Бийск. Юные исследователи Основой для реализации воспитательных задач в МОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» города Бийска является специально организованная деятельность учащихся различных детских объединений биологической направленности. Важной характеристикой работы объединений является набор доступных видов деятельности и возможность включения в неё детей. Возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей более всего проявляется в работе найчного общества учащихся – НОУ.
В науку – с юных лет Создание научного общества учащихся позволило по-новому взглянуть на то, что нас окружает: природу и человека. Научное общество даёт возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Опытный руководитель Руководителем научного объединения учащихся (НОУ) в Детском эколого-биологическом центре Бийска является опытный педагог высшей квалификационной категории с многолетним стажем работы, заведующая эколого-биологическим отделом – Ирина Юрьевна Шаравьёва. Юные садоводы и цветоводы, овощеводы и дендрологи, зоологи и орнитологи проводят свои первые исследования, обучаясь основным правилам науки на занятиях НОУ. Ирина Юрьевна, несмотря на большую занятость, – человек неравнодушный: всегда поможет желающим определиться с темой, методикой, литературой, подскажет, что делать дальше. Для учащихся, а при необходимости и начинающих педагогов, – она грамотный консультант и хороший собеседник. Многие её воспитанники настолько увлекаются исследованиями, что продолжают заниматься наукой, будучи студентами ВУЗов. Работы по изучению бабочек, птиц, древесно-кустарниковых пород, антропогенного воздейст¬вия на природу были результативно представлены на конкурсах разного уровня: городских, краевых, российских. Даже во время выездных экспедиций она старается найти индивидуальный подход к ребёнку: кому-то интересны насекомые, а кто-то увлекается изучением водоёмов и флористическим составом определённых территорий. И к каждому она находит нужные ключики. В результате – интересно всем, потому что все дети делают свои собственные маленькие открытия.
Городские конкурсы С целью поддержки школьников города Бийска, проявляющих интерес к исследовательской работе в области биологии и экологии, ДЭБЦ ежегодно проводит городские конкурсы. Более пяти лет назад в Центре была разработана специальная программа «Наш дом – Земля» по формированию единого эколого-образовательного пространства в городе Бийске, в которое включены все виды и типы учреждений образования. Реализация этой программы создаёт условия для организации исследований с природными объектами, находящимися как на территории учебно-опытного участка экологического Центра, города Бийска и его окрестностей, так и интересных объектов на территории Алтайского края. Это стало возможным благодаря организации ежегодных экологических экспедиций по изучению природных объектов края, в том числе, особоохраняемых территорий. Юные исследователи выезжали в экспедиции в Алтайский, Смоленский, Чемальский районы. Организации экспедиций предшествует большая работа: не только подготовка снаряжения и оборудования, но и самое главное, пожалуй, – изучение географических и биологических особенностей мест пребывания, изучение специальной литературы, выбор природных объектов и тем исследований, знакомство с научными методиками.
Опорная площадка В 2008 году Центр получил статус опорной площадки по двум образовательным округам: «Город Бийск» и «Восточный» (в дальнейшем они были объединены в Бийский образовательный округ). Организация муниципальных и окружных этапов краевого конкурса исследовательских работ школьников «Дети Алтая исследуют окружающую среду» способствует привлечению учащихся к работе по изучению экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач. Сотрудничество с учёными ВУЗов города Бийска позволило выйти на качественно-новый уровень и успешно принимать участие в краевых и Всероссийских конкурсах. Педагогический коллектив МОУ ДОД ДЭБЦ города Бийска признателен краевому управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое на протяжении нескольких лет помогает проводить экологическую работу на более качественном уровне, благодаря специальной программе «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края».
Последние новости Совсем недавно (1-3 ноября 2010 года) представители МОУ ДОД ДЭБЦ принимали участие в финальном туре краевого конкурса «Дети Алтая исследуют окружающую среду», который проводился в Алтайском краевом детском экологическом центре. Трое учащихся ДЭБЦ приняли участие в финальном туре конкурса, где представили свои работы по биологии и экологии, выполненные на учебно-опытном участке Центра и во время летней экспедиции в Чемальский район. По результатам краевого конкурса Александре Бабиной и Алине Булгаковой предложено защищать честь края на российских конкурсах.
Людмила Витальевна КОЗЛОВА, заведующая организационно-массовым отделом ДЭБЦ, г. Бийск
Немного о дополнительном образовании Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребёнка? Общеизвестно, что уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школьном возрасте выявить тех, кто интересуется наукой, помочь реализовать их планы и мечты, вывести учащихся на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Большое значение в этом плане имеет грамотный выбор форм и видов творческой деятельности, способствующих развитию аналитического мышления. Путь к решению этих задач - целенаправленное формирование творческой образовательной среды и дальнейшая индивидуализация образовательного процесса. Роль учреждений дополнительного образования в индивидуальном развитии учащихся особенно велика и основывается на возможности более тесного контакта педагогов и детей. В ходе такой работы познавательная активность учащихся подкрепляется межличностным общением. Система дополнительного образования позволяет развивать интерес к изучению и углублению знаний, как по предметам, так и выполняет немаловажную роль в развитии творческих способностей. В учреждениях дополнительного образования предъявляются достаточно серьёзные требования к организации исследовательской деятельности. Развитие у обучающихся исследовательских и коммуникативных умений рассматривается как одно из приоритетных направлений образования. Это обусловлено требованиями рынка труда: коммуникабельность, хорошее владение речью, умение работать самостоятельно и в команде являются одними из важных требований, предъявляемых сегодня работодателями к своим работникам. У старших школьников в настоящее время достаточно актуальна проблема формирования речевых и коммуникативных навыков (компетенций). Особые трудности у них вызывают несформированность словарного запаса, чистота речи, умение связно, логично и мотивированно доказывать свою точку зрения и др. В определённой степени применение методов научной и творческой деятельности может способствовать исправлению ситуации. Современные образовательные учреждения ставят перед собой сложные задачи по организации и развитию учебно-воспитательной деятельности. Их решение во многом зависит не только от личных интересов детей, но и от знаний и умений педагогов, их творческой активности. К сожалению, тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь 2 %. |