Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2006 г. (ноябрь-декабрь 2005)


А вы знаете, что....
Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2005 год
№11-12 (119-120) 2005 год / 6-7 страница

ОФИЦИАЛЬНО
Доклад директора департамента по охране окружающей среды Администрации края С.И. Налимова



Основные направления государственной политики в области экологии на территории Алтайского края
Устойчивое развитие Алтайского края, высокое качество жизни и здоровья его населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.
Для этого необходимо формировать на территории края и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение
Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами.
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ СЛОЖИЛАСЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ОБСТАНОВКА С УТИЛИЗАЦИЕЙ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕМ И ЗАХОРОНЕНИЕМ ТОКСИЧНЫХ ОТХОДОВ. Наиболее остро стоит проблема утилизации и обезвреживания пришедших в негодность ядохимикатов и пестицидов. По данным последней инвентаризации их количество превышает две тысячи тонн. Кроме того на территории нашего края ежегодно образуется около 11 млн. тонн отходов. К сожалению, в крае практически 100% бытового мусора находится в открытых свалках. На сегодняшний день нет ни одного объекта размещения отходов, который бы отвечал предъявляемым требованиям. В крае нет ни одного полигона, отвечающего установленным санитарным нормам и требованиям. Проводимая в стране правовая реформа переносит весь груз ответственности в сфере обращения с отходами производства и потребления на местный уровень. Известный теперь уже всем 131-й Федеральный закон закрепляет за органами местного самоуправления поселений организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Необходимо отметить, что на Алтае в г. Барнауле построен и начал работу мусоросортировочный завод, кроме того организована переработка полиэтиленовых и пластиковых изделий и использование их для изготовления песчано-полимерных изделий в г. Новоалтайске и Топчихинском районе. Это наиболее перспективный путь решения данной проблемы.
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ СЛОЖИЛАСЬ КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ С ВОДОСНАБЖЕНИЕМ КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ. В то же время выявлено 1100 бесхозных эксплуатационных скважин. С целью исключения загрязнения подземных вод необходимо организовать проведение работ по ликвидации таких скважин. Стоимость таких работ оценивается в 60 млн. рублей.
БОЛЬШОЙ И ПОВСЕМЕСТНЫЙ УРОН ПОЧВЕННОМУ ПОКРОВУ И ВОДНЫМ РЕСУРСАМ НАНОСИТ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Многие животноводческие комплексы районов края не имеют навозохранилищ, более 10 лет навоз не вывозится из-за отсутствия средств у хозяйств. Характерной особенностью размещения навозохранилищ является их приуроченность к долинам рек, причем часто они примыкают непосредственно к руслу. Все это приводит к загрязнению почвы и водоемов.
В ХОЗЯЙСТВАХ ЗЕРНОУБОРОЧНАЯ ТЕХНИКА НЕ ОБОРУДОВАНА ИЗМЕЛЬЧИТЕЛЯМИ СОЛОМЫ-СТЕРНИ. В результате производства полевых работ солому и сорняки сжигают на невспаханных полях. Настоящим бедствием для края стали неконтролируемые сельхозпалы.
ОДНОЙ ИЗ ЗЛОБОДНЕВНЫХ ПРОБЛЕМ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ в районах края является массовое истребление древесно-кустарниковой растительности в лесополосах, по берегам рек, на территориях бывших населенных пунктов. Идет бесконтрольная, браконьерская вырубка колков.
БЕСКОНЕЧНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИВЕЛО К ТОМУ, ЧТО СВЕЛАСЬ НА НЕТ РАБОТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТОКСИЧНОСТЬЮ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА. Необходимо отметить, что почти все промышленные предприятия расположены в городской черте и не имеют санитарно-защитных зон. Выбросы вредных веществ от данных предприятий, оказывают отрицательное воздействие на жителей близлежащих домов и на окружающую природную среду. Хозяйственная деятельность происходит непосредственно в водоохранных зонах. В результате чего, водоохранные зоны превращены в свалки бытового и строительного мусора.
Для решения данных проблем необходимо:
технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием;
обеспечение качества воды, почвы и атмосферного воздуха в соответствии с нормативными требованиями;
сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;
модернизация и развитие экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива.
Сохранение и восстановление природной среды
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В КРАЕ ОТСУТСТВУЕТ ОРГАНИЗОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ. Между тем их площадь составляет около 900 тысяч гектаров. Без охраны в крае остались 36 заказников и более 140 памятников природы краевого значения. Лесная служба сегодня лишена функции охраны, и в заказниках, находящихся в сосновых ленточных борах - лесах 1 группы - ведутся бесконтрольные рубки, тем самым нарушается среда обитания редких видов животных, растений, птиц. Ведётся бесконтрольная заготовка лекарственных растений в больших объёмах.
Выявляется очень много нарушений связанных с отводом земельных участков под строительство, особенно в водоохранных зонах рек и водоемов. Причем последствия таких решений связаны с очень большим количеством жалоб и судебных разбирательств. Это связано не только с нарушением природоохранного законодательства при отводе земельных участков, но и с отсутствием информирования населения о принимаемых решениях в области градостроительства, хотя в соседних регионах перечень намечаемых к строительству объектов публикуют в газетах.
В ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЯ УЧАСТИЛИСЬ СЛУЧАИ НЕЗАКОННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР. Предприятия, организации и частные предприниматели, занимающиеся этим для получения выгоды и нарушая законодательство, оставляют за собой лунные ландшафты, загрязняют окружающую среду, нарушают экологическое равновесие природных систем.
Основными задачами в указанной сфере являются: сохранение и восстановление редких и исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания; создание и развитие особо охраняемых природных территорий краевого уровня; сохранение и восстановление целостности природных систем при строительстве автомобильных и железных дорог, газопроводов, линий электропередачи; предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов.
Приоритетные направления
Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях:
БОЛЕЕ СОРОКА ЛЕТ ТЕРРИТОРИЯ ЮГА АЛТАЙСКОГО КРАЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ РАЙОНОВ ПАДЕНИЯ фрагментов вторых ступеней ракет и ракет-носителей и подвергается загрязнению токсичными компонентами ракетного топлива и фрагментами отделяющихся частей ракет и ракет-носителей. Размер выплат, производимых Роскосмосом, не компенсирует в полной мере времени изъятие данной территории из хозяйственного использования, а также причиненный материальный и экологический ущерб.
НА ТЕРРИТОРИИ КОМБИНАТА «АВРОРА» в г. Новоалтайске в течение 35 лет хранится бериллиевый концентрат с примесями радиоактивных элементов. Он представляет потенциальную опасность для населения края. Поэтому проблема обеспечения надёжного хранения или передислокация концентрата в более безопасное место является важной для Алтайского края.
В Г. ГОРНЯК ЛОКТЕВСКОГО РАЙОНА СЛОЖИЛАСЬ КРАЙНЕ НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА. Данная ситуация обусловлена выносом из хвостохранилища бывшего горно-обогатительного комбината песков, содержащих токсичные соединения солей тяжелых металлов, концентрация которых во много раз превышает ПДК. В 2004 году на консервацию хвостохранилища в г. Горняк было выделено из краевого бюджета 1,8 млн. руб., в 2005 году 1,87 млн. руб., на 2006 год предусматривается продолжение финансирования данных работ в размере 1,8 млн. руб.
ПРИРОДНЫЕ И ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАКЛИЗМЫ ВЫЯВИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПРОБЛЕМУ – защиту территорий от наводнений. Ежегодно нарастают тенденции к изменению русел рек Обь, Алей, Бия, Чумыш, Чарыш, что ведет к интенсивному разрушению берегов, складывается критическая ситуация на территории ряда населенных пунктов Алтайского края. С целью предотвращения водной эрозии, развития оползней, ликвидации ущерба, ежегодно наносимого вредным воздействием вод, защиты населения от наводнений, необходимо проведение целого комплекса мероприятий.
Основными задачами в этой области являются: обеспечение радиационной и химической безопасности и снижение риска воздействия на здоровье человека и окружающую среду промышленных объектов; снижение производства и использования токсичных и других особо опасных веществ, обеспечение их безопасного хранения; планомерная ликвидация накопителей токсичных отходов; реабилитация территорий и акваторий, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности; реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в процессе функционирования объектов ракетно-космической деятельности.
Пути и средства реализации государственной политики
Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.
С целью разграничения функций и полномочий между центром и субъектами Федерации в структуре администрации края в 2003 г. был создан департамент по охране окружающей среды. Деятельность департамента позволяет реализовывать комплексный подход в решении природоохранных задач.
Основной принцип реализации экологической политики на уровне края заключается в функциональном объединении всех органов и служб независимо от их ведомственной подчиненности. Объединение позволяет успешно реализовывать законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования, как федерального, так и регионального и муниципального уровней с минимальными финансовыми затратами.
Совместная работа департамента, Ростехнадзора, Росприроднадзора, агентства лесного хозяйства по Алтайскому краю, органов местного самоуправления строится на основе соглашений о взаимодействии и сотрудничестве. Это единственный путь в настоящее время обеспечить эффективную систему работы всех природоохранных структур.
Предстоят изменения
С 1 января 2006 года в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ значительно сокращаются полномочия субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Полномочия по осуществлению экологического контроля переходят органам местного самоуправления. Тем самым разрушается сложившаяся в крае за последние три года структура управления в сфере осуществления экологического контроля. Отсутствие законодательно установленного механизма взаимодействия и координации работы муниципальных инспекторов, как со стороны органов государственной власти края, так и со стороны органов исполнительной власти Российской Федерации значительно снижает эффективность предупреждения и пресечения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Также необходимо учитывать, что статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому ограничение реализации субъектами Российской Федерации своих конституционных прав в сфере экологии недопустимо. Кроме того, действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет муниципальным инспекторам привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект по совершенствованию разграничения полномочий, который оставляет функции по осуществлению экологического контроля за субъектами РФ и дополнительно наделяет органы государственной власти субъектов более чем сорока полномочиями в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Принятие такого закона позволит более эффективно осуществлять управление в сфере природопользования.
Основными задачами в указанной сфере являются: четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды; учет экологических проблем при регулировании отношений собственности на природные ресурсы; развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам; усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы.
Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
Деятельность в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории края регулируется Федеральными законами и законами Алтайского края, принятыми в их развитие. Однако есть значительные пробелы в части разграничения полномочий между Федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти края. Это касается регулирования отношений в сфере охраны и использования объектов животного мира, водных объектов, лесного фонда и др.
Основными задачами в указанной сфере являются: создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности.
Для этого необходимы: устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права; обеспечение реализации законодательных актов путем принятия нормативных правовых актов Алтайского края, необходимых для полноценного применения федеральных законов; совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений; совершенствование законодательства в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций.
Экономические и финансовые механизмы
Платность природопользования является одним из важнейших элементов системы экономического стимулирования рационального природопользования. В то же время неурегулированность данного вопроса на федеральном уровне в последние три года привела к снижению поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в консолидированный бюджет более чем в три раза. Так в 2001 году было собрано 80 млн. рублей, а в 2004 г. немногим более 20 млн. рублей. Учитывая особенности формирования бюджета Алтайского края и его дотационный характер одной из важных задач является привлечение средств федерального бюджета для решения экологических проблем края, участие в реализации различных федеральных программ. В 2005 году в рамках Федеральной целевой программы «Экология. Природные ресурсы России» только департаментом по охране окружающей среды было привлечено 44 млн. рублей из федерального бюджета для проведения русловыпрямительных и противооползневых работ в Бийском и Шипуновском районах.
Основными задачами в этой области являются: создание полноценного механизма взимания с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, платежей и их использование на сохранение и восстановление природной среды; обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения; обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде и здоровью населения; обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства; внедрение рыночных механизмов охраны природы; привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.
Экологический мониторинг и информационное обеспечение
Государственная сеть мониторинга окружающей природной среды была крупнейшей структурой, осуществлявшей экологический мониторинг в бывшей СССР. Принадлежала она Госкомгидромету. В СССР существовала так же общегосударственная служба наблюдения и контроля за загрязнением природной среды (ОГСНК). Позже на базе этой службы планировалось создание единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
Вопрос о важности и необходимости создания подобной структуры, которая должна стать источником объективной комплексной информации о состоянии окружающей природной среды, обсуждается уже более двадцати лет, однако вопрос этот до настоящего времени не решен. Эта система позволила бы заинтересованным организациям использовать общие стандарты, методики и главное – унифицированную аппаратную базу.
В Алтайском крае мониторинг окружающей среды осуществляют территориальные органы Федеральных органов исполнительной власти – Роскомгидромет, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор. Собственной лабораторной базы в Алтайском крае нет. В течение последних 5–ти лет администрацией края выделялись денежные средства, как на проведение мониторинга загрязнения окружающей среды, так и на создание базы данных источников негативного воздействия. Всего за этот период из краевого бюджета на проведение различных видов мониторинга было выделено более 5 млн. рублей.
Основными задачами в этой области являются: развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории края, а также техническое и материальное обеспечение деятельности системы экологического мониторинга; совершенствование системы учета и контроля отходов; формирование системы государственных кадастров природных ресурсов, особо охраняемых природных территорий; обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан к информации в сфере экологии.
Развитие гражданского общества в области экологии
Участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений и ее своевременный доступ к экологической информации являются одними из основных принципов устойчивого развития региона. Для решения задач в этом направлении необходимо: совершенствование краевого законодательства для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе путем проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов; поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности; совершенствование законодательства в целях развития общественного экологического кон-троля, в том числе общественных инспекций.
Научное обеспечение
Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются: формирование теоретических и технологических основ перехода к устойчивому развитию Алтайского края; разработка научных принципов и технологий использования возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.), обеспечивающих их устойчивое воспроизводство; разработка средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов.
Реализация положений настоящего доклада предполагает разработку плана устойчивого развития Алтайского края на текущий период и на долгосрочную перспективу, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и ре-гулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©