Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №7-8 2011 г. (июль-август 2011)


А вы знаете, что....
Человеческий волос толще мыльной пленки примерно в 5000 раз



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (187-188) 2011 год / 66-67 страница



Официальный Документ

КОНЦЕПЦИЯ
обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года

УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Алтайского края от 07.04.2011 № 166
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07.04.2011 № 166 г. Барнаул


Об утверждении концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года

Во исполнение Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» и с целью организации системной работы по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов производства и потребления, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья на территории Алтайского края постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.

А.Б. КАРЛИН,
Губернатор Алтайского края


1. Общие положения
Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года (далее – «Концепция») является основой для последующей разработки долгосрочной целевой программы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края и определяет направления развития системы утилизации твердых бытовых и промышленных (в том числе агропромышленных) отходов. Концепция основывается на требованиях международного законодательства, законодательства Российской Федерации и Алтайского края и нацелена на реализацию государственной политики в области обращения с отходами.

2. Характеристика существующей системы обращения с отходами в Алтайском крае
Проблема обращения с отходами производства и потребления занимает важное место в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Ситуация в сфере обращения с отходами как во всей России, так и в Алтайском крае продолжает оставаться неудовлетворительной.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, в 2009 году на территории региона образовалось 2180,509 тыс. тонн отходов (рост к уровню 2005 года в 1,8 раза), из которых фактически использовано 552,7 тыс. тонн (25,3%), обезврежено 17,7 тыс. тонн (0,8%).
Основной объем отходов приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (758,2 тыс. тонн), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (627,6 тыс. тонн).
Действующая система учета отходов неэффективна. Так, расчетное количество только твердых бытовых отходов (далее – «ТБО») составляет 3,2 млн. куб. метров в год. Однако, по данным управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, в 2009 году в крае было вывезено 5255,1 тыс. куб. м/ ТБО, захоронено 33913,8 тыс. тонн ТБО. Ежегодно образование ТБО в крае увеличивается в среднем на 7%.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы, связанные со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Однако в городах и селах края централизованно вывозится лишь от 30 до 40% отходов. Вывоз ТБО из микрорайонов индивидуальной застройки преимущественно осуществляется домохозяйствами самостоятельно, что зачастую способствует захламлению как урбанизированных территорий, так и прилегающих природных объектов. Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности (всего в крае имеется 190 мусоровозов, из которых лишь 35 работают в сельской местности).
Сбором и вывозом ТБО на территории региона занимаются 182 организации, их утилизацией - 28 организаций. В 18 муниципальных районах имеются организации, осуществляющие утилизацию и захоронение отходов. Работа мусоросортировочного комплекса организована только в городе Барнауле, в 5 городских округах и 25 муниципальных районах организован сбор вторичных материальных ресурсов.
В результате этой деятельности в 2009 году извлечено 145 тонн черных и цветных металлов, 431 тонна полимерных материалов, 711 тонн бумаги, 179 тонн стекла.
Большой объем и высокий темп накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что основным методом утилизации отходов является их захоронение на свалках. Всего на территории края имеется более 1500 мест размещения ТБО, 98 % из которых не отвечают требованиям санитарных правил СП 2.1.7.1038.01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов»: на полигонах и свалках отсутствуют подъездные асфальтированные дороги, ограждения, нет спецтехники для утилизации (захоронения) ТБО. Кроме того, не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов, нет контроля селективного сбора и приема отходов на полигоны ТБО, отсутствует контроль изменения состава грунтовых вод в районе полигонов, недостаточно контролируется обустройство их территории.
Общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов. Планомерно проводимая работа по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных к административной ответственности способствует улучшению положения дел в данной сфере, но не решает проблему.
Усугубляют ситуацию подлежащие захоронению неопасные отходы и отходы 4-го класса опасности, что для Алтайского края составляет около 33% всех отходов. Лишь часть отходов (4,4%) передается для обезвреживания другим предприятиям. Более 3,7% отходов (или 404,8 тыс. тонн в год), представляющих собой токсичные отходы 1-3 классов опасности, утилизируются небезопасными методами: размещаются на несанкционированных свалках, разбавляются сточными водами и сбрасываются в водоемы либо сжигаются с выбросом высокотоксичных веществ.
Еще одной значимой проблемой для Алтайского края является остановка опасных химических производств и прекращение деятельности предприятий по выпуску боевых взрывчатых веществ. Данные объекты на этапе приватизации были сохранены в государственной собственности, но при этом фактически оказались бесхозными: не были осуществлены мероприятия по консервации цехов, оборудования и по очистке территории от накопленных токсичных отходов, а также по их охране. Существование таких объектов становится опасным для населения и окружающей среды. Особенно остро данная проблема проявилась на предприятии ОАО «Полиэкс» (правопреемник Бийского химического комбината).
По-прежнему актуальным для региона остается системное решение проблем утилизации агропромышленных отходов. В последние годы ситуация усугубляется интенсивным строительством крупных животноводческих комплексов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», что, в свою очередь, увеличивает объем сельскохозяйственных отходов. Остро стоит вопрос о ликвидации непригодных и запрещенных к применению пестицидов.
В течение последних 5 лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. За этот период ликвидировано более 500 мест хранения ядохимикатов, территория края практически полностью очищена от токсичных отходов данного вида I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации. Так как в России отсутствуют технологии переработки и обезвреживания таких отходов, решением данной проблемы в настоящее время является размещение их на специализированных полигонах в городах Томске и Омске.
Постановлением Администрации края от 06.08.2010 № 350 утвержден порядок ведения регионального кадастра отходов, который позволит систематизировать информацию об объектах размещения отходов на территории Алтайского края, в том числе сведения об их расположении, о фактическом количестве отходов на объектах хранения, и более рационально организовать деятельность по переработке отходов. Формирование и регулярное обновление регионального кадастра отходов даст возможность повысить эффективность управленческих, хозяйственных и иных решений, принимаемых при формировании системы безопасного обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края.
В 2010 году в качестве образца была разработана схема раздельного накопления и утилизации отходов в г. Новоалтайске. Получены данные о фактических и планируемых объемах образования отходов на территории города, предложена система обращения с ними, включающая в себя в качестве основного мероприятия осуществление раздельного сбора отходов от источников их образования.
В крае имеются успешные примеры реализации инвестиционных проектов в сфере переработки отходов. Так, в с. Топчиха Топчихинского района ООО «Дело-А» осуществлен проект «Производство термопласткомпозитных строительных материалов (полимерпесчаная черепица «Росалана», полимер-песчаная тротуарная плита, блоки несъемной опалубки, химически стойкая доска) на основе переработки бытовых полимерных отходов». Качество продукции, выпускаемой ООО «Дело-А», подтверждено многочисленными наградами и дипломами международных выставок, в том числе продукция предприятия признана лучшим алтайским товаром в 2004 – 2006 годах, ООО «Дело-А» стало дипломантом федеральной программы «100 лучших товаров России» в 2007 году.
В с. Ларичиха Тальменского района ООО «Алтай-Форест» реализован проект «Утилизация отходов от лесопиления и рубок ухода за лесом. Строительство завода по производству ДСП». Проект был поддержан за счет средств краевого бюджета посредством субсидирования части банковской процентной ставки по привлеченному кредиту и субсидирования налога на имущество.
В то же время предпринимаемые органами государственной власти Алтайского края и муниципальными образованиями меры не решают проблему кардинальным образом, в том числе по причине недостаточного объема инвестиций, направляемых на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций, предприятий по переработке отходов. Усложняет ситуацию межотраслевой и межмуниципальный характер решаемой задачи.
Анализ деятельности в области обращения с отходами позволил выявить следующие основные проблемы, затрудняющие реализацию государственной политики в данной сфере и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду:
- отсутствие стратегии развития системы обращения с отходами на территории Алтайского края;
- неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов;
- недостаточная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки отходов;
- ограниченное участие органов исполнительной власти Алтайского края в мероприятиях по утилизации отходов;
- недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами;
- отсутствие заинтересованности населения в решении вопросов обращения с отходами.
Для решения поставленных задач требуется консолидация усилий всех заинтересованных структур и привлечение средств инвесторов, а также муниципальных, регионального и федерального бюджетов.

3. Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения путем решения следующих задач:
- совершенствование организационной структуры в сфере обращения с отходами на территории Алтайского края;
- формирование единой информационной системы, обеспечивающей достоверность данных о системе обращения с отходами;
- привлечение частных инвестиций в сферу обращения с отходами;
- вторичное использование полезных компонентов, содержащихся в отходах (развитие индустрии вторичной переработки);
- минимизация количества мест захоронения отходов, ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов;
- строительство межмуниципальных мусоросортировочных комплексов и предприятий по комплексной переработке ТБО и вторичного сырья;
- строительство и реконструкция полигонов для захоронения неутилизируемой части ТБО в соответствии с действующими санитарными и экологическими требованиями;
- разработка и реализация проектов по утилизации токсичных промышленных отходов, а также отходов сельскохозяйственного производства.

4. Основные этапы реализации Концепции
Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации Концепции с 2011 по 2020 годы в два этапа: первый этап - 2011 – 2013 годы; второй этап - 2014 – 2020 годы.
На первом этапе предполагается:
- подготовить соответствующие нормативные и организационно-методические документы;
- разработать краевую целевую программу «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012-2020 годы;
- завершить формирование регионального кадастра отходов, организовать систему обмена ведомственной информацией в сфере обращения с отходами;
- уточнить объем средств, в том числе средств местных бюджетов и внебюджетных источников, необходимых для реализации Концепции.
На данном этапе также планируется реализация первоочередных мероприятий по строительству объектов, на которые имеется утвержденная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация.
Второй этап предполагает полномасштабное проведение работ по строительству объектов и реализации проектов по переработке отходов производства и потребления.

5. Основные направления Концепции
Для решения задач Концепции и достижения поставленной цели необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных мероприятий по следующим направлениям:
Направление 1. Нормативно-методическое обеспечение функционирования системы обращения с отходами на территории Алтайского края, в том числе:
- разработка краевой целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012-2020 годы, которая будет осуществляться за счет средств федерального, краевого, муниципального бюджетов и внебюджетных источников;
- разработка межмуниципальной схемы очистки территории Алтайского края от отходов производства и потребления;
- разработка правил обращения с типовыми группами отходов;
- разработка механизмов стимулирования развития предпринимательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также привлечения в данную сферу инвестиций.
Направление 2. Формирование единой информационной системы в сфере обращения с отходами, в том числе:
- формирование и ведение регионального кадастра отходов на территории Алтайского края;
- обеспечение совместимости ведомственных баз данных;
- внедрение системы обмена информацией в сфере обращения с отходами и др.
Направление 3. Развитие инфраструктуры в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе:
- развитие сети приемных пунктов и расширение ассортимента материалов, принимаемых для переработки;
- оборудование в населенных пунктах контейнерных площадок для сбора и временного накопления отходов потребления;
- приобретение контейнерно-бункерного хозяйства и специализированной техники для вывоза и переработки отходов, а также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах размещения отходов;
- разработка проектно-сметной документации на строительство полигонов ТБО, мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих комплексов, предприятий по переработке токсичных, промышленных и сельскохозяйственных отходов и др.
Направление 4. Возмещение прошлого экологического ущерба, в том числе:
- оценка накопленного экологического ущерба, определение методов его возмещения;
- разработка проектно-сметной документации на выполнение работ по рекультивации мест захоронения отходов, в том числе объектов складирования (захоронения) пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, токсичных отходов бывших химических производств;
- ликвидация несанкционированных мест размещения отходов;
- рекультивация мест захоронения отходов и нарушенных в результате неправильного обращения с отходами земель и др.
Направление 5. Вовлечение населения в процесс формирования на территории Алтайского края современной системы обращения с отходами, в том числе:
- развитие систем экологического образования, просвещения и информирования населения;
- организация обучения специалистов в области обращения с отходами и др.

6. Ресурсное обеспечение реализации Концепции
С целью стимулирования предпринимателей к разработке и реализации инвестиционных проектов в области обращения с отходами будут использованы различные формы и инструменты государственной поддержки, в том числе предусмотренные законом Алтайского края от 06.05.1999 № 17-ЗС «О поддержке лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики Алтайского края», постановлениями Администрации края от 15.09.2007 № 437 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае», от 25.03.2009 № 106 «О предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса», от 04.05.2009 № 201 «О субсидировании части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства», от 20.09.2010 № 417 «Об утверждении положения об условиях предоставления организациям Алтайского края государственной поддержки при осуществлении ими инновационной деятельности».
В рамках реализации первого этапа Концепции предполагается разработка дополнительных мер государственной поддержки данной сферы.

7. Координатор, ответственные исполнители и механизм реализации Концепции
Координатором реализации Концепции является управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
Реализация концепции осуществляется путем участия в соответствующих федеральных целевых программах и разработки краевых, ведомственных и муниципальных целевых программ, планов работы органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления.
Ответственными исполнителями мероприятий Концепции являются органы исполнительной власти Алтайского края и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Чарышский район.
Познавательный маршрут для туристов
С каждым годом возрастает число желающих посетить живописные места Чарышского района. Интерес к району среди российских и зарубежных туристов заметно вырос после 2003 года, когда по реке Чарыш сплавился Владимир Путин. Но преобладает «дикий» неорганизованный туризм. Туристический поток становится неуправляем, несоблюдение природоохранного режима заказника. Посетители находятся на территории без сопровождения специалистов и зачастую рискуют своей безопасностью.
Одной из форм природоохранной деятельности, позволяющей решить эту проблему, является создание экологической тропы. Разработкой проекта и обустройством маршрута решили заняться школьники села Майорка под руководством педагогов (члены организации «Содружество») совместно с сотрудниками КГУ «Алтайприрода» и егерем Чарышского заказника. По итогам конкурса проект получил финансирование из краевого бюджета по ведомственной целевой программе «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края».
Выбрав маршрут путешествия по обустроенной экотропе, можно будет познакомиться с флорой и фауной заказника, памятниками природы, расположенными на его территории, узнать о природоохранной работе в заказнике. Протяженность маршрута составит около 15 км. Обустройство экотропы позволит направить основной поток отдыхающих по определенному маршруту и ослабить антропогенную нагрузку на природную среду. Впоследствии планируется проведение эколого-просветительских экскурсий, которые будут интересны как для школьников, так и для взрослых.
Справка: Школьное экологическое объединение «Содружество» создано в 2000 году с целью ведения природоохранной работы, воспитания бережного отношения к природе своего края и района. Девиз организации: «Чистой планете - чистые души». Президент –Любовь Зайнулина, учащаяся 9 класса. Организация активно ведет работу по экологическому направлению: очистка реки от мусора, изготовление кормушек и скворечников для птиц, ограждение муравейников, расчистка и обустройство родников.
Большую работу члены организации проводят в плане просветительской деятельности: выпуск листовок для населения на темы: «Не загрязняйте реки», «Турист! Будь осторожен с огнем», «Родное село – береги его».
В районной газете «Животновод Алтая» пишут заметки – обращения к жителям и гостям села по сохранению животных и растений, находящихся в Красной книге. Организация ежегодно становится победителем районного конкурса среди детских подростковых организаций и неоднократно награждалась денежными премиями и грамотами.

Заринский район.
Заринский районТуристко-экологический слет учащихся Заринского района
Слет туристов-экологов Заринского района уже стал доброй традицией. В течение многих лет он проводится в Казанцевской кедровой роще. В очередной раз в назначенный день сюда съехались подростки из 12 учебных заведений района, чтобы принять участие в соревнованиях по туризму, показать свое мастерство, поучиться, получить огромный заряд энергии и бодрости и самое главное быть участниками в осуществлении экологического проекта «Живи, родник и роща!».
В Заринском районе немало красивых мест. Однако местом слета может быть только Казанцево, потому что здесь находится единственная в Заринском районе кедровая роща, родник, который несёт свою хрустальную воду в не менее красивую реку Аламбай.
Родниковая вода прошла необходимые анализы, и была признана годной для питья. Туристы используют воду из родника для приготовления пищи.
Всего на слет съехалось 100 ребят из разных уголков нашего района.
Первым делом ребята занялись благоустройством родника. С этой задачей юные экологи справились быстро, так как это дело для них было привычным. Затем представители всех команд принялись очищать рощу от мусора, оставленного непорядочными туристами, и валежника, чтобы предотвратить угрозу пожара.
На следующий день состоялись соревнования по лично-туристской технике. Посмотреть на ребят приехала председатель комитета по образованию и делам молодежи Ольга Николаевна Шмырина и редактор газеты «Знамя Ильича» Анна Викторовна Наговицина. Вечером ребят ждал традиционный праздник «Посвящение в туристы». Чтобы носить звание «Турист», надо пройти испытания, показать свою силу, ловкость, смекалку, находчивость и, ко-нечно же, знания о мире природы.
На закрытии турслёта были подведены итоги экологического проекта. Грамоты и призы дождались своих лучших туристов. Все участники турслёта пообещали встретиться вновь на Казанцевской земле. А пока они увезли с собой большущий заряд энергии, бодрости, новые знакомства и задорные песни.
Финансирование слета осуществлялось за счет средств ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2010-2012 годы.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©