Центр лабораторного анализа и технических измерений Н.В. БЫКОВА, Директор Центра лабораторного анализа и технических измерений по Алтайскому краю
Основа оценки – Мониторинг Государственное управление, владение и распоряжение природными ресурсами невозможно без полной информации об их количестве, качестве , социально-экономической и экологической оценки. В решении проблем охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития общества важная роль отводится формированию системы экологического мониторинга (т.е. системы наблюдения за состоянием объекта изучения отражения динамики происходящих в нем изменений и прогноза развития ситуации). Система государственного экологического мониторинга включает в себя следующие основные компоненты: 1. мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду; 2. мониторинг загрязнения абиотической компоненты окружающей природной среды; 3. мониторинг загрязнения биотической компоненты окружающей природной среды; 4. социально-гигиенический мониторинг; 5. социально-экологический мониторинг; 6. обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем. Экологический мониторинг представляет собой информационную систему, в задачи которой входит наблюдение за объектами окружающей среды, происходящими в ней процессами и явлениями, оценка и прогноз ее состояния. - обеспечение полноты, достоверности и сопоставимости информации о состоянии объектов окружающей среды и об источниках негативного воздействия на них; - обеспечение сопоставимости экологической информации на всей территории страны; - создание и ведение банков экологической информации и их гармонизации с соответствующими звеньями международных информационных систем; - своевременное получение и доведение информации широкому кругу потребителей для принятия мер экстренного и долговременного характера с целью управления экологической обстановкой, оценки и минимизации эколого-экономических рисков, выявления и предупреждения зон и районов экологического риска, неблагополучия и бедствия, а так же информирования населения и научной общественности. Основные функции экологического мониторинга: - сбор и обработка информации о состоянии объектов окружающей среды и источников антропогенного и техногенного воздействия на них; - обобщение информации с целью оперативного принятия управляющих воздействий, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природных объектов; - выработка обобщенной информации для обеспечения банков данных (локального, регионального, федерального). Если мы с Вами посмотрим на типовую модель информационной пирамиды, то, очевидно, чтобы принять правильное решение на «макушке» пирамиды, нужно иметь достаточно устойчивое основание (большой объем достоверной информации), хорошую базу данных (с использованием геоинформационных технологий), широкий набор индикаторов (использование математического моделирования) и агрегированные индексы. Применительно к системе экологического мониторинга мы должны одновременно рассматривать по меньшей мере четыре «пирамиды», каждая из которых соответствует одному из компонентов системы мониторинга: источников негативного воздействия, природных ресурсов, качества окружающей среды, социально-гигиенического. Функции по учету источников негативного воздействия на окружающую среду возложены на Ростехнадзор, мониторинг источников негативного воздействия на Центры лабораторного анализа и технических измерений (Ростехнадзора). Основными функциями центров лабораторного анализа являются: - аналитическое обеспечение государственного экологического контроля; - ведение банка данных источников негативного воздействия на окружающую среду; - анализ экологической обстановки и прогнозирование экстремальных ситуаций; - организация оценки техногенного воздействия на окружающую среду; - прогноз развития процессов загрязнения, как следствие техногенного воздействия и трансграничного переноса, и т.д. Для решения любой из поставленных задач необходимо программное обеспечение, позволяющее как минимум вести динамическую базу данных (ДБД) источников негативного воздействия, проводить расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ, и как максимум оценить уровень загрязнения, определяемый техногенным воздействием. Ни один из существующих сегодня программных комплексов («Кедр», «Эра» и т.п.) не могут быть использованы для оценки техногенного воздействия на качество окружающей среды. Для создания ДБД администрация Алтайского края в рамках «Программы финансирования природоохранных мероприятий на 2004 год» выделила 200 тыс.руб. из краевого бюджета. На территории Алтайского края и Республике Алтай создается многопользовательская геоинформационная система, объединяющая ДБД источников негативного воздействия (выбросы, сбросы, отходы); нормативные справочники, аналитические формы, запросы и отчеты; блок модельных расчетов; модуль экспорта данных ПК «Эра». К сожалению, с 2005 года финансирование этих работ было прекращено. Но разработка программного комплекса не остановилась и проводится нами с участием Института водных экологических проблем СО РАН. (более подробно в докладе Дмитриева Б.) Специфичным для мониторинга источников негативного воздействия является наличие баз данных по разным средам, набора индикаторов по некоторым из них и отсутствие агрегированных индексов, позволяющих ранжировать предприятия по степени их экологической опасности. Нет критерия, позволяющего разбить все предприятия региона на группы или классы по степени из экологической опасности, например: -не оказывающие негативного воздействия; -оказывающие негативное воздействие в пределах установленных нормативов; -оказывающие негативное воздействие с превышением установленных нормативов, и требующих проведения природоохранных мероприятий. Все элементы системы должны развиваться (нормативно, методически, технически и т. д.), это бесспорно. Но без создания единого информационного пространства, обеспечения функционирования экологической информационной системы, системы комплексного экологического мониторинга не будет. Система комплексного экологического мониторинга предполагает создание и функционирование экологических информационных систем. Одной из основных задач в этом направлении является создание единого информационного пространства, которое может быть сформировано на основе использования современных геоинформационных технологий. Интеграционный характер геоинформационных систем (ГИС) позволяет создать на их основе мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа и представления информации. В основе эффективной системы управления качеством окружающей среды должны лежать три основных принципа: гигиенический, экологический, наилучших технологий. Реализуемый в настоящее время гигиенический принцип управления качеством ос не позволяет достичь целей: -сохранения экосистем, как основного элемента функционирования человека; -развитие и внедрение новых технологий, позволяющих снизить загрязнение О.С. Экологический принцип управления качеством ос решает проблему оценки воздействия на окружающую среду, на экосистему, но не стимулирует технического перевооружения предприятий. Совершенствование природоохранной деятельности невозможно без оптимизации государственного учета эмиссии загрязнителей. Необходим переход к техническим нормативам, необходимо определить, какие технологические процессы вносят наибольший вклад в загрязнение О.С. «Перестройка российской системы государственного учета выбросов от отраслевого принципа к технологическому должна вестись на базе кадастров источников загрязнения атмосферы. Это позволит получать сопоставимые данные и создать информационную базу для работ по техническому нормированию». Для снижения негативного воздействия загрязнений на природные объекты необходима эколого-экономическая оптимизация антропогенной деятельности. А для этого требуется создание региональных схем оптимального снижения выбросов (сбросов, загрязнения почв) с учетом экологических и экономических особенностей территории. Целесообразно при этом использовать количественные критерии оценки воздействия загрязнений на состояние природных экосистем, таких как превышение реальных выпадений над их критическими значениями. Использование концепции критических нагрузок дает объективную картину загрязнения территорий и предлагает пути их наибольшей защиты при наименьших затратах на реализацию, дает возможность картографирования экосистем различной степени риска с учетом их природной устойчивости и биоразнообразия. Технологии единого экологического мониторинга охватывают разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной сфере, включающей показатели состояния природной среды, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требует единого системного подхода к решению проблемы. столь сложные и комплексные задачи в масштабах государства связаны с известными трудностями, в первую очередь обусловленными участием в реализации мониторинга большого числа исполнителей, преследующих ведомственные интересы. В этой связи становление национальной системы мониторинга находится в тесной связи с развитием систем мониторинга на локальном (объектовом) и региональном уровнях. Особенности учета и оценки антропогенного воздействия на окружающую среду. А об особенностях учета и оценки антропогенного воздействия на окружающую среду мы поговорим в последующих номерах газеты.
ОФИЦИАЛЬНО Хроника событий и дел ноября. Из отчетов главных специалистов межрайонного отдела экологического контроля Департамента по охране окружающей среды администрации края Славгород В котельной военного городка обнаружено около 30 килограммов ртути в 5-ти стеклянных бутылках. Совместно с начальником отдела ГО И ЧС администрации города опасная находка сдана в ОАО «Алтайхимпром». Краснощековский район Выписаны предписания на устранение недостатков на территории водоохранной зоны на ферме СПК «Краснощековский». За аналогичные нарушения получила предписание администрация СПК «Березовский». Целинный район В школах района проводятся недели пропаганды экологических знаний среди учащихся. Материалы опубликованы в районе газете «Восток Алтая». Рубцовск Проведены целевые проверки ряда частных предприятий. По результатам проверок составлены протоколы. Администпративные штрафы наложены на ЧП «Долгий А. А.» и ООО «Мастер и компания». Егорьевский район Проведена плановая проверка крестьянско-фермерского хозяйства «Гончаренко». Михайловский район Целевая проверка проведена на ООО «Спецстрой». Петропавловский район Выданы предписания общественной организации охотников и рыболовов, а также проведена плановая и целевая проверка выполнения ранее выданных предписаний. Поспелихинский район В ноябре проведены проверки опытного хозяйства Алтайской машинно-испытательной станции, СПК «Николаевский», убойного пункта Барнаульской фирмы «Клен» в селе Калмыцкие Мысы, убойный пункт ИПБОЮЛ Редькин в с. Поспелиха. Главный специалист МОЭК А. Н. Баскаков принял участие в работе комиссий в Поспелихинском и Шипуновском районах. Принято в эксплуатацию четыре жилых дома, зерносклад в фермерском хозяйстве «Стиль», мастерская по изготовленгию очков, учебный корпус Поспелихинского филиала университета. |