светила возмутились кровожадностью Jельбегена и устроили собрание. Они стали обсуждать, как бы Jельбегена к себе забрать да укротить его людоедство. Ведь он так всех людей на земле изведёт... Собрание постановило, что Солнце пойдет на землю за людоедом. Солнце не стало перечить и пошло на землю. Но чем ближе подходило Солнце к земле, тем сильнее нагревалась она. А когда оно подошло совсем близко, то все, что было на земле, загорелось. Увидело это Солнце и быстро повернуло обратно. «Так не только Jельбегена, но и землю сгубишь», — подумало Солнце. Снова собралось собрание светил. Выбор пал на Звезду. Заупрямилась Звезда и говорит: «Раз уж Солнце не могло захватить Jельбегена, то мне и подавно не справиться. Если я пойду, то свет исчезнет, а мрак закроет землю». Собрание стало просить Небо, а оно и отвечает им: «Что же вы думаете? Ведь на мне все Звёзды держатся - мы указываем путь людям». Светила обратились к Луне. Луна согласилась и пошла на землю. Подплыла Луна к земле, но Jельбегена не могла захватить, так как она была больше земли и повернула обратно. Луна ужалась и вновь отправилась на Землю, чтобы захватить кровожадного Jельбегена и наказать его. В это время Jельбеген пошёл с коромыслом за водой. Увидал Jельбеген, что Луна пытается его схватить, хотел было бежать, да некуда. Видит, растёт большой тополь, ухватился Jельбеген за него. А Луна как рванула, так вместе с тополем и утащила людоеда со всеми вёдрами и коромыслом. Испуганный людоед долго кричал, но Луна уносила его на небо. Алтайцы видят на Луне тёмные пятна и говорят, что это Jельбеген с тополем, с коромыслом и вёдрами. А ещё говорят, что народившийся Месяц ест Jельбегена, а когда исчезает, тогда Jельбеген ест Месяц. Так и питаются они друг другом.
ЛЕГЕНДА О РЫБЕ-КИТЕ
Рассказала Темеева М. из рода Кёлзёш. Литературная обработка Темеевой О. В., с. Туекта.
...Давным-давно, когда на Земле воды было намного больше, чем суши, когда животные были огромными, как сами горы, в этой долине от хребта Семинского до хребта Чике-Таманского образовалось горное озеро. Причудливые деревья и высокие травы, огромные цветы и кустарники можжевельника произрастали по берегам озера. Жили тут и величавые верблюды, и гордые олени, и неприветливые сарлыки. Охотились на них коварные волки да хитрые лисы. И все они поклонялись одному невиданному существу, жившему на дне озера. Никогда никто из них не видел чудища, но все слышали, как длинными ночами вздыхало и ворочалось оно в холодной горной воде. И знали все от маленькой птички-синички до огромного бурого медведя, что нельзя тревожить чудище водяное, не то настанет конец света. Проходили годы, текла размеренно жизнь у озера: шли на водопой животные, птицы вили гнезда. Каждый знал свое время, когда можно прийти спокойно и напиться чистой воды из озера. И никто не осмеливался нарушать этот закон. Но однажды рассеянный верблюд, живший у западных берегов, перепутал дни и спустился к озеру не в свое время. Там же был уже сарлык, который жил на восточном берегу. Увидел сарлык верблюда, рассердился. – Ты чего не в свое время вышел к водопою? Теперь нам не хватит воды. Озеро не успеет наполниться водой до прихода других зверей! Они выпьют его до дна, а рыба-кит погибнет и тогда придет конец всему живому! Но не послушался верблюд, сколько не кричал ему сарлык со своей стороны. Очень уж пить ему хотелось. Склонился он к воде и стал пить, а всем известно, как много и долго пьют верблюды. Солнце уже закатилась до вершины, уж и сарлык ушел к себе в горы. Вот и другие звери были на подходе, а он все пил и пил. Воды становилось все меньше и меньше. Звери ругали и умоляли его оставить воды, но упрямый верблюд не слушал никого. И тогда взбунтовалась рыба-кит, заворочалась и поднялась из озерной глубины. Поднялась она, ударила по воде хвостом и обратилась к верблюду с такими словами: – Ты нарушил вековой устой жизни, не послушал своих соседей, так стой же вечно у берега озера и не напейся никогда! Огромная волна окатила верблюда с ног до головы, и остался он стоять, превращенный в гору. Бросились звери и птицы умолять рыбу-кит оставить их живыми. Но очень сердита была рыба-кит, не хотела слушать их, от ее гнева взбунтовалось озеро, словно море, вышло из берегов, угрожая вот-вот поглотить. Услышал шум сарлык, прибежал к озеру, упал на колени, опустил голову к воде и стал просить рыбу: – Пощади этот мир, мудрая кит-рыба, лучше меня накажи, а остальных оставь! Согласилась рыба, утихомирилось озеро, да закон жизни таков: кто-то еще должен понести наказание. Окатили воды озера сарлыка, и так и остался он с опущенной головой у берега в виде горы высокой. Но с тех пор вода в озере стала убывать: оголились склоны гор, пищи не хватало. Из года в год мельчали животные и звери. Пришло время, когда только одна жилка воды осталась - урсульская. Пришла и погибель рыбище. Собрала тогда она все живое и сказала: – Скоро погибну я, уплыть уж не смогу, да и землю родную не хочу покидать. Даю вам свой наказ - кости мои не трогайте, они в землю перейдут. Поселится на этом месте вскоре еще не виданное вами существо — человек. Не гоните его, поддерживайте во всем, вы - лошадь, собака, корова, овца и кошка - верно ему служите. И передайте: пусть селятся люди на берегу Урсула. На моих костях и плоти. Тогда им удача и успех придет. Сказала так рыба-кит и умерла. И вскоре пришел сюда человек и поселился у берега Урсула. И служат ему звери верно - домашними стали. И появилась на том месте деревня. А назвали ее Туюк-Туу (что означает «замкнутый»), так как с одного конца стережет деревню сарлык мудрый, а с другой - упрямый верблюд. Туекта - «оберегаема со всех сторон горами»... Замолчала мать, сын долго смотрел на деревню и заметил: – Смотри, мама, а ведь правда с востока деревня упирается на гору, похожую на сарлыка, а с запада — на верблюда. – Да, сынок, в каждой легенде есть доля истины.
КОРОТЫ
Рассказал Иртамаев Павел Романович. Записал Иртамаев Сунар, ученик 6 кл. Ннжне-Талдинской СОШ.
Думаю, будет лучше, если начну свое повествование народной песней:
С горных вершин текущую воду, Как вкусно пить. Кедром покрытый Короты, Как красиво смотреть.
В каждом селе есть свои особенные места. В долине Короты есть особое урочище Божулан. По рассказам отца, в долине Короты в старину была большая дорога купцов. По этой дороге ездили торговцы из Монголии, Китая и Средней Азии. Дорога эта была трудная, и на путь тратили очень много времени, поэтому долину назвали Короты. Так же торговцы дали названия очень многим местам: Canjaap («Canjaap» — к плоту, «Кур-Кечу» - переправа через мост, «Чике-Таман» – прямая подошва, «Ондой» — правее, «Короты» — много времени потрачено, «Божулан» - «бого ажулан», т.е. «через перевал дорога легкая»). В урочище Божулан есть интересное место. Это в верховьях Нижнего Каралдая - там на камне есть след аргымака. По легенде, когда в старину грабители угоняли коней, один резвый жеребец отбился от них и ускакал в Божулан-Оозы. С тех пор от него остался след на камне. В Нижней Талде люди также сочиняли красивые песни о своей жизни, о работе. Послушайте их:
Когда добывали косулю, Делились мясом пополам. По Ленин-Jельской земле Вместе дружно работали. В красный шелковой одежде Проходили по горам. По Кызыл-Танской земле Ходили с девушками вместе.
СВЯЩЕННАЯ ГОРА
Рассказал Клешев Яков Петрович. Записал Бахрамаев Ирбис, ученик 10 кл. Нижне-Талдинской СОШ.
В селе Нижняя Талда есть места под названием Священная Гора и Священный Стан. Священная Гора и Священный Стан - два разных лога, но начало у них одно. Почему это место назвали Священной Горой? По преданиям, на этой горе жила рогатая змея. Перед зимовкой она оставляла свои рога на камнях. Кто их найдет, станет счастливым и богатым. Так в народе говорили. Священная Гора — это святое место. Там нельзя рубить лес, стрелять из ружья, так же как и ставить капканы на зверя. В 1950-е годы один человек там рубил дрова, потом сильно заболел. Второе место - это Священный Стан. Раньше там останавливались на отдых охотники. Это место богато птицами, зверями и ягодами. Поэтому его так и прозвали в народе. Сейчас это место называют Тодубай. Кто и почему так назвал - никто не знает. У подножья Священной Горы раньше жила семья Кохоевых. У них было много живности, в том числе и коз. В семье у них была девушка-шаман. У нее были больные ноги, она не ходила. Но когда она шаманила, то летала вокруг костра, ноги её не касались земли. Так люди говорят. Ее похоронили на Священном Стане. |