В помощь учителю. Акция «Сохраним планету от мусора» «Очистим планету от мусора» – всемирная акция, которую впервые провели жители Австралии в сентябре 1993 года, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран, и теперь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара. Подсчитано: на каждого из нас в год приходится в среднем около одной тонны мусора. Если весь мусор, накапливающийся за год жителями нашего края, не уничтожать, а ссыпать в одну кучу, то ее вес составил бы более 2600 тонн. Что делать с вещами, которые дома не нужны: сжечь, закопать, выбросить в мусорный контейнер? Как избежать образования большого количества отходов в быту и как научиться вторично использовать их? Эти вопросы актуальны для каждого жителя планеты Земля. Даже частично ответив на них, можно улучшить экологическую ситуацию на всей планете. Уже более пяти лет экологическая акция «Сохраним планету от мусора» проходит осенью в Алтайском краевом детском экологическом центре в течение месяца и включает следующие мероприятия: 1. Трудовой десант «Чистый бор». Участники: обучающиеся АКДЭЦ 4–7-х классов. Инвентарь: перчатки, мешки, машина для вывоза мусора. 2. Конкурс поделок из бросового материала «Красота у нас под ногами». 3. Конкурс фоторепортажей «Мы чистим мир» (итоги трудовых десантов). 4. Итоговый праздник «Мусорный ветер».
«Мусорный ветер»
Сценарий итогового праздника
Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно задохнется в собственных отходах. Нильс Бор
Действующие лица: Флора, Планета, Мусорная королева; шесть команд по пять человек (3–4-е классы). Оформление зала: столы, таблички с названиями команд.
Материалы и оборудование: костюм Мусорной королевы из пакетов, коробок, фантиков, пробок; пробки, фантики, упаковочная бумага (мусор для создания картин) в мешке; две коробки для сбора мусора; шесть листов формата А-4, клей, ножницы; мешки для мусора; два веника; две корзины для мусора; 10 пластиковых бутылок; листы с предложениями, которые участники должны закончить.
Звучит музыка песни «Не рвите цветы». Дети заходят в зал и рассаживаются на места для зрителей.
Флора. Летит Земля с восходов до восхода, Из года в год со скоростью мгновений. Великая! – в ногах у пешеходов И капельная точка во Вселенной, Единая! С пятью материками И с выводками разных островов, Спеленатая мягко облаками, Овеянная тысячью ветров. Летит Земля… Великая планета. Живая вся! Продолжает играть музыка
Планета. Я ваша планета, люди! Так скажите мне, дети Земли, Почему я не слышу восторженных криков О вашей любви? Так скажите мне, люди, Почему вы хотите меня покорить? И от рук ваших раны на теле моем Не успевают даже зажить?
Флора. Уважаемые гости! Приветствуем вас на итоговом празднике «Мусорный ветер». Настоящий праздник всегда связан с большим важным делом. Сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги. Целый месяц проходила акция «Сохраним планету от мусора», вы изучали, что такое мусор и бытовые отходы, делали поделки из бросового материала, а трудовой десант провел очистку соснового бора в районе школы.
Планета. Все мы знаем, что загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете, он не успевает перерабатываться естественным путем, становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным источником является деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бытовой. Промышленный обязан своим появлением деятельности заводов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называют бытовыми.
Флора. Земля в беде! Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас.
Планета. Мы ведь хотим, чтобы и у нас, и у нашей Земли был настоящий праздник, чтобы вместе с нами радовались деревья и цветы, насекомые и рыбы, звери и птицы. И только от нас будет зависеть счастливое будущее на нашей планете.
Флора. Сегодня мы совершим путешествие на экологическом поезде. Участников команд, пассажиров просим занять места в вагонах согласно купленным билетам. Приглашаются команды (участники команд подходят к столам с названием их команды). Звучит песня «Голубой вагон».
Планета. В нашем экологическом поезде …. команд (представление названий и команд). Первое место займут пассажиры, которые, проехав все станции, наберут больше всего баллов. Теперь позвольте представить вам жюри.
Флора. Задания оцениваются в зависимости от станции прибытия. Наш поезд проезжает три станции: «Разминочная», «Мусорная картина», «Использованных вещей».
Планета. Внимание! Провожающие могут пожелать своим командам счастливого пути! Наш экологический поезд отправляется от станции «Центральная».
Звучит песня «Голубой вагон»
Флора. Наш поезд прибыл на станцию «Разминочная». На этой станции мы познакомимся с наиболее распространенными отходами. Я зачитываю детские высказывания об отходах, ваша задача понять, что имели в виду дети. Каждой команде заготовлено несколько высказываний, побеждает та команда, которая быстрее догадается, о чем идет речь.
Высказывание 1 – В небольших количествах он очень полезен. – Но когда его слишком много, это становится настоящим бедствием. – При попадании в водоем он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться. – Его необходимо компостировать. – Его производит корова. (Навоз)
Высказывание 2 – Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. – Если ее поджечь, то появится очень много черного дыма, который плохо пахнет. – Предметы, изготовленные из нее, мало весят. – Она бывает разноцветной, и ее очень легко сломать. – Многие игрушки сделаны из нее. (Пластмасса)
Высказывание 3 – Ее изобрели китайцы. – В России ее получают из дерева. – Она легко горит. – Из нее получается много мусора. – На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага)
Высказывание 4 – Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. – Если его очень сильно нагреть, оно становится тягучим, как тесто. – Чаще всего оно прозрачное. – Его делают из песка. – Когда оно падает, то разбивается. (Стекло)
Высказывание 5 – Это получается, когда вещь становится старой и ломается. – Его можно увидеть и в городе, и в поселке, и даже вдоль дорог. – Из него можно сделать, что-то новое. – Он бывает цветным. – Его можно сдать и получить за это деньги. (Металлолом)
Высказывание 6 – Это то, чего много в городе, но мало в деревне. – Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик. – От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше. – Его издают разные приборы и машины. – Это получается, когда человек громко кричит. (Шум)
Высказывание 7 – Это то, без чего мы уже не можем прожить. – Этим мы пользуемся каждый день. – Когда это попадает в воду, то образуется много пены. – Это убивает рыбу в воде, растения на земле. – С помощью этого все становится чище. (СМС)
Планета. Пока жюри подводит итоги конкурса, наш поезд продолжает свое движение, и впереди нас ожидает вторая станция «Мусорная картина».
Играет музыка «Голубой вагон». В это время на «перроне» появляется Мусорная королева.
Мусорная королева. Скоро ко мне приедут гости, а здесь чисто. Это неправильно (начинает разбрасывать мусор из мешка). Ну ничего, я сейчас наведу порядочек. Им понравится.
Планета. Наш поезд прибыл на станцию «Мусорная картина». Ой, сколько мусора! Нужно срочно убрать!
Мусорная королева. Как это убрать, как убрать? Я только что навела тут порядок! Да мусор только все украшает! Показывает, что здесь живут люди, а не только животные. Прилетишь на другую планету, где людей нет, сразу заметно – пнуть нечего. Некрасиво! Где приятно отдохнуть, так это у мусорных баков, а вы, ребята, руки не мойте, деревья ломайте, мусор в окна выбрасывайте! Ведь чистота – это наш враг.
Флора. Ребята, как вы думаете, действительно Мусорная королева навела здесь порядок? Можно ли мусорить там, где мы живем? Красота на нашей планете зависит от чистоты каждого уголочка, от каждого из нас.
Мусорная королева. Неправильно говоришь! Смотрите, какая я красивая! Неужели вам не нравится, как я выгляжу? Моя шляпка и мое платье сделаны из самого драгоценного материала. Спасибо тем ребятам, которые деревья ломают, мусор оставляют мне на украшение. Всем, кто помогает мне, медали нужно вручать. Пойду-ка я по залу посмотрю, поищу претендентов на награду. (Мусорная королева проходит по залу ищет неопрятных детей). И наградить некого. Все приехали чистенькие, опрятненькие…
Планета. А давайте, ребята, зал наш в порядок приведем, поиграем в игру «Догони мусорную машину». Нам нужно несколько команд по 3-4 человека.
Дети выстраиваются змейкой. К спине последнего игрока привязывают коробку с надписью «мусорный бак». Первый игрок собирает мусор и старается выбросить его в «бак» противника.
Флора. Молодцы! А теперь мы этот мусор превратим в красивые картины и покажем Мусорной королеве, что могут сделать наши ребята из обыкновенного мусора. Предлагаю командам из собранного мусора сделать картину и дать ей название. Время на выполнение задания – 15 минут.
На столах у детей лежат клей, скотч, ножницы, фломастеры, а также фантики от конфет, бумажные обрезки, листы для картин.
Мусорная королева. Пока команды заняты, я поиграю с вами в мусорную эстафету.
1-й конкурс. Прыжки в мусорных мешках. 2-й конкурс. Метание пластиковых бутылок (по типу кеглей). 3-й конкурс: Веником (змейкой) замести мячик или смятую бумажку, или алюминиевую банку между поставленных в ряд бутылок. 4-й конкурс «Мусоробол». Участники должны забросить смятые бумажки в стоящие на определенном расстоянии урны (ведра). Побеждает та команда, у которой больше бумажек попало в урну.
Мусорная королева. Эх, хорошо мы поиграли! А мой мусор-то пригодился. И поиграли, и картины какие красивые получились у команд. Отнесу картины в жюри, пусть оценят, а потом возьму их на память о вас. (Награждение всех участников конфетами)
Флора. Ребята, посмотрите, а мусора-то не стало! Я думаю, что теперь вы уже не будете где попало бросать мусор. Отдыхая в лесу, не забывайте, что находитесь в гостях у Природы, а поэтому не оставляйте после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги – два года, консервной банки – не менее 70 лет, оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать в земле несколько веков! А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар.
Флора. Едем дальше.
Звучит музыка «Голубой вагон».
Планета. Наш поезд прибывает на станцию «Использованных вещей». Здесь команды получают листы с предложениями, которые должны закончить. На конкурс дается пять минут. По минуте на каждое предложение. 1. Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно затем… (использовать много раз, сдать в магазин). 2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно… (отдать нуждающимся). 3. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…(кому-то понадобиться). 4. Старые газеты, потрепанные книги, исписанную бумагу можно... (сдать в макулатуру). 5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы… (ее выбрасывать).
Флора. Пока команды решают очень важную проблему по утилизации мусора, поиграем со зрителями в игру «Если я приду в лесок». Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо – «нет». Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет) Если съем я пирожок И выброшу бумажку? (нет) Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? (да) Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? (да) Если разведу костер, А тушить не буду? (нет) Если сильно насорю И убрать забуду. (нет) Если мусор уберу, Банку закапаю? (да) Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да)
Планета. Вот еще одна игра «Это я». Я задаю вопрос, а вы, если так поступаете, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» А если нет, то говорите: «Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья!» Кто большую шоколадку В магазине покупает, … И обертку от нее Рядом с урною бросает?... Кто готов для красоты В клумбу высадить цветы? … Кто на днях после обеда Газон измял велосипедом?... Кто деревья не ломает, Ветки с них не обрывает?...
Флора. Пока жюри подводит итоги последнего конкурса и выявляет победителей игры, наш поезд возвращается на станцию «Центральная», где мы вручим призы ребятам – победителям конкурса поделок из бросового материала «Красота у нас под ногами».
Планета. А теперь предоставим слово уважаемому жюри, которое подвело итоги нашего путешествия.
Жюри подводит итоги.
Флора. Всем ребятам еще раз спасибо за участие в нашем экологическом путешествии. Наш праздник заканчивается стихами о природе.
Планета Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса. Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась И была на ягодах роса!
Флора Мы хотим, чтоб солнце грело, И березка зеленела, И под елкой жил смешной колючий еж. Чтобы белочка скакала, Чтобы радуга сверкала, Чтобы летом лил веселый дождь!
Е. МИХЕЕВА, методист, Е. ТОЛКУНОВА, педагог дополнительного образования Алтайского краевого детского экологического центра г. Барнаула
Литература 1. Досуг в школе. № 6, 2005. 2. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005.
Интернет-ресурсы //festival.1september.ru/articles/575533/ //festival.1september.ru
Человек и природа связаны одной нитью Не так давно закончился очередной этап заочного теоретического марафона «Экологический эрудит» по теме «Человек и природа». На этот раз в нем приняли участие 720 человек из 186 образовательных учреждений 56 территорий Алтайского края. Как всегда, задания конкурса были очень разноплановыми: нужно было узнать, как делали краски в старину, что такое «цветочные часы», как влияют химикаты на окружающую среду, сделать подборку из пословиц и поговорок или загадок. Следует отметить, что с каждым разом все меньше становится работ, не отвечающих условиям конкурса. Жюри принимало работы детей по четырем возрастным группам: 2–4-е, 5–7-е, 8–9-е и 10–11-е классы. Некоторые ребята подошли к выполнению работы творчески, соединив свои ответы в единый рассказ о путешествии по вопросам марафона, как, например, Диана Маругина, ученица 4-го класса МБОУ «СОШ № 15» города Заринска. Настя Цупикова из Белокурихинской школы № 2 украсила свои ответы аппликациями, рисунками, фотографиями. Женя Нефедова из МБОУ «Лицей № 2» города Славгорода написала в заключение работы: «Мне очень понравилось участвовать в этом конкурсе! Я узнала много нового и интересного, отвечая на вопросы. На уроках мы говорим об охране природы и ее красоте, смотрим учебные фильмы. Хочется, чтобы люди всегда бережно относились к природе!». Высокую активность и результативность в конкурсе показали учащиеся Бийского, Егорьевского, Локтевского, Ребрихинского, Родинского, Рубцовского, Тальменского районов, а также городов Барнаула, Белокурихи, Бийска, Горняка, Заринска, Славгорода. Дипломами и призами за первые, вторые, третьи места награждены 22 учащихся. Поощрительные призы получили 50 школьников. Лауреатами конкурса стали участники, набравшие 100 и более баллов из 160 возможных. Их было 356. Свидетельства участников выданы ответившим на все вопросы марафона в своей возрастной группе и набравшим более 40 баллов. Традиционно призами конкурса стали книги. Это и замечательные фотоальбомы наших земляков фотохудожников Павла и Елены Филатовых, и самые разные энциклопедии, и книги о жизни животных, растений, о человеке. Надеемся, они понравились призерам и лауреатам конкурса, получившим поощрительные призы.
И. МАРИСКИНА, методист АКДЭЦ
«Черный стриж – птица года» 20 мая 2014 года стартовал краевой конкурс «Черный стриж – птица года», основными задачами которого являются объединение бердвочеров Алтайского края и привлечение к наблюдению за птицами возможно большего количества людей. Союзом охраны птиц России в 2014 году птицей года выбран черный стриж. Это один из лучших летунов среди птиц. Большую часть своей жизни он проводит в полете и может пролететь в день до 1800 километров. В течение года в рамках кампании «Черный стриж – птица 2014 года» вы можете помочь стрижам решить жилищную проблему, выкормить выпавших из гнезд птенцов, собрать сведения о сроках прилета птиц в вашем регионе. А также написать о стрижах популярную статью в СМИ и рассказать об этой замечательной птице детям, родственникам, коллегам и друзьям. Дел хватит всем. Присоединяйтесь! С Положением о конкурсе можно ознакомиться на сайте Алтайского краевого детского экологического центра в статье о старте «Черного стрижа» от 19 мая текущего года.
О бердвочинге Птицы – замечательные творения природы. Без них невозможно представить себе окружающий мир. Их красота, живость, пение издавна привлекали человека. Говорят, любоваться птицами можно, так же как огнем и текущей водой, бесконечно. Бердвочинг – одно из самых гуманных хобби, разновидность экотуризма, когда человек просто наблюдает за птицами с помощью бинокля или невооруженным глазом. Появился бердвочинг в США и сначала был только модным времяпрепровождением. Основоположником бердвочинга считают орнитолога, эколога и фотографа Роджера Тори Петерсона, который выпустил несколько красочных энциклопедий птиц и сумел заинтересовать людей красотой окружающей природы. Бердвочеры делят себя на два типа. Первый – профессионалы и те, кто имеет определенную базу знаний в орнитологии. Для них наблюдение за птицами больше имеет научное значение. Второй – те, кому бердвочинг доставляет эстетическое удовольствие. Мы предлагаем вам вступить в ряды вторых. Возможно, в будущем кто-то станет и профессионалом.
И. МАРИСКИНА, методист АКДЭЦ |