Мы имеем право
Основы конституционного строя предусматривают использование и охрану земли и природных ресурсов как основы жизни и деятельности населения. Гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Экологическое образование – основа экологической безопасности общества Природа и природные ресурсы Алтайского края являются достоянием его населения, которое обязано бережно относиться к ним, а их использование не должно нарушать права человека на благоприятную окружающую среду. Востребованность этого права в настоящее время объективно возрастает, поскольку оно является коллективным. Первоначальные ценности Жизнь, здоровье, безопасность - это первоначальные ценности общества и человека, на пути которых постоянно встают опасности: природные (землетрясение, цунами), социальные (террор, курение, алкоголизм, наркомания) и технологические, связанные с различными функциями техники и транспорта. Для того, чтобы человечеству продолжать устойчивое существование и развитие, ему нужно в первую очередь дышать, пить и есть. Чем более натуральными будут вода, еда и воздух, тем дольше проживет человек и здоровее будет. Причины неблагополучия Причины формирования неблагоприятной ситуации в области окружающей среды различны. От безответственности должностных лиц предприятий и организаций при соблюдении экологического законодательства, пассивной позиции контролирующих органов и органов местного самоуправления до низкой экологической культуры населения. На современном этапе развития потребительского общества проблема исследования трансформации массового экологического сознания является очень актуальной. Общественный и научный интерес к ней продолжают расти. Восприятие населением экологических проблем оказывает непосредственное влияние на выбор оптимальных путей их решения. Одна из проблем заключается в нагнетании средствами массовой информации при подаче информации по данной тематике ее остроты, но без предложений способов разрешения ситуации. Особенности сознания Массовое экологическое сознание характеризуется следующими особенностями: - исторически сложившаяся и окрепшая в сознании населения установка «человеческой исключительности», сформированная многовековой традицией общественного развития; - сам термин «экология» горожанами понимается очень усеченно и ограниченно - это «чистота на улицах», «отсутствие мусора» и «чистый воздух»; - экологические проблемы, по сравнению с другими актуальными проблемами, непонятны населению, поскольку осознание экологических проблем в полной мере характерно только для тех, кто обладает специальными знаниями в этой области; - состояние пассивности по отношению к решению экологических проблем. Таким образом, эта тема, в итоге, занимает не такой уж и большой спектр внимания массового сознания. Она периодически актуализируется, но право решения ее проблем население оставляет за государственной властью. Пути решения Положительному решению данного вопроса может способствовать формирование адекватного экологического сознания и организация системного просвещения в области экологической безопасности. Причем аудитория его воздействия должна быть разновозрастной. Кроме того, принципиальное реагирование гражданского общества на любые нарушения права на благоприятную окружающую среду не позволит уйти или отмахнуться от необходимости решения проблемы. В целом, конституционное право на благоприятную окружающую среду может быть обеспечено только совместными усилиями государства и всего общества, в полной мере осознающими свою ответственность за решение возникающих в этой сфере проблем. Генерировать информацию Для повышения эффективности формирования адекватного экологического сознания необходимо генерировать информацию об экологической проблематике и работать в данном направлении. В рамках данной деятельности необходимо адекватное использование социальной рекламы, вовлечение населения в деятельность по охране окружающей среды, выделение грантов для экологических организаций и средств массовой информации, освещающих проблемы экологии и предлагающих пути их решения. Немаловажным представляется информированность населения о судебной и иной правоохранительной практике по делам, связанным с экологическими правонарушениями и преступлениями. Разрешению любой социальной проблемы, в том числе и проблемы экологической безопасности, способствует деятельность различных социальных институтов. Институт образования Одним из таких институтов, является образование, типичные задачи которого - передача знаний, морали, поведенческих норм, призванных служить поддержанию правопорядка и равновесия в обществе. Важным представляется экологическое воспитание жителей, осуществляемое посредством проведения конкурсов на лучшее освещение проблем экологии, публичных слушаний по вопросам экологической безопасности, предложений гражданам альтернативных вариантов восприятия мира. Форма и содержания экологического образования могут и должны быть различными. Это визуальные макеты, пособия, беседы, лекции, диспуты, презентации, творческие работы и многое другое. Обучение правилам экологической безопасности и передача знаний о способах и методиках охраны окружающей среды представляются достаточно важными. Курс экологического права, изучение которого осуществляется в высших учебных заведениях правового профиля, решить данную проблему не может. Существует необходимость осуществления обучения на различных образовательных ступенях. На различных ступенях Утверждение для дошкольников о том, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят, в более старшем возрасте может смениться на утверждение, предусматривающее обязанность отвечать за тех, кого приручили. При этом, очень важным является передача детям правил поведения на улице, в лесу, на берегу реки, а также правил обращения с объектами живой природы - растениями, животными, птицами. К старшим классам эти знания, при условии их постоянного практического использования и дополнения, модифицируются в основной закон права, предусматривающий неотвратимость наказания за совершение любого, даже небольшого, экологического правонарушения. Введение факультативных курсов экологической направленности в образовательных учреждениях различных видов и типов также может послужить актуализации знаний об охране природы и выработке определенного стереотипа правомерного поведения. Массовый характер Анализ ситуации с экологическим образованием, наличие специализированных образовательных учреждений свидетельствует о том, что эта деятельность в настоящее время ведется, однако только придание ей массового характера позволит если не улучшить, то обратить ситуацию в позитивное русло. Использованная литература 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993); 2. Устав (основной закон) Алтайского края, в редакции Закона Алтайского края от 05.06.1995 №3-ЗС; 3. Егоров А.В. «Безопасность как социально-нравственная проблема современности»/Материалы научно-практической конференции «Социология, философия, право в системе научного обеспечения процессов развития современного общества»/Красноярск, СибЮИ МВД России, 2010 С.289-294; 4. Родичева И.В. «Социологический аспект решения проблем экологической безопасности Красноярского края» / Там же С.77-83; 5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2009 году;
Материал предоставила Наталья Зуйкова, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае
Зональные совещания В апреле 2011 года Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае проведены зональные совещания с представителями (доверенными лицами) Уполномоченного в муниципальных образованиях и образовательных учреждениях. В рамках работы в Павловске, Поспелихе, Благовещенке, Бийске и Барнауле участники мероприятий проинформированы о новой форме работы Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае со средствами массовой информации. В работе одного совещания принял участие редактор газеты «Природа Алтая» С.И. Малыхин. Заключенное в феврале 2011 года соглашение с редакцией газеты «Природа Алтая», призвано обеспечить экологическое просвещение граждан и совершенствовать информационное взаимодействие по осуществлению прав на природопользование. Уполномоченным указано, что утвержден план подготовки публикаций, который включает материалы не только консультантов Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, но и его представителей (доверенных лиц) в Родинском, Советском, Романовском районах, Алтайском государственном аграрном университете. Запланировано ознакомить читателей газеты с правовыми основаниями деятельности института Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, его представителей (доверенных лиц), историей природоохранной деятельности Родинского музея, практикой работы представителя (доверенного лица) Уполномоченного в Алтайском государственном аграрном университете, состоянием туризма и экологической деятельности в Третьяковском районе. Предусмотрены и публикации памятки землепользователю, путеводителя об учреждениях, куда можно обратиться по вопросу охраны окружающей среды и нарушений природоохранного законодательства, обзора новинок природоохранного законодательства и судебной практики. Поскольку одной из целей соглашения является экологическое просвещение граждан, для ознакомления читателей будут предложены материалы, отражающие основы экологической культуры школьников. До представителей (доверенных лиц) доведена информация о проводимом краевом конкурсе по экологической журналистике «Мы имеем право жить!», подведение итогов которого планируется к 10 декабря 2011 года. Одной из задач конкурса является привлечение внимания общественности к охране прав человека на благоприятную окружающую среду и достоверную информации о ее состоянии. |