Барнаул. Гимназия № 69
Учитель младших классов барнаульской гимназии № 69 Людмила Лобанова разработала для учеников 1–4-х классов обучающую факультативную программу «География Алтайского края»
География края – с первого класса О родном крае – с малых лет Людмила Васильевна считает, что необходимость обучения подрастающего поколения географии Алтайского края связана с социальным заказом общества: чем полнее, содержательнее будут знания школьников о родном доме и его лучших людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма, в усвоении и воспроизводстве социального опыта. Именно поэтому она шесть лет назад и занялась разработкой программы «География Алтайского края». Результатом этой работы стал набор из четырех богато иллюстрированных тетрадей для учеников 1–4-х классов. – Курс «География Алтайского края» включает в себя сведения по родному языку и литературе, истории, географии, биологии и другим областям знаний, – рассказывает Людмила Лобанова. – Так как в младшем школьном возрасте важным для социализации компонентом содержания школьного образования является родной язык и литература, то реализацию социально-педагогической функции географии края на начальной ступени школьного образования целесообразно осуществлять через преподавание краеведческого курса именно на основе изучения родного языка и литературы. В процессе изучения курса больше внимания будет уделяться организации самостоятельной исследовательской работы учащихся как индивидуальной, так и групповой. Проведение экскурсий и практических работ на местности для изучения особенностей природы вокруг школы, понимание влияния деятельности людей на природные компоненты, формирование представления о взаимосвязях в системе «природа – человек» являются необходимыми условиями реализации программы.
География и... творчество Людмила Васильевна заметила: как только ребята стали изучать природу и географию Алтайского края, они начали интересоваться всем, что происходит вокруг них. Вместе с родителями они составляют презентации о событиях, происходящих в крае, о месте работы своих мам и пап, семейных путешествиях, городских праздниках, и, конечно же, о природе родного края, об улицах, на которых они живут. Людмила Васильевна считает, что такие творческие задания сплачивают семьи ее учеников и пробуждают фантазию. Родители признаются: на все дела времени у них не хватает, но на творческую работу со своими детьми его не жалко, и задания они выполняют с большим удовольствием. Таким образом, к изучению географии приобщаются не только ребятишки, но и их мамы и папы. Результаты такого творчества особенно радуют педагога. Например, одно задание звучало так: «Представьте, что вашим именем назвали улицу. Скажите, что бы вы на ней построили?». Самыми распространенными вариантами оказались, конечно же, детские площадки, библиотеки, бассейны, школы. Но были и оригинальные – несколько ребят хотели бы видеть на «своих» улицах... игровые площадки для бабушек дедушек. Людмила Лобанова считает, что для детей очень важно изучать географию с самых первых классов, а начинать стоит именно с географии родного края, ведь место, где человек родился и вырос, является очень значимым в его жизни. – Чтобы ребенок научился беречь и любить свою родину, нужно рассказывать ему о том, что хорошего у нас происходит, и желательно показывать это, – считает она. – И тогда он начинает замечать, какие перемены происходят в городе, какие процессы в природе, а также многое другое, на что раньше просто не обращали внимания. Экологический компонент при этом имеет особое значение. Важно объяснить, что значит «беречь природу». В их случае это – не оставлять за собой мусор, не бросать фантики от конфет на улице, не ходить по газонам, не обрывать цветы на клумбах. Если изначально привить ребятишкам любовь к своему городу и уважение к труду других людей (а те же газоны, клумбы и чистые улицы – это не что иное, как результат труда горожан), то правила поведения они усваивают очень быстро и даже напоминают о них своим родителям. Людмила Васильевна замечает, что ее ученикам тоже хотелось бы пробежаться по газонам или сорвать яркие цветы, тем более что другие дети это делают, причем с одобрения родителей. Но ребята знают – такое поведение неправильно, они учатся противостоять таким искушениям. А отправляясь классом на экскурсию по городу или в библиотеку, не забывают брать с собой пакет для мусора – туда складывают фантики от конфет, обертки от мороженого и пакетики из-под сока.
Уроки-путешествия Людмила Лобанова убеждена, что преподавать географию родного края в учебном классе нужно, но этого недостаточно. Для детей важно не просто усваивать информацию, которую им доносит учитель, стоящий у доски, а увидеть воочию предмет изучения, прикоснуться к нему, прочувствовать. Поэтому педагог при активной поддержке родителей проводит выездные уроки на природе. Как правило, проходят они во время каникул. Со своими нынешними второклашками она съездила в Белокуриху. По пути Людмила Васильевна рассказывала им о районах, которые они проезжали. Ребята осмотрели курортный город, проехали на канатной дороге, совершили экскурсию по горе Церковка, полюбовались расположенными там скалами, посетили Конный двор в селе Новотырышкино, где им рассказали об алтайских породах лошадей и даже разрешили прокатиться верхом, а по дороге ребята побывали в Краеведческом музее города Бийска. Ребятишки делали заметки в своих тетрадках, ведь в автобусе на пути домой им предстояло написать краткое сочинение-отзыв о том, что они узнали нового во время этой поездки. Не менее ярким было и другое путешествие – поездка в Новосибирск, где ребят ожидала увлекательная программа Новосибирского планетария, в том числе виртуальная экскурсия «Звездное небо Алтайского края», подготовленная специально для них. Дети не только узнали много нового, но и продемонстрировали сотрудникам планетария свои знания в области астрономии. В этих путешествиях педагогу помогали ее бывшие ученики, с которыми она и начала работать по программе «География Алтайского края». Сейчас те ребята учатся в шестом классе, но со своей первой учительницей видятся очень часто – они взяли шефство над ее классом. Будучи учениками младших классов, они несколько раз выезжали в Республику Алтай, бывали на маральниках, изучали животный и растительный мир, а также ландшафты Горного Алтая. После выездных занятий Людмила Васильевна пришла к выводу: знания, полученные на природе, усваиваются детьми более успешно и полно. После таких уроков у ребят остаются яркие впечатления и появляется желание исследовать природу родного края. Поэтому одних только заданий из программы «География Алтайского края» недостаточно – желательно, чтобы они сопровождались экскурсиями. Так что начальную школу ребята окончат с достаточно полными для своего возраста экологическими знаниями, которыми смогут поделиться не только со своими сверстниками, но и даже со взрослыми.
Елена ПАНФИЛО Фото предоставлены Людмилой ЛОБАНОВОЙ
Как создавались программы Для многих педагогов программа «География Алтайского края» пока является новинкой, но Людмила Васильевна успешно реализует ее уже шесть лет. Нынешний 2-й «Г» класс – уже второй поток учеников, которые успешно осваивают этот предмет. Правда, такие красочные тетради появились недавно, прежде педагог пользовалась компьютерными распечатками с заданиями и краткими текстами. – Шесть лет назад была издана моя программа по барнауловедению, – рассказывает Людмила Васильевна. – Ситуация была такова – в учебную программу этот предмет включили, но, кроме книги «Путешествуем по Барнаулу», у педагогов никакой литературы и учебных пособий не было. Я отработала один год, делая наброски и собирая материал. А потом издала четыре рабочие тетради по барнауловедению и программу к ним. Затем в программу начальной школы был включен факультативный предмет «География Алтайского края». И опять же мы, педагоги, столкнулись с той же проблемой – литературы на эту тему недостаточно, а детям младшего школьного возраста требуется еще и особая подача материала: адаптированные тексты, богатый иллюстративный материал, творческие задания. Вот такого-то материала и не было. И я решила составить четыре тетради (по одной на каждый год обучения), аналогичные тем, что были изданы по барнауловедению. Людмила Васильевна занялась подбором материала и составлением уроков по географии Алтайского края. За четыре года работы сформировала тетради с самыми разнообразными заданиями, имеющими познавательный, творческий и исследовательский характер. При этом педагог пользовалась справочной литературой для взрослых, адаптируя ее для младших школьников. Когда ее внучка пошла в детский сад, Людмила Васильевна решила создать тетрадь по окружающему миру Алтайского края для дошкольников. Признается – сделала это на одном дыхании, но пришлось еще и составить приложение для воспитателей, ведь большинство дошколят читать еще не умеет, так что ограничиться одними только рабочими тетрадями не получилось. Как рассказывает Людмила Васильевна, такие учебные пособия понравились и воспитателям, и детишкам, и родителям. Некоторые даже захотели сами разработать уроки по окружающему миру. В ближайшем будущем Людмила Лобанова хотела бы издать сборник творческих работ ребят, посвященных истории и природе Барнаула и Алтайского края. В него войдут стихи, небольшие сочинения и рассказы ее учеников. |