Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№1-2 (193-194) 2012 год / Страница 6-7
Географический факультет празднует свой юбилей В 2012 году исполняется 25 лет географическому факультету Алтайского государственного университета. За это время на факультете успели сложиться научные школы, первые студенты получили научные степени и заняли достойное место в научном сообществе. Сегодня географический факультет, который «вырос» из кафедры географии экономического факультета, это четыре кафедры: физической географии и ГИС; экономической географии и картографии; природопользования и геоэкологии; рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга. Здесь работают восемь профессоров, докторов наук и 32 кандидата. На географическим факультете учатся более 800 студентов различной формы обучения: 460 – на дневном отделении (300 из них – на бюджетной основе), более 300 – на заочном (200 – на бюджетной основе), около 80 – по программе среднего профессионального образования. О буднях и достижениях факультета рассказывает его декан, доктор географических наук, профессор, соросовский профессор, действительный член Международной академии наук высшей школы, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Геннадий Барышников.
Впереди – большое будущее
Успехи - Я должен отметить, что коллектив нашего факультета достаточно молодой, энергичный, наши молодые ученые активно включились в исследовательскую работу, пишут гранты, научные работы, и у них это хорошо получается. Вот лишь один пример: наш доцент Олег Останин, недавно защитивший кандидатскую диссертацию, выиграл президентский грант. И такие примеры для нас – система. На нашем факультете есть много других молодых ученых, которые конструктивно проявляют себя в науке, и которыми можно гордиться. Они – будущее нашего факультета. - Каковы успехи ваших студентов? - Проводимый на факультете комплекс научно-организационных мероприятий для студентов и магистрантов позволил нам в последние годы занимать лидирующие позиции не только в регионе, но и в России. Например, аспирантка Светлана Семочкина в 2009 году (научный руководитель профессор Г.Я. Барышников) заняла второе место во Всероссийском студенческом конкурсе квалификационных работ по специальности «Рациональное природопользование и устойчивое развитие регионов России». Команда студентов нашего факультета на Всероссийской олимпиаде по географии в Горно-Алтайске (май 2009 года) завоевала второе место, а в личном зачете студент Никита Репин занял первое место. Группа географов на Всероссийской олимпиаде по географии в Горно-Алтайске (май 2010 года) заняла третье место, а в личном зачете магистрант Никита Репин завоевал второе место. Он же стал стипендиатом неправительственного экологического фонда В.И. Вернадского. Команда студентов нашего факультета на Всероссийской студенческой олимпиаде по экологии (Кемерово, 13-15 октября 2010 года) заняла третье место (К.Ю. Котеланов, Е.Ю. Коверникова, А.И. Обрывко, А.С. Шатова, Т.В. Орлова). Группа наших студентов на Всероссийской студенческой олимпиаде по географии (Новокузнецк, 26-29 октября 2010 года) заняла первое место (К.Ю. Котеланов, А.А. Шевченко, С.А. Комаристый). 22 февраля 2011 года Президиум Российской академии наук подвел итоги конкурса 2010 года на соискание медалей Российской академии наук с премиями для молодых ученых РАН высших учебных заведений России за лучшие научные работы и присудил медали с премиями в области океанологии, физики атмосферы и географии студентам первого курса магистратуры нашего факультета Клавдии и Никите Репиным за цикл работ «Аэроаллергенные исследования в Алтайском крае» (научный рукодовдитель доцент Г.И. Ненашева). - А что касается ученых, имеющих богатый научный опыт – предоставляются ли им возможности вести научно-исследовательскую деятельность? - Конечно! И результаты не менее впечатляющие, чем у молодых исследователей. Они также имеют возможность активно участвовать в научных исследованиях. Это прежде всего профессор, доктор географических наук Борис Николаевич Лузгин, который практически ежегодно пишет по книге, по учебному пособию, хорошо воспринимаемых студентами. Научно-исследовательская работа на факультете организуется в рамках профильных кафедр и по направлениям научных интересов преподавателей и научных сотрудников. Для успешной реализации научных программ ученым советом АлтГУ на факультете утвержден научно-образовательный центр (НОЦ) «Геоэкология для устойчивого развития» (научный руководитель профессор Г.Я. Барышников), в рамках которого разрабатываются и реализуются новые достижения географической науки учеными факультета. Большое значение для развития факультета имеет участие его преподавателей и сотрудников в конкурсах грантов и выполнение хоздоговорных работ. С одной стороны это получение нового научного материала, с другой – дополнительное финансирование программ и заработной платы исполнителей. Результатом такой работы явилась защита кандидатских и докторских диссертаций. За последние пять лет диссертации защитили: доктор географических наук Б.Н. Лузгин (научный консультант профессор Г.Я. Барышников), кандидат географических наук О.В. Сизов (научный консультант проф. Г.Я. Барышников), кандидат географических наук Н.Г. Прудникова (научный консультант проф. Г.Я. Барышников); кандидат педагогических наук М.В. Войтенко (научный консультант профессор Н.В. Лаврентьева); кандидат географических наук Н.В. Малышева (научный консультант доцент Н.И. Быков). Особенно хотелось бы отметить активность молодых ученых нашего факультета, среди которых выделяются доценты О.В.Останин, Д.А. Дирин, Е.П. Крупочкин.
Из истории - С чего началась история географического факультета? - В 1986 году вышел приказ министерства образования о создании географического факультета и первого набора студентов по специальности «Природопользование». Большую роль в этом сыграл Виктор Семенович Ревякин, доктор географических наук, профессор. Сейчас он работает в Политехническом университете. Однако предыстория открытия нашего факультета все-таки больше связана с именем Алексея Михайловича Малолетко, который еще ранее, в 1976 году, пытался открыть географический факультет в АГУ. Благодаря его усилиям был сделан первый шаг по созданию кафедры географии на экономическом факультете. Самостоятельный же факультет географии на протяжении 10 лет не удавалось открыть – по ряду причин. Для этого требовалось решение Правительства СССР и решение соответствующего министерства, но таких решений принято не было до прихода Виктора Семеновича Ревякина – до 1986 года. И, соответственно, с 1986 года мы ведем отсчет существования. - Каким был первый успех факультета? - Прежде всего у нас была создана научная школа геоэкологии для устойчивого развития Алтайского края. Для края это было важно с той позиции, что внутри этой школы сформировался определенный взгляд на восприятие природной среды и разработку рациональных методов использования природных ресурсов. В своих научных публикациях мы неоднократно обращали внимание на то, что в Алтайском крае не должно быть однонаправленного вектора развития – в нашем случае сельскохозяйственного. Мы видим перспективу развития Алтайского края в многополярности. Это предполагает развитие основного направления деятельности – того же сельского хозяйства, но с учетом того, чтобы у нас не наблюдалась деградация земель, почвенных покровов и не снижался процентный состав гумуса. Это первое. Второе – необходимо использовать и другие виды ресурсов. Такие, например, как полезные ископаемые. На территории Алтайского края есть крупнейшие месторождения железных и полиметаллических руд, работает карьер по добыче бурого угля в Солтонском районе, есть месторождение золота, которое сейчас активно осваивается в Курьинском районе. Есть месторождения и других видов нерудных полезных ископаемых, потребность в которых всегда будет существовать. Это прежде всего строительные материалы: глина, гравий, песок, запасы которых у нас по сути дела неограничены. И очень большой ресурс – это, конечно, рекреационный: наличие гор, чистые реки, быстрые реки, обилие животного мира в лесах черневого типа, то есть реликты черневой тайги. Все это, естественно, должно находиться под пристальным взглядом специалистов, на которых возложен контроль за их рациональным использованием.
Учебная работа - Географ обязан знать мир. Ваши студенты имеют возможность стажироваться за рубежом? - Такая возможность им предоставляется. С 2007 года на базе факультета реализуется программа дополнительного образования «Менеджмент и мониторинг окружающей среды», координатором которой является заведующий кафедрой экономической географии и картографии к.г.н., доцент Н.И. Быков. В рамках этой программы при поддержке Немецкой службы академических обменов (DAAD) совместно с институтом наук о Земле им. Мартина Лютера (г. Халле, Германия) проводится обучение в течение трех семестров. Согласно этой программе, мы ведем особую подготовку студентов: в первом семестре они углубленно изучают немецкий язык, во втором – предмет «Экология и рациональное природопользование» исключительно на немецком языке. А в третьем отправляются на двухмесячную стажировку в Германию - в университет им. Мартина Лютера или иные русско-немецкие организации. В этой программе могут принять участие старшекурсники, начиная с четвертого курса, не только с нашего географического факультета, но и с биологического и химического. Кстати, в университете им. Мартина Лютера наших студентов ценят, руководители данной программы с немецкой стороны отмечают, что они обладают глубокими знаниями по экологии и географии. Некоторым из них даже предлагали остаться в аспирантуре при университете им. Мартина Лютера. - А какие образовательные программы реализуются на базе вашего факультета для преподавательского состава? - С 15 января 2010 года на географическом факультете реализуется программа ТЕМПУС «Разработка квалификационных рамок по направлению «Экология и природопользование» (руководитель профессор Г.Я. Барышников). В консорциум этой программы с российской стороны вошли Тюменский, Алтайский, Новосибирский государственные университеты, Омский педагогический университет и Торгово-промышленная палата Тюменской области. Со стороны Германии – университет Альберта Людвига (г. Фрайбург), университет Кобленц-Ландау (г. Ландау), университет г. Страсбурга (Франция), университет Астон (г. Бирмингем, Великобритания). В рамках проекта ТЕМПУС на географическом факультете организованы курсы английского языка для преподавателей факультета в объеме ста часов. Руководители программы в 2010 году выезжали на стажировки в университеты-партнеры в Германию, Францию и Великобританию. В мае-июне 2011 года планируется двухнедельная стажировка трех преподавателей и аспирантов в Страсбургский университет (Франция). Кроме того, проектом ТЕМПУС предусмотрено создание на базе географического факультета консультационного центра по определению квалификационных рамок по направлению «Экология и природопользование». Должен отметить, что те стажировки, которые проходят наши преподаватели в этих зарубежных вузах, отмечаются иностранными специалистами как высокоуровневые. Вот яркий пример: в российских вузах только сейчас начинается переход на двухуровневую систему образования третьего поколения, у нас же она по направлению «география» работает с 1996, а по направлению «Экология и природопользование» - с 2004 года. То есть мы уже имеем хороший и существенный задел, который позволяет нам хорошо ориентироваться в зарубежной системе обучения. Не всем нравится эта система обучения, но ее эффективность, по моему мнению, достаточно высока, особенно когда мы перейдем на систему «бакалавр – магистр». К сожалению, работодатели, принимающие наших специалистов на работу, не совсем понимают, что такое бакалавр. Мы им объясняем, что бакалавр – это тоже специалист с высшим образованием, но только нацеленный на производственную сферу. А магистрами становятся наиболее талантливые ребята, которые проявляют себя в науке.
Путешествия - Ваши студенты имеют возможность путешествовать? - Такая возможность представляется им в рамках производственной практики. Это имеет большое значение при подготовке географов, природопользователей и специалистов для туристических комплексов. За последние годы значительно расширилась их география. Летнюю учебную практику студенты первого курса, обучающихся по направлениям «Туризм» и «Социально-культурный сервис и туризм», проводят в различных городах России, таких как Калининград, Светлогорск, Новосибирск, Томск, Кемерово, Хабаровск, Санкт-Петербург и другие. Студенты, обучающиеся по направлениям «География» и «Экология и природопользование», традиционно проходят практику на озере Красиловское. Производственная и преддипломная практики организованы в проектных, научно-исследовательских учреждениях, региональных органах управления и других по заранее оформленным договорам. Первая дальняя практика предусмотрена после второго курса. Специалисты по туриндустрии изучают культуру и гостиничный сервис, наблюдают, как развивается туристическое направление в городах, подмечают природные особенности тех мест. Географы занимаются изучением географических зон, природопользователи изучают особенности использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Студенческая жизнь - В чем залог успешности студентов вашего факультета? - Не последнюю роль здесь играет организация внеучебной деятельности. Студенты старших курсов с первых дней помогают первокурсникам освоиться в такой для них новой студенческой жизни – и не только в стенах университета, но и в студенческих общежитиях. Кураторы следят буквально за всем: за соблюдением студентами правил внутреннего распорядка, их текущей успеваемостью, ликвидацией академических задолженностей. - Как организована внеучебная деятельность ваших студентов? - Студенты факультета ежегодно принимают участие в экологических рейдах, патриотических мероприятиях, организованных факультетом, университетом и другими учреждениями Алтайского края. Новой традицией географического факультета с 2008 года стало проведение экологического рейда в долине Барнаулки в окрестностях Барнаула. Кроме того, на географическом факультете активно работает секция спортивного туризма, в которой занимаются студенты разных курсов при поддержке преподавателей. Члены секции систематически проводили занятия и организовывали походы в Тогулёнок, на Абакан, по Горному Алтаю, а также принимают участие в спортивных мероприятиях краевого и всероссийского уровня - краевой зимней туриаде «Горная Колывань–2008», слете студенческих спасательных отрядов сибирского региона в Чите (март – апрель 2008 года), краевом чемпионате учащейся молодежи и туристского актива по пешеходному и водному туризму на кубок Победы (апрель 2008 года), соревнованиях по спортивному ориентированию «Весенняя многодневка- 2008» и др.
Перспективы - Связываете ли вы будущее своего факультета с развитием туриндустрии в Алтайском крае? - Как только власти Алтайского края начали уделять серьезное внимание такому сектору экономики, как туризм, руководством нашего факультета было принято решение о подготовке специалистов в данном направлении, потому что до этого туризмом занимались по личной инициативе частные предприниматели. С увеличивающимся потоком туристов в Алтайский край возникла потребность в профессиональных кадрах. Сейчас в нашем крае специалистов туриндустрии готовят во многих учебных заведениях – как высшей школы, так и среднего профессионального образования. Но наша экономика не может принять всех. Не все могут найти себе место работы. Это, пожалуй, не совсем верно, но может быть эта конкурентная борьба выявит те учебные заведения, которые готовят недостаточно качественных специалистов. Мы стараемся идти в фарватере этих событий, повышая свой потенциал. - Насколько велик туристический потенциал Алтайского края? - В Алтайском крае потенциал для развития туризма чрезвычайно высок. Очень много неосвоенных рекреационных ресурсов. Но беда в том, что у нас в этом направлении отмечается четкая сезонность: большой наплыв туристов поздней весной, летом и ранней осенью. И – практически пустота зимой. Нужно, чтобы туристическая отрасль в зимний период работала с той же интенсивностью, что и летом. А для этого необходимо создавать инфраструктуру зимних видов отдыха, строить специальные базы, которые специализировались бы на приеме туристов в зимнее время, выстроить в соответствии с сезоном экскурсионную программу и т.д. Очень большой потенциал и у развития так называемого научного туризма. Этот вид туризма практически не освоен. Что это такое? Многие люди приезжают в наш регион не только для того, чтобы посмотреть на его красоты, но и побольше узнать о нем. Как образовалась какая-либо речная долина, как возникла та или иная горная система, какая растительность характерна для данной местности, какие представители фауны здесь обитают? Если эту информацию преподносит профессионал, у туристов возникает совершенно иное восприятие увиденного, а если непрофессионал… То это уже называется мифы или сказки, что устраивает далеко не всех туристов. Многим этого уже недостаточно. Я убежден, что у нашего факультета впереди большое будущее – как в плане научных исследований, так и в плане природоохранной деятельности и развития туризма на Алтае.
Записала Елена ПАНФИЛО, использованы для оформления материала презентации, предоставленные руководством ГГФ
Успехи - Я должен отметить, что коллектив нашего факультета достаточно молодой, энергичный, наши молодые ученые активно включились в исследовательскую работу, пишут гранты, научные работы, и у них это хорошо получается. Вот лишь один пример: наш доцент Олег Останин, недавно защитивший кандидатскую диссертацию, выиграл президентский грант. И такие примеры для нас – система. На нашем факультете есть много других молодых ученых, которые конструктивно проявляют себя в науке, и которыми можно гордиться. Они – будущее нашего факультета. - Каковы успехи ваших студентов? - Проводимый на факультете комплекс научно-организационных мероприятий для студентов и магистрантов позволил нам в последние годы занимать лидирующие позиции не только в регионе, но и в России. Например, аспирантка Светлана Семочкина в 2009 году (научный руководитель профессор Г.Я. Барышников) заняла второе место во Всероссийском студенческом конкурсе квалификационных работ по специальности «Рациональное природопользование и устойчивое развитие регионов России». Команда студентов нашего факультета на Всероссийской олимпиаде по географии в Горно-Алтайске (май 2009 года) завоевала второе место, а в личном зачете студент Никита Репин занял первое место. Группа географов на Всероссийской олимпиаде по географии в Горно-Алтайске (май 2010 года) заняла третье место, а в личном зачете магистрант Никита Репин завоевал второе место. Он же стал стипендиатом неправительственного экологического фонда В.И. Вернадского. Команда студентов нашего факультета на Всероссийской студенческой олимпиаде по экологии (Кемерово, 13-15 октября 2010 года) заняла третье место (К.Ю. Котеланов, Е.Ю. Коверникова, А.И. Обрывко, А.С. Шатова, Т.В. Орлова). Группа наших студентов на Всероссийской студенческой олимпиаде по географии (Новокузнецк, 26-29 октября 2010 года) заняла первое место (К.Ю. Котеланов, А.А. Шевченко, С.А. Комаристый). 22 февраля 2011 года Президиум Российской академии наук подвел итоги конкурса 2010 года на соискание медалей Российской академии наук с премиями для молодых ученых РАН высших учебных заведений России за лучшие научные работы и присудил медали с премиями в области океанологии, физики атмосферы и географии студентам первого курса магистратуры нашего факультета Клавдии и Никите Репиным за цикл работ «Аэроаллергенные исследования в Алтайском крае» (научный рукодовдитель доцент Г.И. Ненашева). - А что касается ученых, имеющих богатый научный опыт – предоставляются ли им возможности вести научно-исследовательскую деятельность? - Конечно! И результаты не менее впечатляющие, чем у молодых исследователей. Они также имеют возможность активно участвовать в научных исследованиях. Это прежде всего профессор, доктор географических наук Борис Николаевич Лузгин, который практически ежегодно пишет по книге, по учебному пособию, хорошо воспринимаемых студентами. Научно-исследовательская работа на факультете организуется в рамках профильных кафедр и по направлениям научных интересов преподавателей и научных сотрудников. Для успешной реализации научных программ ученым советом АлтГУ на факультете утвержден научно-образовательный центр (НОЦ) «Геоэкология для устойчивого развития» (научный руководитель профессор Г.Я. Барышников), в рамках которого разрабатываются и реализуются новые достижения географической науки учеными факультета. Большое значение для развития факультета имеет участие его преподавателей и сотрудников в конкурсах грантов и выполнение хоздоговорных работ. С одной стороны это получение нового научного материала, с другой – дополнительное финансирование программ и заработной платы исполнителей. Результатом такой работы явилась защита кандидатских и докторских диссертаций. За последние пять лет диссертации защитили: доктор географических наук Б.Н. Лузгин (научный консультант профессор Г.Я. Барышников), кандидат географических наук О.В. Сизов (научный консультант проф. Г.Я. Барышников), кандидат географических наук Н.Г. Прудникова (научный консультант проф. Г.Я. Барышников); кандидат педагогических наук М.В. Войтенко (научный консультант профессор Н.В. Лаврентьева); кандидат географических наук Н.В. Малышева (научный консультант доцент Н.И. Быков). Особенно хотелось бы отметить активность молодых ученых нашего факультета, среди которых выделяются доценты О.В.Останин, Д.А. Дирин, Е.П. Крупочкин.
Из истории - С чего началась история географического факультета? - В 1986 году вышел приказ министерства образования о создании географического факультета и первого набора студентов по специальности «Природопользование». Большую роль в этом сыграл Виктор Семенович Ревякин, доктор географических наук, профессор. Сейчас он работает в Политехническом университете. Однако предыстория открытия нашего факультета все-таки больше связана с именем Алексея Михайловича Малолетко, который еще ранее, в 1976 году, пытался открыть географический факультет в АГУ. Благодаря его усилиям был сделан первый шаг по созданию кафедры географии на экономическом факультете. Самостоятельный же факультет географии на протяжении 10 лет не удавалось открыть – по ряду причин. Для этого требовалось решение Правительства СССР и решение соответствующего министерства, но таких решений принято не было до прихода Виктора Семеновича Ревякина – до 1986 года. И, соответственно, с 1986 года мы ведем отсчет существования. - Каким был первый успех факультета? - Прежде всего у нас была создана научная школа геоэкологии для устойчивого развития Алтайского края. Для края это было важно с той позиции, что внутри этой школы сформировался определенный взгляд на восприятие природной среды и разработку рациональных методов использования природных ресурсов. В своих научных публикациях мы неоднократно обращали внимание на то, что в Алтайском крае не должно быть однонаправленного вектора развития – в нашем случае сельскохозяйственного. Мы видим перспективу развития Алтайского края в многополярности. Это предполагает развитие основного направления деятельности – того же сельского хозяйства, но с учетом того, чтобы у нас не наблюдалась деградация земель, почвенных покровов и не снижался процентный состав гумуса. Это первое. Второе – необходимо использовать и другие виды ресурсов. Такие, например, как полезные ископаемые. На территории Алтайского края есть крупнейшие месторождения железных и полиметаллических руд, работает карьер по добыче бурого угля в Солтонском районе, есть месторождение золота, которое сейчас активно осваивается в Курьинском районе. Есть месторождения и других видов нерудных полезных ископаемых, потребность в которых всегда будет существовать. Это прежде всего строительные материалы: глина, гравий, песок, запасы которых у нас по сути дела неограничены. И очень большой ресурс – это, конечно, рекреационный: наличие гор, чистые реки, быстрые реки, обилие животного мира в лесах черневого типа, то есть реликты черневой тайги. Все это, естественно, должно находиться под пристальным взглядом специалистов, на которых возложен контроль за их рациональным использованием.
Учебная работа - Географ обязан знать мир. Ваши студенты имеют возможность стажироваться за рубежом? - Такая возможность им предоставляется. С 2007 года на базе факультета реализуется программа дополнительного образования «Менеджмент и мониторинг окружающей среды», координатором которой является заведующий кафедрой экономической географии и картографии к.г.н., доцент Н.И. Быков. В рамках этой программы при поддержке Немецкой службы академических обменов (DAAD) совместно с институтом наук о Земле им. Мартина Лютера (г. Халле, Германия) проводится обучение в течение трех семестров. Согласно этой программе, мы ведем особую подготовку студентов: в первом семестре они углубленно изучают немецкий язык, во втором – предмет «Экология и рациональное природопользование» исключительно на немецком языке. А в третьем отправляются на двухмесячную стажировку в Германию - в университет им. Мартина Лютера или иные русско-немецкие организации. В этой программе могут принять участие старшекурсники, начиная с четвертого курса, не только с нашего географического факультета, но и с биологического и химического. Кстати, в университете им. Мартина Лютера наших студентов ценят, руководители данной программы с немецкой стороны отмечают, что они обладают глубокими знаниями по экологии и географии. Некоторым из них даже предлагали остаться в аспирантуре при университете им. Мартина Лютера. - А какие образовательные программы реализуются на базе вашего факультета для преподавательского состава? - С 15 января 2010 года на географическом факультете реализуется программа ТЕМПУС «Разработка квалификационных рамок по направлению «Экология и природопользование» (руководитель профессор Г.Я. Барышников). В консорциум этой программы с российской стороны вошли Тюменский, Алтайский, Новосибирский государственные университеты, Омский педагогический университет и Торгово-промышленная палата Тюменской области. Со стороны Германии – университет Альберта Людвига (г. Фрайбург), университет Кобленц-Ландау (г. Ландау), университет г. Страсбурга (Франция), университет Астон (г. Бирмингем, Великобритания). В рамках проекта ТЕМПУС на географическом факультете организованы курсы английского языка для преподавателей факультета в объеме ста часов. Руководители программы в 2010 году выезжали на стажировки в университеты-партнеры в Германию, Францию и Великобританию. В мае-июне 2011 года планируется двухнедельная стажировка трех преподавателей и аспирантов в Страсбургский университет (Франция). Кроме того, проектом ТЕМПУС предусмотрено создание на базе географического факультета консультационного центра по определению квалификационных рамок по направлению «Экология и природопользование». Должен отметить, что те стажировки, которые проходят наши преподаватели в этих зарубежных вузах, отмечаются иностранными специалистами как высокоуровневые. Вот яркий пример: в российских вузах только сейчас начинается переход на двухуровневую систему образования третьего поколения, у нас же она по направлению «география» работает с 1996, а по направлению «Экология и природопользование» - с 2004 года. То есть мы уже имеем хороший и существенный задел, который позволяет нам хорошо ориентироваться в зарубежной системе обучения. Не всем нравится эта система обучения, но ее эффективность, по моему мнению, достаточно высока, особенно когда мы перейдем на систему «бакалавр – магистр». К сожалению, работодатели, принимающие наших специалистов на работу, не совсем понимают, что такое бакалавр. Мы им объясняем, что бакалавр – это тоже специалист с высшим образованием, но только нацеленный на производственную сферу. А магистрами становятся наиболее талантливые ребята, которые проявляют себя в науке.
Путешествия - Ваши студенты имеют возможность путешествовать? - Такая возможность представляется им в рамках производственной практики. Это имеет большое значение при подготовке географов, природопользователей и специалистов для туристических комплексов. За последние годы значительно расширилась их география. Летнюю учебную практику студенты первого курса, обучающихся по направлениям «Туризм» и «Социально-культурный сервис и туризм», проводят в различных городах России, таких как Калининград, Светлогорск, Новосибирск, Томск, Кемерово, Хабаровск, Санкт-Петербург и другие. Студенты, обучающиеся по направлениям «География» и «Экология и природопользование», традиционно проходят практику на озере Красиловское. Производственная и преддипломная практики организованы в проектных, научно-исследовательских учреждениях, региональных органах управления и других по заранее оформленным договорам. Первая дальняя практика предусмотрена после второго курса. Специалисты по туриндустрии изучают культуру и гостиничный сервис, наблюдают, как развивается туристическое направление в городах, подмечают природные особенности тех мест. Географы занимаются изучением географических зон, природопользователи изучают особенности использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Студенческая жизнь - В чем залог успешности студентов вашего факультета? - Не последнюю роль здесь играет организация внеучебной деятельности. Студенты старших курсов с первых дней помогают первокурсникам освоиться в такой для них новой студенческой жизни – и не только в стенах университета, но и в студенческих общежитиях. Кураторы следят буквально за всем: за соблюдением студентами правил внутреннего распорядка, их текущей успеваемостью, ликвидацией академических задолженностей. - Как организована внеучебная деятельность ваших студентов? - Студенты факультета ежегодно принимают участие в экологических рейдах, патриотических мероприятиях, организованных факультетом, университетом и другими учреждениями Алтайского края. Новой традицией географического факультета с 2008 года стало проведение экологического рейда в долине Барнаулки в окрестностях Барнаула. Кроме того, на географическом факультете активно работает секция спортивного туризма, в которой занимаются студенты разных курсов при поддержке преподавателей. Члены секции систематически проводили занятия и организовывали походы в Тогулёнок, на Абакан, по Горному Алтаю, а также принимают участие в спортивных мероприятиях краевого и всероссийского уровня - краевой зимней туриаде «Горная Колывань–2008», слете студенческих спасательных отрядов сибирского региона в Чите (март – апрель 2008 года), краевом чемпионате учащейся молодежи и туристского актива по пешеходному и водному туризму на кубок Победы (апрель 2008 года), соревнованиях по спортивному ориентированию «Весенняя многодневка- 2008» и др.
Перспективы - Связываете ли вы будущее своего факультета с развитием туриндустрии в Алтайском крае? - Как только власти Алтайского края начали уделять серьезное внимание такому сектору экономики, как туризм, руководством нашего факультета было принято решение о подготовке специалистов в данном направлении, потому что до этого туризмом занимались по личной инициативе частные предприниматели. С увеличивающимся потоком туристов в Алтайский край возникла потребность в профессиональных кадрах. Сейчас в нашем крае специалистов туриндустрии готовят во многих учебных заведениях – как высшей школы, так и среднего профессионального образования. Но наша экономика не может принять всех. Не все могут найти себе место работы. Это, пожалуй, не совсем верно, но может быть эта конкурентная борьба выявит те учебные заведения, которые готовят недостаточно качественных специалистов. Мы стараемся идти в фарватере этих событий, повышая свой потенциал. - Насколько велик туристический потенциал Алтайского края? - В Алтайском крае потенциал для развития туризма чрезвычайно высок. Очень много неосвоенных рекреационных ресурсов. Но беда в том, что у нас в этом направлении отмечается четкая сезонность: большой наплыв туристов поздней весной, летом и ранней осенью. И – практически пустота зимой. Нужно, чтобы туристическая отрасль в зимний период работала с той же интенсивностью, что и летом. А для этого необходимо создавать инфраструктуру зимних видов отдыха, строить специальные базы, которые специализировались бы на приеме туристов в зимнее время, выстроить в соответствии с сезоном экскурсионную программу и т.д. Очень большой потенциал и у развития так называемого научного туризма. Этот вид туризма практически не освоен. Что это такое? Многие люди приезжают в наш регион не только для того, чтобы посмотреть на его красоты, но и побольше узнать о нем. Как образовалась какая-либо речная долина, как возникла та или иная горная система, какая растительность характерна для данной местности, какие представители фауны здесь обитают? Если эту информацию преподносит профессионал, у туристов возникает совершенно иное восприятие увиденного, а если непрофессионал… То это уже называется мифы или сказки, что устраивает далеко не всех туристов. Многим этого уже недостаточно. Я убежден, что у нашего факультета впереди большое будущее – как в плане научных исследований, так и в плане природоохранной деятельности и развития туризма на Алтае.
Записала Елена ПАНФИЛО, использованы для оформления материала презентации, предоставленные руководством ГГФ