Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
2013 год №11-12 (215-216) 2013 год / 80-81 страница
Музей-заповедник «Томская писаница»
20 июля участники экспедиции «Начни с дома своего» побывали в музее-заповеднике «Томская писаница», где познакомились с культурой шорского народа, природой Кузбасса, уникальными наскальными рисунками и побывали в контактном зоопарке.
Путешествие в легенды Горной Шории
Шорские кузнецы Экскурсию для ребят провела сотрудник музея-заповедника Евгения Демидова. Путешествие по «Томской писанице» началось с архитектурно-этнографического комплекса «Шорский улус кезек». Это комплекс подлинных жилых и хозяйственных построек конца XIX – начала XX веков: жилой дом «эм», напоминающий русскую избу, летняя кухня «сенек», амбар «аиморок», кузница, баня по-черному «мыльча», дом шамана, свадебный шалаш «одаг». – До прихода русских шорцев называли кузнецкими татарами, они были хорошими кузнецами и ковали боевое оружие, которое продавали соседним народам, проживающим на территории Сибири, – начала свой рассказ Евгения Александровна. – Это оружие использовалось для войны. После основания русскими Кузнецкого острога была предпринята попытка наладить вывоз железа, выплавляемого местными жителями. Но от такой идеи очень скоро отказались – это предприятие обошлось бы государевой казне слишком дорого. В результате металлургия и кузнечное дело стали постепенно угасать – предки современных шорцев отныне делали металлические изделия исключительно для собственных нужд. Их продукция не выдержала конкуренции с более качественным и менее дорогим металлом русских переселенцев. Кузнечное ремесло как подсобное занятие существует в Горной Шории по сей день. А былая слава шорских металлургов и кузнецов живет в легендах и сказаниях этого народа, ведь шорцы особо почитали людей, умеющих выплавлять и обрабатывать металл. Согласно их преданиям первым кузнецом на земле был не кто иной, как владыка преисподней темный бог Эрлик-Хан. Поэтому считалось, что у мастеровых, владеющих искусством получения и обработки железа, существует связь с духами нижнего мира. До наших дней дошли сказания и легенды о могучих кузнецах – богатырях и родоначальниках племен.
Почти по-русски На окраине «улус кезека» стоит небольшой сруб, похожий на русскую баню. Вот только некоторые архитектурные детали выдают его – это не привычная нам всем банька. – Это «мыльча», подлинная постройка 50-х годов прошлого века, сюда она перевезена из поселка Ближний Кезек, а построил ее Петр Кискоров, – поясняет Евгения Демидова. – Это баня «по-черному». Постройка представляет собой клеть, срубленную из пихты, с холодными сенями, зашитыми тесом и приставленными жердями. Люди раздевались в предбаннике и проходили в баню, при этом оставляя дверь приоткрытой – чтобы не задохнуться дымом. Как рассказала Евгения Александровна, до прихода русских переселенцев шорцы бани не знали. Деревни строились по берегам рек, в этих реках люди и мылись. Так что в холодное время года элементарные гигиенические процедуры становились настоящей проблемой. Первыми шорцами, которые опробовали русскую баню, оказались дети. Ребятишки подсматривали за русскими и увидели, как те заходили в какую-то избушку и нещадно хлестали себя вениками. Детишки решили – так эти странные люди наказывают сами себя за какие-то совершенные ими дурные поступки. Но тут один русский увидел любопытных ребятишек и показал им баню. Детям такое «изобретение» русских очень понравилось – все же лучше, чем принимать водные процедуры в холодной речке. Видимо, и взрослые пришли в восторг и начали строить русские бани на свой манер. Позже шорцы переняли у пришлых людей еще и избу с русской печкой.
В мир иной… Юных экологов потрясли необычные для нас погребальные обряды коренных народов Горной Шории. О них ребятам рассказала Евгения Александровна у макета шорского кладбища. Оказывается, до принятия православия шорцы практиковали два способа захоронений – воздушный и наземный. С наземным все вроде бы ясно – покойного оставляли на земле, обернув предварительно в бересту, а тело покрывали валежником или берестой. Позднее для умершего сооружали невысокий сруб с кровлей – по размеру тела, а у изголовья ставили два глиняных сосуда со съестным. Шорцы не делали больших отличий ныне живущих людей от покойных. Они верили, что умершие продолжают жить, только в другом мире. А потому, «пробудившись» после смерти, человеку наверняка захочется подкрепиться. Воздушный способ захоронения многим покажется экзотическим. Покойного оборачивали войлоком или берестой и размещали на ветви дерева. Но больше всего шокировало ребят то, как шорцы хоронили младенцев – прямо в колыбели, подвешивая ее на дерево. Если в семье рождался новый младенец, тело доставали и перезахоранивали на земле под валежником или в дупле дерева, а колыбель чистили и… клали в нее новорожденного. В одном погребальные обряды шорцев совпадают с традициями русских – и те и другие не жаловали самоубийц и хоронили их за кладбищенской оградой. Только шорцы для верности еще вбивали в могилу осиновый кол. Но больше всего не везло в этом плане шаманам. К ним люди хоть и относились с почтением, а в случае беды бежали за помощью, но опасались и недолюбливали. Все-таки с духами общаются, переходят из одного мира в другой, наделены неведомой силой, которая – мало ли что – вдруг навредит невинным жителям деревни. Мертвых шаманов боялись даже больше, чем живых. А потому хоронили, опять же, за пределами кладбища, тело укладывали на землю лицом вниз – считалось, что душа шамана через глаза, рот или нос может выйти на свободу и отнять жизнь у ныне живущих людей. Рядом с захоронением на дереве подвешивали посох и бубен шамана, предварительно сняв с него все украшения – чтобы передать новому шаману. Существуют поверья, что некоторые шаманы, не дожидаясь такого погребения, сами уходили умирать далеко в тайгу. Предавать покойных земле шорцы начали с приходом русских, приняв православие. Однако и тогда считали свои прежние способы захоронения более удобными. Ведь прежде у них на то были серьезные причины – слой рыхлой земли на многих территориях Горной Шории составляет 10-20 сантиметров, дальше начинается слой твердой каменистой почвы. Вырыть глубокую яму в такой земле очень проблематично. Вот шорцы и нашли способы попроще.
Совет да любовь! Свадебные традиции шорцев также отличались от привычных нам обрядов. Об этом Евгения Демидова рассказала у шорского свадебного шалаша «одаг» («жилище с огнем»). – До прихода русских в начале XVII века одаг был летним жилищем шорцев, – рассказывает она. – Жить в бревенчатом доме летом было некомфортно – клопы, двухвостки и другие насекомые, которые заводились от сырости, создавали серьезные неудобства. Конечно, можно было протопить печь, чтобы просушить помещение, то тогда в нем невозможно было находиться из-за жары. Поэтому на лето строили вот такие временные жилища. С приходом русских одаг превратился в жилье новобрачных. Сооружение свадебного шалаша было частью традиционного обряда свадьбы. Основа одага делалась из девяти молодых тонких берез с листвой, верхушки крон соединялись. Сверху основу шалаша покрывали берестой. Одаг сооружали на три дня. Жених разводил огонь в очаге, невеста, стоя в дверях, одаривала медными кольцами всех, кто помогал молодым строить жилище. Новобрачные жили в одаге три дня, здесь они принимали родственников и всех, кто приходил поздравить их. Потом одаг разбирали, его остов уносили в лес, а молодые переселялись в свой настоящий дом или, до его постройки, в дом родителей жениха. Свадебные обряды шорцев были необычны. Родственницы жениха заплетали невесте сначала одну косу, приглаживая ее говяжьей костью с мясом. Потом давали попробовать это мясо молодым, после чего заплетали вторую косу и приглаживали ее ложкой со сметаной, и также потчевали молодых. После этого косы сплетали вместе. Считалось, что после этого молодые будут неразлучны как в земной жизни, так и в загробном мире. – Разница в возрасте новобрачных никого особо не смущала, – рассказывает Евгения Александровна. – Бывали случаи, когда по согласию родителей с обеих сторон происходили такие браки: невесте было 20 лет, а жениху всего 6-9. Тогда он сначала жил в семье невесты как сын, а по достижении определенного возраста получал статус жениха и «молодые» играли свадьбу. Это делалось для слияния капитала обеих семей на бытовом уровне.
Посредник между тремя мирами В «Томской писанице» воспроизведен дом шамана со всем внутренним убранством. Как и когда-то на самом деле, здесь он расположен в некотором удалении от шорской усадьбы. – В первую очередь это были посредники между людьми и богами, высшими духами, – пояснила Евгения Александровна. – С просьбами от людей они перемещались на посохе или на шкуре козла либо в небесное царство к Ульгеню, либо в преисподнюю к Эрлику. Согласно традиционному мировоззрению шорцев мир разделялся на три сферы: небесная («Ульген чер»), где обитал Ульгень, средняя («Орты чер») – наша земля, населенная людьми, и подземный мир («Айна чер») – земля злых духов, вотчина Эрлика. Землю и все, что на ней растет, а также всех, кто на ней обитает, сотворили два бога – Ульгень и Эрлик. Они равны между собой, и их власть над человеком одинакова. Совместно они даже решают, какому человеку жить, а какому настало время умереть, проводя над ним суд и вынося приговор. Но иногда Эрлик игнорирует этот порядок и принимает решение сам единолично. В таком случае смерть считается неестественной и преждевременной, от нее можно откупиться, принеся жертвоприношения. А вот смертный приговор Ульгеня и Эрлика окончательный и «обжалованию» не подлежит. Надо сказать, карьера шамана никого не прельщала. Напротив, многие боялись такой «чести» и не желали своим детям такой участи. Они верили: если шаман хотя бы раз не поможет человеку, то сила, данная ему богами, может сыграть с ним роковую шутку и забрать у него жизнь и удачу. Заглянув в окно крохотной избушки шамана, можно рассмотреть обстановку жилища, а также и самого шамана в традиционных одеждах. Конечно, не настоящего, а манекен.
Писаница над Томью Сейчас знаменитая скала, вокруг которой и был образован музей-заповедник «Томская писаница», тщательно охраняется. За ее сохранностью бдительно следит сотрудник полиции, пресекая всякие попытки туристов даже прикоснуться к древним петроглифам. Но, увы, так было не всегда. И находились желающие дополнить древние рисунки своими «автографами». – Наш многопрофильный музей под открытым небом был создан в соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 16 февраля 1988 года, – рассказывает Евгения Демидова. – Но этому предшествовали многолетние усилия многих людей, занимающихся изучением и охраной этого уникального памятника первобытного искусства. Скала Томская писаница, которая и дала название нашему музею-заповеднику, была открыта еще на рубеже XVI-XVII веков. Ее описания содержатся в трудах известных путешественников и ученых Г.Ф. Миллера, Г.И. Спасского и Ф.И. Страленберга. Изучение изображений на этой скале продолжилось и в XX веке, большой вклад в него внесли А.П. Окладников и А.И. Мартынов. В 60-80-е годы прошлого века спасением скалы от вандалов занималась группа ученых, преподавателей и студентов-историков под руководством профессора А.И. Мартынова. Благодаря им была проведена полная реставрация памятника и построена лестница, ведущая к петроглифам. В 1968 году территория, прилегающая к писанице, была объявлена заповедной зоной. Большая часть петроглифов относится к эпохе энеолита и бронзы (III-II тыс. до н. э.). Красота линий и грациозность изображенных на скале животных поражает. Большинство изображений имеет отношение к охоте – вот убегающий от охотника олень, вот медведь, вот олененок, пронзенный копьем, издает предсмертный крик, вот летящая утка… А вот сова, ставшая символом музея-заповедника «Томская писаница». Делая такие искусные изображения, охотники просили у духов обильной добычи. Изображали обычно желаемый объект охоты. Хотел охотник добыть оленя – выбивал оленя на скале. Другая часть изображений посвящена вопросам жизни и смерти. – Эти рисунки сделаны в период кровопролитных войн за земли с залежами бронзы, из которой тогда делали все инструменты как для охоты и рыбалки, так и для домашнего хозяйства, – рассказывает Евгения Демидова. – Вот изображение лодки. Оно символическое, двумя чертами. На ней мы видим вертикальные черточки – это души умерших людей. Считалось, что именно на лодках с одного берега на другой перевозили души умерших людей. И встречал их у врат подземного царства некий цербер – то ли собака, то ли волк.
Мифы и легенды После любования петроглифами и видом на Томь, открывающимся со скалы, ребята попали в загадочный и таинственный мир шорских мифов и легенд. Они осмотрели экспозицию «Мифология и эпос народов Сибири». Евгения Демидова рассказала немало интересного о верованиях и обычаях шорцев. Сначала юные экологи вышли к ритуальному сооружению из камней «обо». – На ранних этапах существования «обо» осмыслялись с одной стороны как жертвоприношение духу – каждый прохожий присоединял к груде камней свой камень, – рассказывает Евгения Александровна. – С другой стороны такие сооружения воспринимали как жилище духа, предтечу будущих храмов. Культ «обо» связывают с почитанием духа – хозяина местности. Считалось, что от благосклонности этих духов зависит будущий урожай и даже жизнь людей. Также Евгения Демидова рассказала, что существует такое поверье. Если человек повязал на «обо» цветную ленту и она со временем стала белой, значит, его душа очистилась. Другой интересный объект экспозиции – ритуальная коновязь. Устанавливалась она у жилищ, погребений или на месте ведения ритуальных церемоний. Здесь, как и на многих ритуальных местах, совершались жертвоприношения – повязывались лоскуты ткани. При этом проезжающий мимо путник просил, чтобы его дорога была легкой и удачной. От всяческих несчастий людей охраняли оленные камни. Их макеты также можно увидеть в «Томской писанице». – Такие изваяния воздвигались в скифское время воинами-скотоводами, – рассказывает Евгения Демидова. – Грани каменных обелисков покрывают изображения оленей (отсюда и название изваяний). Сами же изваяния представляли собой стилизованное изображение мужчины-воина. Лицо высекали очень редко, чаще всего лик оставляли пустым или расчерчивали тремя косыми чертами. На боковых гранях камня высекали массивные серьги, на шее – ожерелье. Также высекалось изображение оружия – боевой пояс, кинжал, секира, лук. …Ребята долго делились впечатлениями об увиденном и услышанном, поражаясь тем, как причудливы традиции и поверья народов Горной Шории. А потом мы переместились в менее мрачное место – контактный зоопарк, где смогли полюбоваться домашними животными: поросятами, козами, ягнятами. Загоны с этими животными устроены таким образом, что каждый посетитель – и взрослый, и ребенок – может погладить или почесать за ушком его обитателя.
Елена ПАНФИЛО Фото автора
Общая информация
Интересно
На территории музея-заповедника «Томская писаница» действует мини-зоопарк. В настоящее время в нем содержится 16 видов животных и семь видов птиц
Заметки
90% территории музея-заповедника занимает сосновый бор. Вдоль речки Писаной расположены заросли пойменных ивняков
Сведения
Флора «Томской писаницы» богата и разнообразна. На ее территории найдено около 400 видов высших растений, из них 39 видов деревьев и кустарников
Интересно
Единственным «видом транспорта» для шорского охотника были камусные лыжи. Основу делали из черемухи, дерево обивали камусом марала или коня, вместо двух привычных палок была одна тяжелая с лопаткой на конце
Сведения
Согласно традиционному мировоззрению шорцев мир разделялся на три сферы: небесная («Ульген чер»), средняя («Орты чер») – наша земля, и подземный мир («Айна чер») – земля злых духов
Заметки
Разница в возрасте новобрачных никого особо не смущала. Бывали случаи, когда происходили такие браки: невесте было 20 лет, а жениху всего 6-9.
Традиции
Мертвых шаманов боялись больше, чем живых. Их хоронили за пределами кладбища, лицом вниз, чтобы душа шамана через глаза, рот или нос не вышла на свободу
Интересно
Согласно преданиям шорцев первым кузнецом на земле был темный бог Эрлик-хан. Поэтому считалось, что у мастеровых существует связь с духами нижнего мира