НОВЫХ ДОРОГ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ Редакции газет «Природа Кулунды», «Природа Алтая», участники общественной экологической экспедиции «Начни с дома своего» поздравляют всех друзей-туристов с наступающим Новым годом. Чтобы пройти дорогами, предназначенными нам, надо для начала открыть дверь и выйти в путь, говорят на Востоке. Новых вам дорог, коллеги, верных друзей в пути и, как поется в песне, «была бы прочна палатка». И хорошей погоды!
ПЕРВЫЕ СЕЛЯНЕ СКОРО ПОЛУЧАТ СУБСИДИИ 27 ноября. Как сообщает сайт Doc22.ru, курс на развитие сельского туризма провозглашен на федеральном уровне. Так, в марте этого года принята ведомственная целевая программа «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 годы, которая определяет направления и механизмы государственной поддержки этого вида туризма. Объем финансирования на весь срок действия программы составит свыше 200 млн. рублей, из которых 24 млн. – средства краевого бюджета, остальное должно поступить из внебюджетных источников. Ее цель – повышение уровня жизни сельского населения края. В рамках программы предполагается создание материально-технической базы сельского туризма, развитие инфраструктуры, улучшение информационного обслуживания лиц, занятых в этой сфере. Также среди основных мероприятий – обучение, подготовка и переподготовка лиц, осуществляющих деятельность в сфере сельского туризма. «Очевидно, что для нашего региона эта разновидность туризма наиболее актуальна, поскольку в сельской местности проживает почти половина жителей края. Это намного больше, чем в других регионах и в среднем по стране (27%)», - отмечает сайт Doc22.ru. Во многих европейских странах осуществляется финансовая господдержка предприятий этого сектора, льготное налогообложение. У нас же, как заметили участники «круглого стола», в федеральном законодательстве нет пока даже самого понятия «сельский туризм». На днях стало известно, что субсидии на реализацию бизнес-проектов в сфере агротуризма в крае вскоре получат первые селяне - владельцы личных подсобных хозяйств из Змеиногорского, Красногорского, Солонешенского, Ельцовского и Смоленского районов. Там, а также в Алтайском, Быстроистокском и Новичихинском районах местные администрации приняли собственные программы развития сельского туризма. К вышеперечисленным территриям стоит добавить еще и Курьинский, Солтонский, Чарышский, Советский, Шипуновский и Краснощековский районы, так как, по данным ГУСХ, в них агротуризм в настоящее время также развивается.
От ведущего выпуска Вот и подходит к концу год 2009-й, заканчивается и наша работа над спецвыпуском «Алтай туристический». Конечно, эту тему мы будем продолжать и в следующем году, но вот пока не совсем ясно, сможем ли мы сохранить нынешний формат этого «издания в издании», который за год позволил нам, мы считаем, найти определенную и хорошо структурированную манеру подачи, стиль и т.д. Итак, некоторые итоги туристического сезона, года и проделанной нами работы.
ИТОГИ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕЗОНА ВЛИЯНИЕ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ Давайте вспомним, каким было нынешнее лето? Оно было крайне дождливым, холодным, ненастным. И все это сказалось на потоке туристов. Особенно большими были потери в будние дни. На такие погодные условия наложился кризис. Это только в математике минус на минус дает плюс, а в реальной жизни это привело к тому, что в ряде туристических регионов Алтайского края, например, в степной зоне на Завьяловских озерах и в Яровом туристов было почти в два раза меньше, чем в прошлом году. Все правильно – в холод купаться не тянет… Итак, первый урок прошлого сезона – зависимость сферы туризма в крае от погодных условий, что говорит, на мой взгляд, в первую очередь о недостаточной развитости инфраструктуры туристической отрасли. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА Вторая история, случившаяся с туризмом в крае (и не только, понятно, с туризмом), – кризис. Здесь интересно то, что было две стратегии действий турфирм в этот период – удерживание цен на уровне прошлого года за счет поиска внутренних резервов и резкое их повышение. Какая стратегия оказалась выгоднее? Первая. Те, кто сдерживал цены, потеряли меньшее количество посетителей, а следовательно, и денег, чем те, кто пошел по второму пути и цены поднял. В результате – ни клиентов, ни денег. Особенно это сказалось у наших соседей в Республике Алтай, где преобладал принцип повышения цен. Это второй урок прошедшего сезона. Попутно замечу, что, на мой взгляд, сезон показал: цены на услуги турфирм, по-прежнему, во многом завышены, большинство ждет «быстрых» денег, а ситуация меняется. Что говорит о продолжающемся развитии цивилизованного рынка туристических услуг. В конце концов мы в России и на Алтае придем к тому, что есть в Турции – низким ценам и развитому рынку туристических услуг. Кто не сумеет этого понять и приспособиться к данной тенденции – с рынка уйдет. Рано или поздно. СТРУКТУРА ВИДОВ Какой из двух вышеперечисленных факторов: погода и цены действовал в уходящем году более сильно? Конечно, второй. Индикатором здесь, по нашему мнению, является изменение структуры видов туризма. Так как цены на базах, особенно в РА, были завышены, то многие предпочли поехать дикарями и ставить палатки, питаться у костра. Но здесь есть, думается, и другая причина: жители городов устали от цивилизации и хотят полноценного пребывания на «дикой» природе, при этом непогода их не пугает, а возможно, даже стимулирует. Над этим фактом стоит задуматься, так как, по нашему мнению, этот сектор рынка туристов, их приоритеты будут изменяться и возрастать именно в направлении отдыха в палатке, на природе. То есть продолжается процесс резкого разделения туристов: одни хотят комфорта и все более высокого качества, а другие – близости к природе. И доля последних растет. Так что будущее у «экологического дикого туризма» есть. При всей условности данного понятия. ИСКЛЮЧЕНИЕ, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЕ ПРАВИЛО Единственные, кто сумел значительно увеличить количество принятых туристов, - «Бирюзовая Катунь». И это исключение как можно лучше подтверждает все, сказанное нами выше. Качество услуг для очень большой целевой группы туристов было, есть и будет определяющим в выборе мест отдыха. Это первое. Второе заключается в том, что у «Бирюзовой Катуни» есть одно преимущество перед более мелкими производителями турпродукта – это преимущество в доведении информации до своих потенциальных потребителей. В этом плане «БК» вне конкуренции. Другим регионам Алтайского края, развивающим отрасль этого бизнеса, стоит задуматься над тем, как строить свои информационные кампании, чтобы не отстать навсегда. РАЗВИТИЕ ДРУГИХ НАПРАВЛЕНИЙ Одновременно со сказанным выше, в туристической отрасли края шли и иные процессы. Один из них – развитие других направлений в сфере туризма. То, что было более всего «на слуху» - это развитие сельского туризма, подкрепленное принятием закона Алтайского края в данной сфере, серьезными усилиями краевой Администрации и некоторых муниципалитетов. Это безусловно перспективное направление для края. Но, на наш взгляд, в этом направлении пока качественных изменений не произошло. Рост «зеленых домов» идет, но идет медленно. Что мешает? Думается, на первом плане сегодня психология сельского жителя, наша ментальность. У нас не Крым, не то население, которое много лет занимается этим бизнесом и просто привыкло к оказанию этого вида услуг, где ключевое слово – УСЛУГА. Мы уверены, что рано или поздно изменение в ментальности произойдет, и тогда будет резкий скачок в развитии этого направления туристического бизнеса. ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ И здесь логично на данном этапе, мы считаем, больше средств вкладывать в информационное обеспечение данного направления в широком смысле этого слова. Но в Программе развития сельского туризма мы не нашли четко определенной информационной концепции, которая бы имела целью изменение психологии не только потребителя, но прежде всего – производителя данного вида услуг. Такой проект, кстати, был ранее разработан нами совместно с одной из газет, издающихся не в Барнауле. Он был разработан для конкурса грантов ОП РФ, но грант не выиграл в силу известных всем особенностей нынешнего распределения данных грантов. Мы готовы этот проект осуществить в пределах края, если, конечно, краевая Администрация проявит к нему интерес. С. МАЛЫХИН
|