Между нами, читателями Последние десятилетия в нашем районе стали появляться животные, которые изначально не обитали у нас, например ежи, бобры. Если же раньше ёжика можно было встретить только в живом уголке, то теперь с ним можно встретиться и прогуливаясь по берегу реки. Однажды, чистя школьный сад, мы наткнулись на семью ежей, которые ещё не вышли из спячки. Но если ежик мог просто убежать от кого-то, то нас заинтересовал другой вопрос: зачем к нам, в горный район, завезли бобров? Бобры в чарышском районе
Описание бобра Речной бобр – довольно крупный грызун, который ведёт полуводный образ жизни. Весит от 15 до 30 кг при длине 90–120 см, включая плоский хвост (до 41 см). Большими перепончатыми задними лапами бобры гребут при плавании, используя в качестве «руля» широкий чешуйчатый хвост. Маленькие передние лапки используются как для ходьбы по земле, так и для переноски грунта и камней при строительстве уникальных плотин и частично погруженных в воду «хаток». Вторые пальцы задних ног несут расщепленные когти, которыми бобры пользуются для расчесывания и чистки шерсти. Глаза у них маленькие, как и у многих других животных, большую часть времени проводящих в воде. Уши и нос снабжены клапанами и закрываются, когда животное ныряет. Огромные долотоподобные резцы позволяют перегрызать стволы деревьев. Когда бобры тащат по воде бревно для плотины или хатки, их губы смыкаются позади резцов, не пропуская воду в полость рта. Зверьки могут плыть со скоростью около 3 км/ч и оставаться под водой до 15 минут.
Его жилище Свои жилища бобры строят у низких берегов, причём для строительства используют ветки и стволы деревьев, ил, камни. В высоту они могут быть более двух метров, максимальный диаметр (на уровне воды) – около восьми метров. Входы располагаются под водой. Постройка и ремонт хаток производится обычно в октябре. Строя плотины, бобры перегораживают реки, ручьи. Запруды, которые получаются в результате этого строительства, служат животным для того, чтобы можно было сплавлять деревья. Плотины этих зверьков так надёжны, что могут выдерживать вес человека.
Питание Рацион бобров довольно разнообразен. Питаются они корой и тонкими ветками деревьев и кустарников, водными и прибрежными травянистыми растениями. В безлесных районах могут обходиться без древесных кормов, но обязательно нуждаются в травянистых. Из деревьев предпочитают осину, иву, черемуху, иногда едят ольху и березу. Хвойные породы поедают редко, видимо, как лекарственные. Бобры способны быстро валить небольшие деревья, оставляя пеньки с конической вершиной. Изредка они перегрызают и толстые стволы. Кормятся и работают в основном по ночам.
Зачем его завезли? С интересующим нас вопросом: зачем к нам завезли бобров? мы обратились к директору муниципального охотничье-промыслового хозяйства Петру Геннадьевичу Бочкарёву. Вот что он нам рассказал: «Впервые в наш район бобры были завезены в 1980-1981 годы. Завозом бобра занимались А.Я.Багров, В.В.Симаков, Б.А.Козлов. Они отлавливали этих животных на равнине, а привезли в район всего 42 особи. Целью было расселить бобров по берегам реки Чарыш для дальнейшей охоты на них. На сегодняшний день в нашем районе насчитывается 512 голов этого грызуна. Но цель, с которой они были заселены в наш район, не достигнута – цена на мех упала, и охотники предпочитают другую добычу, а тем временем бобр беспрепятственно размножается, не имея практически естественных врагов».
Слово – участнику событий Мы встретились с ещё одним участником тех событий, учителем Краснопартизанской школы Сергеем Васильевичем Пастуховым. – Сергей Васильевич, расскажите, пожалуйста, что вы помните и выскажите ваше мнение по поводу этого переселенца? – Многие люди поддержали тогда идею, с которой выступил тогдашний охотовед Александр Яковлевич Багров. Я помню, как мы с учащимися заготавливали черенки тополя, чтобы облегчить существование новых поселенцев. Но, как теперь оказывается, они в этом не нуждались. Им очень понравилась наша природа. Настолько понравилась, что они с удивительной быстротой стали размножаться. Сегодня все ручьи, даже высоко в горах, перегорожены бобровыми плотинами. Поймы речушек затоплены и превратились в непроходимые болота. Самое страшное, что эти плотины мешают подниматься рыбе вверх по ручьям для нереста. И, получается, что такое количество бобра уже вредит нашей природе. Также высказать своё мнение по поводу этого переселенца мы попросили директор Чарышского филиала АКГУП «Алтайлесхоз» Петра Николаевича Андреева: «Речного бобра завезли к нам примерно 20 лет назад и зверёк, почувствовав себя как дома, стал очень быстро размножаться, продвигаясь в горы по ручьям и рекам. Вслед за бобром появились заболоченные, затопленные поймы ручьёв и рек, ввиду сложности горного рельефа это значительно затруднило наше продвижение в делах охраны лесов от пожаров, так как они способны изменить, благодаря своим гидросооружениям – плотинам и каналам, пойменный ландшафт».
Хотели как лучше? Слушая эти рассказы, думаешь о том, что это ещё один пример вмешательства человека в дела природы. Заселив к нам этого удивительного, необычного животного, мы поставили под угрозу существование тех рыб, которые нерестятся только в верховьях горных рек, например хариуса. И в памяти вновь всплывает уже, к сожалению, так часто произносимая поговорка – хотели как лучше, а получилось … Ольга ВОРОНИНА, Анастасия СЕРЕБРЕННИКОВА, учащиеся 8кл. МОУ «Чарышская СОШ». Руководитель Марина ВАРЛАМОВА, учитель МОУ «Чарышская СОШ» с.Чарышское, Алтайского края
Летняя экологическая школа-практикум Летняя экологическая школа-практикум проходила с 8 по 12 августа 2010 года на базе оздоровительного лагеря Алтайского краевого педагогического лицея «Фадеев лог». В работе экологической школы приняли участие 20 учащихся Алтайского краевого педагогического лицея и три преподавателя АлтГПУ, АГМУ, АКПЛ. Осуществление работы летней экологической школы-практикума стало возможным благодаря совместным действиям по ее организации администрации лицея, инициативной группы преподавателей и финансовой поддержке фонда ГГФ, выделившего средства для реализации проекта.
В «Фадеевом логу» Цель проекта: формирование ценностного отношения школьников к окружающей природной среде, понимания значения биоразнообразия в устойчивости природных экосиситем, пропаганда экологических знаний. В задачи проекта входила организация и проведение занятий по экологии в форме краткого лекционного курса и экологического практикума. Необходимость в выполнении проекта обусловлена тем, что в большинстве средних школ Алтайского края «экология», как учебный предмет, не преподается, поэтому существует необходимость формирования экологических знаний и умений природоохранной деятельности средствами внеклассной деятельности. Большие возможности в этом представляет обучение и воспитание в период школьных каникул, организация экологической работы в природной среде. Особенно важным представляется формирование экологического сознания будущих учителей, поэтому целевой группой для проведения экологических занятий в природной среде в данном проекте являются учащиеся Алтайского краевого педагогического лицея и студенты Алтайской государственной педагогической академии. В процессе проведения занятий летней экологической школы учащимся были прочитаны лекции по экологической тематике: Биоразнообразие – основа устойчивости природных экосистем; Проблемы изменения качества окружающей природной среды; Пути и способы решения экологических проблем; Концепция устойчивого развития. С учащимися также был проведен экологический практикум, включивший в себя исследование прилегающих к лагерю зон, сбор всей необходимой информации о состоянии природных экосистем, изучение уровня антропогенной нагрузки на природную территорию. Задачи, поставленные для первого этапа проведения летней экологической школы, выполнены. Решение задач второго этапа экологической школы по участию школьников в природоохранной и просветительской деятельности планируется осуществляться в рамках учебно-воспитательного процесса АКПЛ в первой четверти 2010-11 учебного года. Раиса АФОНИНА, кандидат с/х наук, доцент АлтГПА, преподаватель биологии АКПЛ, руководитель проекта |