Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 (ноябрь-декабрь) 2015 год


А вы знаете, что....
Мужчины примерно в 10 раз чаще женщин страдают дальтонизмом



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2015 год
№11-12 (239-240) 2015 год / 60-61 страница

Творческие встречи. Александр Волобуев

Сегодня, в канун Нового года, редакция газеты «Природа Алтая» приняла решение отступить от своей традиции и в качестве гостя пригласить в свою гостиную не писателя, а фотохудожника, в творчестве которого также отражается необыкновенная красота алтайской природы.

В поисках своего Беловодья

Путешествие
в неведомое

Выставка нашего гостя Александра Волобуева прошла недавно в Барнауле и вызвала самые разные отзывы – от восторженных до удивлённых. Называлась она «В поисках Беловодья». Как рассказал сам автор, это было путешествие в неведомое людей сильных духом. А конечным пунктом этого путешест¬вия должно было стать мифологическое, никем не виданное Беловодье, выступающее как символ, мечта и недостижимая цель.
– У каждого своё Беловодье, и оно сначала должно образоваться внутри него – в душе, голове, сердце, – поясняет Александр Волобуев. – Если человек находится в гармонии с остальным миром, находится с ним «на одной волне», он ищет своё Беловодье уже без экзальтации, в спокойном состоянии, получая удовольствие от жизни. Моя нынешняя выставка – не просто попытка передать жизнь нашего народа. Скорее это негромкий разговор о его душе, которая, несмотря на все жизненные невзгоды, находит дорогу к своему маленькому счастью. Поэтому мои герои путешествуют виртуально, иногда даже не подозревая об этом. Кто-то по-старинке – на лошадях, кто-то – на вертолёте, а кто-то и вовсе в своих снах и мечтах.
Александр Волобуев говорит, что при создании этого творческого проекта он попытался представить себя фотографом, сопровождающим своих героев в их виртуальных путешествиях. А основой выставки стали его фотоработы, сделанные им в последние годы во время собственных экспедиций и командировок.

Выбор
Александр Волобуев говорит, что его творчество неразрывно связано с журналистикой. Однако в самом начале пути он едва не ошибся с выбором.
– К сожалению, учился я недолго и не по профилю, – вспоминает он. – После школы поступил в медицинский институт, но проучился там всего год. Тогда я считал, что обязательно должен связать свою жизнь с медициной – в благодарность врачам, которые когда-то в детстве спасли мне жизнь. Тем самым я намеревался отдать им дань благодарности, посвятив свою жизнь этой благородной профессии. Родители меня в этом решении поддерживали. Но вышло всё не так – врачом я не стал. Проучившись совсем недолго, понял, что не вижу себя в этой профессии.
Переломный момент наступил на экзамене по физике, когда Александру попался вопрос «Фотоаппарат». С ответом затруднений не было. А сам Александр Павлович счёл это неким знаком. И это удивило даже его самого, ведь ранее особого интереса к фотографии он не испытывал. Впервые взял в руки фотоаппарат в конце десятого класса, чтобы запечатлеть моменты прощания со школьной жизнью. И вдруг… Произошло нечто особенное, и с тех пор с фотоаппаратом Волобуев не расстаётся. Он считает, что в качестве фотохудожника и фотожурналиста приносит больше пользы своим творчеством, чем если бы стал врачом, ведь главное в этой жизни – заниматься тем делом, которое любишь.
Распрощавшись с медицинским университетом, Александр Павлович устроился работать лаборантом в фотолабораторию Алтайского государственного технического университета (тогда, в 80-х годах, он назывался Политехническим институтом). Рассказывает, что начинал с самых низов – мыл ванночки, составлял растворы. А потом начал фотографировать.
– Меня всегда привлекали сюжеты жизненные, что ли, связанные с людьми и их эмоциями, – говорит он. – Хорошо помню свою первую съёмку. Это было посвящение в студенты в Политехническом институте: лица ещё совсем молодых ребят, которые светились неподдельным стремлением к знаниям. Процесс съёмки был очень приятен и мне самому, и всем остальным участникам. Я чувствовал, что сделал правильный выбор, – моя работа была одновременно и моим хобби. А фотографировать тогда было гораздо сложнее – это был мокрый печатный процесс, печатание снимков проходило в тёмной комнате при свете красной лампы. Он напоминал волшебство, эдакую магию серебра – превращение азотнокислого серебра в негатив на блестящей подложке.
Много лет спустя, в 1997 году, Александр Павлович стал автором персональной выставки, которую так и назвал – «Магия серебра».

Репортёрские дорожки
Через два года Александр Волобуев, освоив фотосъёмочный процесс, почувствовал себя способным останавливать мгновения событий, происходящих вокруг.
– В начале 80-х годов прошлого столетия у нас в крае было только две крупные газеты – «Алтайская правда» и «Молодёжь Алтая», – вспоминает он. – Естественно, я пошёл в «Молодёжку». Тогда там работал опытный корифей – замечательный фотожурналист Борис Петрович Брязгин – всем известный, всем знакомый. Весёлый мудрый человек, который принял меня, в общем-то, по заслугам, хотя и достаточно благосклонно. И с тех пор я шагал по репортёрским дорожкам, которые за десятилетия работы в журналистике были протоптаны мной по всему краю. Но со временем этого стало недостаточно – я стал задумываться: газета живёт всего один день, назавтра её уже забывают, открывая новую, свежую. В режиме ежедневного издания жизнь журналиста превращается в гонку за этим самым следующим номером – тем, который выходит завтра, а уже послезавтра станет никому не интересным. А фотография останавливает мгновения жизни для более серьёзного, что ли, случая. Я так считал тогда, и сейчас не переменил своего мнения. Каждодневная гонка утомляет и немного «замыливает глаз», и фотограф начинает работать штампами, которые всегда устраивают газету, но не устраивают его самого. Он чувствует, что есть более серьёзные моменты, которые приходится оставлять на потом, а ведь «потом» может не наступить никогда. Когда уже десятилетия проходят в профессии, то чувст¬вуешь – это вращение жизни несколько надоедает и хочется чего-то немного другого, более серьёзного, более творческого.

Если работа мешает
С рутиной приходилось бороться, так и возникла потребность переходить в более творческий и более спокойный ритм жизни, который позволял бы осмысливать происходящее вокруг и создавать не только репортёрские снимки, а целые фотоистории.
– Творческая фотография – это не только документалистика, появляются новые способы воспроизведения, и фотоаппарат становится для тебя, как кисть для художника, – рассказывает Александр Волобуев. – Для меня это произошло незаметно. Так бывает: однажды просыпаешься и хочешь сделать что-то невероятное. Смотришь на мир и видишь вроде бы очевидное, но чув¬ствуешь, что можешь превратить это в какой-то невероятно прекрасный или, наоборот, ужасный фрагмент своего сознания.
Александр Павлович работал в большинстве краевых СМИ. Среди них «Алтайская правда», «Свободный курс», «Вечерний Барнаул», официальный сайт Алтайского края. Но от ежедневной рутины убежать так и не смог.
– Ежедневная гонка ставит творца перед выбором – что мешает творчеству? Работа, – говорит он. – Иногда от неё просто приходится отказываться. Последние годы я именно этим и занимаюсь. За последние пять лет, к собственному удивлению, я провёл четыре выставки, причём все достаточно серьёзные: 2011 год – персональная фотовыставка «Гуд бай, Америка!» в Новосибирске, 2012-й – фотопроект «Мифы Укока» в Барнауле, 2013-й – «Круг жизни» (село Сростки), и вот сейчас – «В поисках Беловодья», на которой собраны мои лучшие работы за последние годы. Я их называю «фотоэссе». Это фотографии с моим же небольшим текстом – попыткой художественного осмысления того, что я хочу представить на этой фотографии. И люди внимательные, просто просматривая выставку, обращают внимание на этот текст, затем, возвращаясь к фотографии, смотрят на неё уже по-новому. В этом случае текст помогает более глубокому восприятию изображения. Это уже проверено на трёх выставках. У зрителя возникают какие-то свои ассоциации после прочтения эссе и повторного взгляда на работу, и это замечательно, ведь я предлагаю ему не просто полюбоваться на красивый снимок, а немного поработать вместе со мной.

От очевидного – к невероятному
Главный объект съёмок в фотоработах Александра Волобуева – человек. Человек – как творец, человек – как часть природы, человек – как житель Земли. Пейзаж чаще всего выступает фоном и нередко влияет на героя. Александр Павлович признаётся – каждая съёмка начинается с пейзажа, им же и заканчивается. Для него самое интересное – совмещать личность человека и природу. Но иногда природа преподносит нежелательные сюрпризы. «Ответными мерами» становятся достижения компьютерной техники, на помощь приходит фотошоп.
– Я уже привык к этому, что бывают такие моменты, когда приезжаешь на съёмку, а погода не та, и другой не предвидится, – рассказывает Александр Павлович. – Можно, конечно, и подождать, но иногда такое ожидание не представляется возможным. К таким проблемам я отношусь спокойно – знаю, что у меня всегда есть в архиве погодные снимки, которые могут пригодиться для некоторой коррекции или улучшения изображения, и я смогу из очевидного сделать невероятное. Иногда это получается и срабатывает. Яркий тому пример – мои проекты «Мифы Укока» и «В поисках Беловодья». Нарочитое использование фотошопа для меня – одна из составной части стилей этих проектов.

Магия Укока
Одним из самых значительных путешествий, как признался Александр Волобуев, для него стало путешествие на плато Укок, которое состоялось в 2008 году.
– Это было стечение обстоятельств, меня пригласили принять участие в экспедиции по маршруту будущего газопровода «Алтай», – рассказывает он. – Организатором этой поездки стал Фонд «Алтай – 21 век». В составе экспедиции были журналисты из Германии и Москвы. Алтайский край представляли Анатолий Кирилин, тогда работавший в «Алтайской правде», и я. Это была сног¬сшибательная экспедиция! Мы были поражены кажущимся строгим величием этого места. Когда ты попадаешь на Укок, то чувствуешь, что здесь можно прожить очень долго. На плато понимаешь, что вот это – вечность, ты общаешься со звёздным небом и чув¬ствуешь себя песчинкой в огромном и прекрасном мире. Но, к сожалению, эта вечность природы зависит от человека, который не всегда привносит в неё что-то хорошее.
И вот, поскольку ты это воспринимаешь, то не хочешь покидать это волшебное место. Думаешь, что если ты здесь останешься, то и это всё останется в тебе в неизменном виде. Но так не бывает.
Экспедиция продолжалась неделю, но отснятого материала её участ¬никам хватило для публикаций в своих СМИ. А вот Александру Волобуеву всё было мало. Два года его снимки «отлёживались».
– А потом я набрался смелости вмешаться в эту жизненную версию, перевернуть всё с ног на голову и с помощью компьютерных технологий сделать сказку, – рассказывает он. – Многие восприняли этот проект с некоторым недоверием. Я тоже сначала был не в восторге от такого хирургического вмешательства в эту жизнь вечную. Но потом решил, что это всё-таки нужно сделать – в показательных целях. И сказал самому себе: «Если ты этот проект осмелишься выставить, тогда можно и дальше заниматься таким творчеством». И сейчас мне кажется, что проект этот получился удачным.

Многообразие алтайской природы
Александр Волобуев считает, что Алтайский край – это настоящий подарок для фотохудожника.
– У нас настолько многообразный край, здесь есть и горы, и предгорья, и сосновые боры, и леса, – говорит он. – Но есть ещё и Кулунда. Она совсем другая. Некоторые удивляются – что здесь снимать, когда вокруг лишь бескрайнее совершенно ровное пространство? Я когда-то тоже так думал. Но потом понял – это другая красота, которую просто надо прочувствовать. Оказывается, и здесь есть совершенно невероятные места. Например, Бурлинский район, где посреди степей встречается много озёр и болот. Переезжая между ними по просёлочным дорогам, можно увидеть такое невероятное разнообразие птиц, которого не увидишь, наверное, больше нигде. Дикие утки, цапли, журавли… Останавливаешь машину и снимаешь эту красоту. Во время одной такой поездки я сделал очень много таких снимков.
После той поездки Александр Волобуев обратился к алтайскому орнитологу и фотохудожнику Алексею Эбелю за консультацией – ему захотелось узнать, каких птиц он увидел и запечатлел. В подарок он получил книгу – определитель птиц.
Александр Павлович считает, что живую природу не заменить ничем, и в каждом уголке Алтайского края она неповторима и прекрасна. А потому стоит останавливать мгновения этой красоты и показывать её как можно более широкому кругу людей.

Не спешите удалять!
В заключение встречи Александр Волобуев дал несколько советов начинающим фотохудожникам. Первый – не фотографировать всё подряд, а сначала немного подумать, осмотреться, вспомнить что-то хорошее, и только потом приступать к съёмке. Второй – не спешить удалять снимки, которые кажутся неудачными, подождать месяц, а лучше два.
– Фотоснимки обязательно должны «отлежаться», – уверен он. – Ведь осмысление приходит чуть позже. В первое время ещё слишком живы воспоминания, и особенность восприятия состоит в том, что они на этом этапе оказываются ярче. Смотришь на фотографию и думаешь – нет, не то. Надо что-то по-другому сделать, подойти с другой стороны, чтобы свет падал поинтереснее, момент был удачнее. А месяца через три ты видишь эти кадры уже другими глазами, потому что воспоминания «отпустили». Только тогда можно адекватно оценить свои фотоработы.
Елена Панфило
Фото с выставки


Александр Волобуев уверен, что с приходом цифровой фотографии расширились границы этого вида творчества. Теперь проявить себя в этом искусстве может каждый. Важно только суметь увидеть, осмыслить увиденное и прочувствовать его.













Общая информация


Культура

У каждого своё Беловодье, и оно сначала должно образоваться в душе, голове, сердце 
Цитата

Александр Волобуев:
«Главное в этой жизни – заниматься тем делом, которое любишь»
     

Заметки

Каждодневная гонка утомляет и немного «замыливает глаз», и фотограф начинает работать штампами, которые всегда устраивают газету, но не устраивают его самого 
Цитата

Александр Волобуев:
«Каждая съёмка начинается с пейзажа, им же и заканчивается»
     

Персона

Александр Волобуев работал в большин­стве краевых СМИ. Среди них «Алтайская правда», «Свободный курс», «Вечерний Барнаул», официальный сайт Алтайского края 
Цитата

Александр Волобуев:
«Живую природу не заменить ничем, и в каждом уголке Алтайского края она неповторима и прекрасна»
     

Заметки

На выставке «В поисках Беловодья» собраны лучшие работы Александра Волобуева за последние годы 
Цитата

Александр Волобуев:
«Фотоснимки обязательно должны «отлежаться». Ведь осмысление приходит чуть позже»


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©