Официально Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды
Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ были внесены существенные изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Новая редакция призвана устранить пробелы в данной сфере, в особенности, касающиеся критериев отнесения отходов к опасным, а также видов деятельности, подлежащей лицензированию. Введенные новшества затрагивают интересы всех без исключения субъектов хозяйственной деятельности
изменения в природоохранном законодательстве
Законодатель внес в Закон значительные изменения, касающиеся терминологии, связанной с опасными отходами. Во всем тексте документа понятие «опасные отходы» заменено на термин «отходы I—IV классов опасности». Это в некотором роде разрешает трудности в применении Закона. Раньше при существовавших пяти классах ни один из нормативных актов не давал ответа на вопрос, какие отходы считать опасными. При этом формулировка «опасные отходы» часто использовалась в тексте Закона и других нормативных актах. Следует, однако, отметить, что данный термин сохранился в значительном количестве иных нормативных актов, и исключение из Закона определения «опасные отходы» может иметь для правоприменительной практики в том числе и отрицательные последствия. Кроме того, теперь в Законе появилась статья 4.1, в которой дана официальная классификация отходов по пяти классам. Закон подтвердил ранее высказывавшиеся предположения об опасности всех отходов, при этом его положения распространяются только на отходы I—IV классов. Напомним, что данная классификация существовала раньше и была установлена Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 № 511, поэтому внесение ее в текст Закона, по всей видимости, можно объяснить наличием альтернативной классификации, закрепленной Санитарными правилами 2.1.7.1386-03, также являющейся обязательной, однако касающейся токсичных отходов, которые различались по степени воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека.
Ясность в вопросах лицензирования Терминологическая составляющая понятия «опасные отходы» имеет не только теоретическую значимость. Обязанность хозяйствующих субъектов получать лицензии на осуществление деятельности, связанной с образованием отходов, напрямую зависит от признания данных отходов опасными. Неясности в толковании ключевых терминов, а также в описании видов деятельности, подлежащей лицензированию, неизбежно порождали множество разночтений. Рассматриваемый Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ ввел недостающие определения видов такой деятельности, в частности: • сбор отходов — прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения; • транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств за пределы земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; • накопление отходов — временное (на срок не более, чем шесть месяцев) складирование отходов в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Важной особенностью внесенных поправок является изменение самого определения «обращение с отходами». В настоящее время под этим термином понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Таким образом, из текста ранее действовавшего документа исключено определение «деятельность, в процессе которой образуются отходы», под которое формально попадали практически все без исключения лица, ведущие хозяйственную деятельность. Для полного понимания значения нововведений рассмотрим использовавшийся ранее термин «сбор отходов». Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» под сбором отходов понимается деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования. Более чем неоднозначная формулировка усложняется и не совсем ясным статусом указанного стандарта, так как Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в силе были оставлены лишь некоторые стандарты, отвечающие критерию защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а также охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. Однако это не мешало государственным органам ссылаться на ГОСТ 30772-2001 при даче частных разъяснений в качестве обоснования необходимости получения лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, связанной с образованием отходов. Претерпела некоторые изменения и ст. 9 Закона, устанавливающая необходимость лицензирования данных видов деятельности. Теперь эта статья содержит отсылочную норму на Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», тогда как старая редакция содержала лишь общее указание на действующее законодательство РФ. Приведенные положения имеют весьма важное значение, поскольку законодатель несколько сменил курс по принуждению всех хозяйствующих субъектов к получению лицензии на осуществление деятельности, связанной с образованием опасных отходов. Принятая редакция позволит большому количеству юридических лиц и предпринимателей легально продолжать свою работу без получения дорогостоящей лицензии. Часть новшеств связана с изменением компетенции государственных органов. Во всем тексте документа «федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами» заменен «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды» (ст. 4.1, п. 2 ст. 14, п. 4 ст. 18 Закона). Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а новая формулировка данных норм Закона более точно соответствует компетенции Росприроднадзора, установленной вышеуказанным нормативным актом. С другой стороны, часть полномочий была передана Правительству РФ. К ним, в частности, относится определение порядка паспортизации, а также типовых форм паспортов отходов I—IV классов опасности (п. 3 ст. 14 Закона). Кроме того, теперь благодаря п. 3 ст. 18 Закона субъекты малого и среднего предпринимательства, хозяйственная и иная деятельность которых приводит к возникновению отходов, освобождаются от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Им не придется также предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в соответствующие органы исполнительной власти. Думается, что данная норма появилась в связи с провозглашением политики ограждения предпринимателей oт излишнего внимания контролирующих органов, не так давно декларированной Президентом РФ.
Поправки Кроме тех существующих изменений, о которых идет речь в статье, помещенной рядом, в текст Закона «Об отходах производства и потребления» были внесены следующие поправки: • из ведения Закона исключены отношения в области обращения с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений (п. 2ст. 2 Закона); • положение об отчуждении отходов I—IV классов уточнено требованием об обязательном наличии у получателей лицензии на осуществление деятельности с отходами «не меньшего класса опасности» (п. 3 ст. 4 Закона); • в отношении создания объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных соответствующим федеральным органом, слово «допускается» заменено на «осуществляется», что придает более императивный характер данному положению (п. 1 ст. 12 Закона) • отменено требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы для определения места строительства объектов размещения отходов (п. 2 ст. 12 Закона); • введено положение о запрете размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7 ст. 12 Закона); • во всем тексте документа из словосочетания «окружающей природной среды» было исключено слово «природной». Такие изменения коснулись также большого количества иных нормативных актов и связаны, судя по всему, с наличием двух терминов («окружающая среда» и «природная среда») в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; • во всем тексте Закона оборот «индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами» заменен на «индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы» (п. 1, 3 ст. 18, п. 1 ст. 24 Закона).
В целом новая редакция Закона в большей степени отвечает интересам предпринимателей, поскольку устанавливает понятные правила игры, устраняет ранее допущенные неточности и содержит некоторые послабления для малого и среднего бизнеса. С другой стороны, властные структуры по-прежнему говорят о необходимости лицензирования большинства юридических и физических лиц, ведущих минимальную производственную деятельность. Кроме того, в текст Закона было внесено немало противоречивых положений. В любом случае следует дождаться вступления в силу новой редакции Закона, а также появления новой судебной практики, дополнительной функцией которой стало устранение противоречий и «белых пятен» в законодательстве.
Из газеты “эж-Юрист“, №5, 2009 г.
Меньше бумаг, больше дела
В 2009 году объемы разрешительной природоохранной документации для предпринимателей будут сокращены
За последние годы ее было введено такое большое количество, что это стало вредить не только развитию бизнеса, но и самой природоохранной деятельности. Поправки в 309-й Федеральный закон «Об охране окружающей среды» были внесены 30 декабря прошлого года. Это был настоящий новогодний подарок не только для предприятий малого бизнеса, но и экологам. Лицензии на сбор, транспортировку, использование и обращение с отходами остались, но они теперь не будут проходить дорогостоящую и длительную по времени государственную экологическую экспертизу. И предприятиям не нужно давать объявления в газете, тем более они были абсолютно абсурдны. Например, надо было давать объявление о намечаемой хозяйственной деятельности даже в том случае, если предприятие уже десятки лет работало. Последние два года действия специалистов департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области были направлены на то, чтобы совместно с другими субъектами РФ выступить против лишней нормативной документации. Отправляли обращение в Совет Федерации, в Госдуме РФ поднимали этот вопрос. Сегодня предприятиям малого и среднего бизнеса вообще не надо разрабатывать проекты нормативов образования лимитов размещения отходов, они просто в декларативной форме информируют, сколько у них отходов образовалось, как и где они их разместили. Предприятие, которое будет заниматься сбором и транспортировкой отходов, сможет получить лицензию в течение двух недель заплатив всего 1300 рублей. Обилие нормативной документации особенно негативно отражалось на малонаселенных пунктах. Невозможно было организовать сбор и вывоз отходов. В результате загрязнялись пригородные леса. На последнем в 2008 году Дне департамента природных ресурсов в Томском районе, который проходил в с. Нелюбино, вновь поднимался этот вопрос. Жители готовы платить спецпредприятию за вывоз отходов, но у малого бизнеса просто нет таких средств, которые нужно заплатить за получение лицензии. Поправки послужат стимулом для развития малого бизнеса в небольших населенных пунктах. Любой желающий, заплатив 1300 рублей, приходит к главе поселения и говорит, что готов заниматься сбором и вывозом отходов. Дальше уже на сходе граждан определяется, сколько люди готовы платить за такую услугу. Выигрывают все, а главное вокруг станет чище. Поправки вступят в силу с 1 июля 2009 года.
Галина МЕРШИНА, заместитель начальника департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области |