Природа сибири Начни с дома своего
   Главная      Газета       Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта

- Тематические страницы
- Наш общий дом – Алтай
- Концепция реальных дел
- Наш Алтай – зелёный рай

Серия публикаций о спелеологах.

А вы знаете, что....

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

Пещеры / В пещерах Салаира

57 страница. Тематическая страница. ПещерыВ пещерах Салаира

Зимой 1969-70 года мне по личным делам пришлось побывать в Томске. Там я встретил Алексея Михайловича Малолетко (сейчас – профессора Томского и Алтайского университетов, а тогда – начинающего преподавателя геофака ТГУ). Алексей Михайлович немало поработал в геологических организациях и, в частности, хорошо знал Салаирский кряж, геоморфологии которого был посвящен ряд его работ. «Ты знаешь, – сказал он мне, – у села Ваганово есть интересная пещера!». «Чем же она интересна?» – спросил я. «Тем, что она не исследована!» – отвечал Алексей Михайлович.

В пещерах Салаира
Пришлось согласиться – любая неисследованная пещера, безусловно, интересна спелеологам. Я стал собирать сведения. Некоторые из них мне подбросил Володя Коряга, причем происходили они из не выясненных до конца источников. Согласно рассказам неких туристов, галерея пещеры заканчивалась «калибром», за которым просматривался колодец, куда камень летел (ну, кто бы сомневался?) – несколько секунд!
Надежда на открытие победила во мне скептика, и я стал готовиться к разведывательной поездке. Толя Губарь поехать не мог, но Нина была готова. Третьим к нам присоединился один из ветеранов новосибирской секции спелеологов, недавно переехавший в Новокузнецк, где ему предложили работу по специальности в отделе архитектуры города.

У входа в Барсуковскую пещеруСело Ваганово
Село Ваганово находится в Промышленном районе Кемеровской области, на реке Исток, недалеко от границы с Новосибирской областью. В 1970 году там жило около полутора тысяч человек. В ближайшие выходные мы сели в пригородный поезд и добрались до станции Промышленной – районного центра.
Оттуда на рейсовом автобусе выехали в Ваганово. В село мы прибыли уже ближе к вечеру, и нужно было торопиться, чтобы найти пещеру до темноты. Был март, кругом лежали заснеженные поля. Мы несколько легкомысленно решили, что ночь мы проведем в пещере, а утром уедем из села на первом автобусе. То есть никакой комфортабельной ночевки мы не планировали.
На улице мы подозвали нескольких мальчишек и спросили у них, где пещера. Один из них сразу же вызвался проводить. Около часа мы шли по слабо наезженной колее среди сугробов, пока не вышли на берег какой-то речки (возможно, это и был Исток – мы второпях даже не спросили об этом своего проводника). Противоположный берег был более высоким, с выступающими из снега скальными обнажениями. Мальчишка указал на одно из них и сказал, что пещера там.
Мы, чтобы не карабкаться по склону в теплой одежде, стали укладывать ее в рюкзаки и переложили поближе захваченные для штурма колодца веревки и лестницу.
Наш проводник с тоном превосходства сказал: «А мы на эту горку без всяких веревок забираемся». Мы снисходительно пояснили, что веревка и лестница понадобятся нам в пещере, для спуска в колодец. «А там никакого колодца нет, – сказал мальчик, – Пещера вообще маленькая, вы в ней вряд ли все поместитесь».

В галерее
Это сообщение нас несколько ошарашило, но деваться было некуда. Простившись с проводником, который трусцой припустил к селу, мы в надвигающихся сумерках пошли по заснеженному льду к скалам, стараясь не угодить в полынью.
Добравшись до берега, мы с трудом разглядели небольшое темное пятно наверху – вход в пещеру. Когда мы, запыхавшись, добрались до входа, уже совсем стемнело, но вскоре взошла луна и осветила пейзаж призрачно-сказочным светом.
С потолка пещерного входа свисали живописные гирлянды инея. Их вид нас порадовал – все-таки пещера, наверное, не такая уж и маленькая. Мы взяли фонари и стали пробираться по щелевидной галерее, где в рост, где согнувшись, а где на четвереньках. Пещера шла от входа вверх, и это обстоятельство заставляло сомневаться в наличии колодца. Действительно, в конце 15-метровой галереи мы не нашли ни колодца, ни калибра. Галерея просто выклинивалась, идти дальше было некуда.
Так как спать мы не планировали, то занялись составлением плана пещеры. Нина попыталась фотографировать, но вспышка не включалась. Тем не менее она ухитрилась снять свой автопортрет, используя свет фонарей и свечей.
Остаток ночи мы лазали по пещере туда-сюда, стараясь согреться и ожидая рассвета. Морфология пещеры – восходящий ход – благоприятствовал сохранению в ее дальней части более теплого воздуха. Термометра у нас не было, но там явно было немного выше нуля.

Немного истории
Утром, не выспавшиеся и голодные, мы добрались до села как раз, чтобы сесть в первый автобус. Позавтракав в Промышленной, мы сели в нашу электричку. В дороге, конечно, разговорились о пещерах.
Наш новосибирский (в бывшем) коллега с презрением отозвался о посещенной пещере, а также других пещерах Кемеровской области. «Вот на Кавказе – это пещеры! – говорил он – А здесь что? Норки!».
Мы с Ниной отстаивали тезис, что и здесь можно найти большие пещеры, но наш спутник только махнул рукой.
Новосибирские спелеологи в начале своей деятельности вели поиск на Алтае и в Кемеровской области, но особого успеха не имели. К 1970 году они практически оставили сибирские пещеры и сосредоточили свои усилия на Западном Кавказе.
Красноярцы, с которыми новосибирцы сотрудничали, однако успешно работали как на Кавказе, так и в Красноярском крае, где каждый год открывались новые пещеры. Впоследствии большие пещеры были открыты и в Кемеровской области, а именно, в Горной Шории, но эти открытия начались с 1980-х годов. Продолжаются они и в наши дни.

Находки студентов
Но пещеры Салаирского кряжа по-прежнему не привлекают исследователей. В Кузбасской части Салаира после работ Карстового отряда, исследовавшего в 1968 году четыре пещеры, поисковую работу вели только студенты Новокузнецкого педагогического института во главе с Володей Дмитриевым.
Володя, отличный рассказчик, к сожалению не записывавший свои увлекательные истории, щедро делился рассказами о приключениях своей команды. Ребята побывали в шестидесятиметровой пещере у села Горскино. Затем они долго занимались обследованием окрестностей города Гурьевска в поисках легендарной горы Орлиной, в которой, по литературным сведениям, было несколько пещер.
Эти поиски, в конце концов, привели их к …карьеру по добыче известняка! Вся гора оказалась срыта до основания, и разработчики стали углубляться ниже ее бывшего подножия. Известняк требовался на флюсы в металлургическом производстве.
Вместе с горой были уничтожены и все находившиеся в ней пещеры. Впрочем, остатки пещерной системы группа Дмитриева обнаружила. Это были три карстовых колодца, внизу затопленные водой, и небольшая горизонтальная пещера. Все они были заложенные на одной линии, по тектонической трещине.

Суслики спасли
Все исследования проводились на скудные средства самих студентов. Их не всегда хватало.
Однажды, исчерпав запасы продовольствия, ребята устроили охоту на сусликов. В найденные норки заливалась вода, и когда их взъерошенные, мокрые обитатели высовывались наружу, их ловили просто руками и привязывали на бечевку.
В конце концов вся добыча, несколько десятков зверьков, была посажена на поводки, как свора собак. Сначала суслики не желали идти в нужном направлении, но потом смирились со своей участью и брели на привязи по дороге. Дорога привела к пригородному санаторию. В ограде санаторного сада был устроен привал.
Тотчас набежали охающие постояльцы санатория: «Что вы с ними хотите делать?». «Сейчас выпотрошим их, обдерем и будем варить суп». «И вам их не жалко?» – запричитал кто-то из женщин. «Голод – не тетка! Нам есть нечего!» – был ответ. «Так мы вас накормим!».
Из столовой был немедленно принесен обед из трех блюд на всех ребят. Часть зверьков была отпущена. «А эти?» «Нам еще ужинать надо!». После того как были выданы продукты на дорогу, оставшиеся суслики получили свободу.

Будут новые открытия?
Салаирский кряж расположен на юго-востоке Новосибирской области, на западе Кемеровской области и на северо-востоке Алтайского края. Несмотря на небольшие высоты (высшая точка, гора Кивда, имеет высоту всего 618 м), это типичная горная система. Центральная часть кряжа занята черневой тайгой, в порожистых реках водятся хариусы. В недрах кряжа много рудных месторождений цветных и черных металлов.
Больше всего пещер сейчас известно в бассейне реки Берди, в Маслянинском и Искитимском районах Новосибирской области. Некоторые из них известны еще с конца XIX века, в том числе пещера у с. Старососедово, примерно в полукилометре от деревни, в скалистой горе на левом берегу речки Игень. Она имеет низкий вход, от которого начинается извилистый лаз, выводящий в грот.
Пещера длиной 25 м есть у села Новососедово, на реке Большой Ик, правом притоке Берди. На правом берегу реки Укроп, левого притока Берди, между селами Пеньково и Барсуково находится возвышенность, сложенная известняками. Ранее здесь было известно несколько пещер, но в результате добычи известняка часть из них была уничтожена. Осталась только одна пещера с узким входом длиной около 200 м. Обычно ее называют Барсуковской. Вероятно, эта же пещера известна и под названием Никоновская, по наиболее крупному селу.
Несколько пещер и карстовых поноров, поглощающих весной талые воды, находится у с. Верх-Ик. Крохалевская пещера имеет длину около 100 м. Самая большая пещера Новосибирской области находится у села Егорьевского, на правом притоке Берди, реке Суенга. Ее протяженность более 200 м, глубина 33 м. Здесь же находится еще одна небольшая пещера в виде колодца. Изылинская пещера в Тогучинском районе известна археологическими находками.
В Кемеровской области крупнейшей является Большая Гавриловская пещера. По старым сведениям, она имела в длину почти 300 м, несколько уровней и озеро. Но после попытки взрыва пещеры с целью создания открытого карьера часть ходов, вероятно, была завалена. Современная длина пещеры – около 150 м. Недалеко находится еще одна 30-метровая пещера, вскрытая выемкой железной дороги. Две небольшие пещеры исследованы в бассейне р. Томь-Чумыш. Не исследованы пока пещеры у с. Красного и на р. Кара-Чумыш.
В алтайской части Салаира единственная известная карстовая полость – это «Пещерка» у одноименного села. Другие, ранее известные пещеры, вероятно, утрачены в результате добычи известняка, как и ряд пещер в Новосибирской и Кемеровской областях. Но, возможно, последуют новые открытия.