Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №7-8 (июль-август) 2013 год


А вы знаете, что....
Лейкоциты в организме человека живут 2-4 дня, а эритроциты - 3-4 месяца



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (211-212) 2013 год / 6-7 страница



Мы имеем право
Страницы Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае

Информация по результатам изучения вопроса о выполнении рекомендаций, изложенных в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае «О соблюдении права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии в части обращения с отходами на территории Алтайского края»

Как выполняются рекомендации Уполномоченного по правам человека?

Уделяя особое внимание соблюдению права граждан на благоприятную окружающую среду и в связи с обращениями жителей Алтайского края, многочисленными публикациями и репортажами в средствах массовой информации по экологической проблематике, в декабре 2012 года Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае подготовил специальный доклад «О соблюдении права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии в части обращения с отходами на территории Алтайского края». В докладе содержится информация об основных проблемах, возникающих в крае при организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, дальнейшей их утилизации и переработки.

Фото 1В адрес руководителей 15 краевых ведомств и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с вопросами, изложенными в докладе, были направлены письма с просьбой сообщить о тех мерах, которые принимаются как для недопущения, так и решения имеющихся проблем, связанных с обеспечением права граждан на благоприятную окружающую среду.

Понимание ситуации
В целом поступившие ответы свидетельствуют о понимании ситуации, сложившейся в сфере экологии на территории Алтайского края, они подтверждают изложенные в специальном докладе основные причины существующей в настоящее время ситуации по обращению с отходами, среди которых:
• неразвитость инфраструктуры по сбору, вывозу, переработке и захоронению отходов, отсутствие необходимого количества специализированной техники;
• малоэффективная работа органов местного самоуправления но организации сбора, вывоза и переработки отходов и отсутствие необходимых финансовых ресурсов в местных бюджетах;
• недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами;
• низкая грамотность и отсутствие заинтересованности населения и руководителей предприятий в решении вопросов обращения с отходами.
Органы власти, уполномоченные на осуществление деятельности в сфере экологии, выражают заинтересованность в обеспечении прав граждан на благоприятную окружающую среду и ведут активную законодательною, управленческую и финансовую деятельность в этом направлении.
Законодательно определены полномочия органов государственной власти края и органов местного самоуправления в области обращения с отходами, одним из которых является нормотворческая деятельность, в связи с чем комитетом Алтайского краевого Законодательного Собрания по аграрной политике и природопользованию ведется разработка проекта Закона Алтайского края «Об охране атмосферного воздуха на территории Алтайского края».
Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству с органами местного самоуправления разработаны и утверждены правила благоустройства в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 613 «О методических рекомендациях по разработке правил благоустройства», включающие обязательный раздел по уборке и санитарному состоянию территорий поселений. Обновленные правила благоустройства приняты в большинстве муниципальных образований края. Общий анализ выполняемых мероприятий по благоустройству показывает, что работа по исполнению законодательства в данной сфере органами местного самоуправления Алтайского края ведется.
Муниципалитетами с целью формирования единой системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами, а также рационального размещения основных объектов, формирующих инфраструктуру отходопереработки на подведомственной территории принимаются соответствующие нормативные правовые акты.
Планируется активная работа созданного в ноябре 2012 года общественного совета по вопросам экологической безопасности при Губернаторе Алтайского края, который является совещательным органом, созданным в целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями, научными учреждениями и гражданами при рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации государственной политики в области экологического развития и обеспечения экологической безопасности. В его состав входят депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, депутаты представительных органов муниципальных образований, представители органов исполнительной власти, представители общественности.

Краевые программы
По данным Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края в крае реализуется пять программ в сфере охраны окружающей среды.
Только на финансирование программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2013 – 2015 годы предусмотрено 30 462 тыс. рублей, с учетом оценки достижения ожидаемых от программы результатов объемы финансирования будут корректироваться.
В целях содействия развитию и поощрения конкуренции среди предприятий и организаций, различных организационно-правовых форм и форм собственности в сфере обращения с отходами производства и потребления, привлечению инвестиций в развитие отрасли, повышению инвестиционной привлекательности сферы обращения с отходами производства и потребления государственная поддержка осуществляется в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2011-2013 годы.
Для предприятий края, участвующих в реализации обозначенных проблем, имеется возможность предоставления ряда мер государственной поддержки: субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам и затрат по уплате части налогов, а также передача в залог имущества казны Алтайского края для обеспечения обязательств организаций и индивидуальных предпринимателей перед третьими лицами по осуществлении инвестиционной деятельности.
Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края совместно с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края и Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры в конце прошедшего года проведен семинар для субъектов малого и среднего предпринимательства по теме «О государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих проекты в сфере обращения с отходами производства и потребления».
В рамках ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2010-2012 годы выполнен ряд мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в сфере обращения с отходами, осуществление которых продолжено и в текущем году.
Утилизировано свыше 26 000 отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов, которые относятся к отходам 1-го класса опасности (чрезвычайно опасные), от организаций бюджетной сферы. В рамках прошедших в январе-феврале текущего года экологических акций по утилизации ртутьсодержащих ламп и приборов, когда на городских площадках краевого центра были организованы передвижные пункты приема ламп, от жителей собрано более 3000 единиц опасных отходов. Планируется, что подобные мероприятия будут проводиться и далее. Однако хочется надеяться, что проделанная работа станет системной. Следует отметить, что за рубежом ртутные лампы принимаются в местах их продажи. Подобное было предложено Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры крупным торговым компаниям края, но в связи с тем, что законодательно ответственность предприятий торговли по приему отработанных ламп не закреплена, реализовать вышеизложенное не представилось возможным. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится законопроект, обязывающий лиц, осуществляющих розничную продажу ртутьсодержащих ламп, обеспечивать сбор отработанных ламп от населения.

Инфраструктура развита слабо
Изложенная в ответах ведомств информация соответствует сформулированному в специальном докладе Уполномоченного выводу о том, что в целом по краю производственная инфраструктура сбора, обезвреживания и утилизации большинства видов отходов не развита.
В ответе Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности содержатся сведения об остром дефиците возможностей по утилизации медицинских отходов, в том числе и высокоопасных. Только в Барнауле 63 лечебно-профилактических учреждения (далее – ЛПУ). В связи с этим строительство комплекса для обезвреживания/утилизации медицинских отходов позволит решить проблему не только ЛПУ краевого центра, но и рядом расположенных территорий.
На различных этапах реализации находятся мероприятия предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности края в области обращения с отходами производства и потребления, в частности, по строительству локальных очистных сооружений промышленных стоков. Подобная работа должна быть организована повсеместно.
С целью внедрения безотходных и малоотходных технологий краевыми предприятиями промышленности и энергетики осуществляется обновление и модернизация технологического оборудования, одной из целей которого является улучшения экологических показателей и обеспечение природоохранных мероприятий. При невозможности утилизации отходов, образовавшихся в результате производственной деятельности, предприятия химии, металлургии и легкой промышленности в соответствии с заключенными договорами передают их специализированным организациям.
Несмотря на проделанную работу, остается проблемным вопрос по утилизации опасных промышленных отходов предприятий-банкротов, таких как «Алтайхимпром», «Полиэкс». Ранее рассматривался вопрос о включении мероприятий по очистке территории бывшего «Полиэкса» в федеральную целевую программу «Экологическая безопасность России на 2012-2020 годы», однако на сегодняшний день участие Алтайского края в этой программе не подтверждено.
В январе текущего года Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин подписал постановление об утверждении долгосрочной целевой программы «Организация мероприятий по утилизации и уничтожению биологических отходов на территории Алтайского края» на 2013-2015 годы.
Оно разработано в целях обеспечения на территории Алтайского края ветеринарно-санитарного благополучия по инфекционным и паразитарным заболеваниям, в целях совершенствования системы обращения с биологическими отходами и уменьшения их негативного воздействия на окружающую среду, животных и здоровье населения Алтайского края. Нa финансирование программы за три года будет выделено около 60 миллионов рублей.
На высказанное Уполномоченным предложение Управлению Алтайского края по строительству и архитектуре по принятию мер по удешевлению проектирования и сметной стоимости строительства мусоросортировочных комплексов и полигонов твердых бытовых отходов сообщается, что указанное возможно путем группирования объектов но расположению (снижение транспортных расходов при изысканиях), а также разработки решений повторного применения элементов ограждения, бытовых и производственных сооружений. Реализация данных мероприятий позволит снизить стоимость проектирования и строительства названных объектов на 10-15%.

Органы местного самоуправления
Отдельно следует отметить деятельность органов местного самоуправления по реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. В большинстве территорий принимаются локальные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Важным направлением работы муниципалитетов является разработка и осуществление мероприятий, направленных на очистку, благоустройство и озеленение территорий.
В рамках обозначенных проблем муниципальных образований особым пунктом стоит вопрос несанкционированных свалок. Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды разработаны рекомендации органам местного самоуправления по прохождению процедуры узаконения действующих (несанкционированных) объектов размещения отходов.
Отсутствие мониторинга, неполная освещенность вопроса в средствах массовой информации, а также недостаточность работы, направленной на повышение уровня экологической культуры населения, затрудняют выполнение задачи по решению обозначенной проблемы. Работа комиссий, применяющих меры административного и финансового наказания за нарушение природоохранного законодательства, не снижает экологической напряженности в территориях.
Отмечая важность участия органов местного самоуправления в сфере экологии, Управлением Роспотребнадзора запланировано внесение предложения о рассмотрении на заседании Координационного совета по развитию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края вопроса о деятельности органов местного самоуправления по развитию комплексной системы обращения с отходами.

Работа с молодежью
В целях развития системы экологического воспитания, образования и просвещения населения Алтайского края за счет средств краевого бюджета учреждениями образования, общественными объединениями проводятся конкурсы, акции, олимпиады, экспедиции с детьми и молодежью. Общий охват участников за пять лет составил более 120 тысяч человек.
В марте 2013 года определены победители ежегодного конкурса по предоставлению грантов Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и просвещения. Указанные выплаты получат 40 организаций из 22 муниципальных образований, в их числе 12 учреждений дополнительного образования, 11 школ, 2 детских сада, 7 общественных организаций и другие. Сумма выделенных на реализацию проектов средств составила почти два миллиона рублей.
Администрацией города Барнаула подготовлена информационная экологическая памятка «Памятка по экологии» и выпущена тиражом 3000 экземпляров. В памятке содержится информация о видах негативного воздействия на окружающую среду, требованиях к обращению с отходами производства и потребления, предприятиях и организациях, занимающихся сбором и вывозом твердых и жидких бытовых отходов, а также об организациях, перерабатывающих или обезвреживающих другие виды отходов.
Начинает свою работу такой метод экологического информирования и просвещения, как социальная экологическая реклама.
Учитывая вышеизложенную информацию, можно сделать вывод о том, что большая часть рекомендаций, высказанных в специальном докладе в адрес ведомств, нашла свое отражение как в их настоящей деятельности в сфере экологии, так и при ее планировании.

Внимания надо больше
Однако на высказанные предложения в адрес администрации Алтайского края о создании уполномоченного органа в сфере обращения с отходами и увеличении объемов финансирования долгосрочной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012 – 2016 и на перспективу до 2020 года за счет средств краевого бюджета до настоящего времени решение не принято.
В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду Указом Президента 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. В Алтайском крае сформирован и начал реализовываться План основных мероприятий по его проведению. Осуществляется деятельность по законодательному, финансовому обеспечению работы органов исполнительной власти и местного самоуправления по улучшению состояния окружающей среды и снижению влияния на здоровье населения Алтайского края неблагоприятных экологических факторов. Изучается зарубежный опыт по решению выше обозначенных проблем.
Несмотря на проделанную работу и интерес к проблемам охраны окружающей среды, они требуют на порядок больше внимания. Активность работы в указанной сфере не должна ограничиваться рамками объявленного Года охраны окружающей среды и временными периодами принятых программ по экологической тематике.

Е. КОВАЛЬЧУК,
консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае


Визитная карточка
О назначении Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае

Борис Ларин 30 мая 2013 года Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от № 335 Борис Ларин назначен Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае. Правовым основанием назначения явились нормы статьи 73 Устава (Основного закона) Алтайского края и статьи 7 Закона Алтайского края от 11.11.2002 № 70-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае».
Борис Ларин родился 8 мая 1955 в городе Коломне Московской области. В 1977-м окончил Ростовское высшее военное командное училище. Спустя десять лет – Военно-политическую академию им. В.И. Ленина в Москве. С 1973 по 1994 годы проходил службу в ракетных войсках стратегического назначения. Полковник запаса. В 1997 году окончил с отличием юридический факультет Алтайской академии экономики и права.
Депутат пяти созывов краевого Совета народных депутатов (1994-2000 годы краевого Законодательного Собрания). С декабря 1996-го – заместитель председателя краевого Совета народных депутатов. С 1997 года – доцент кафедры конституционного и административного права Алтайской академии экономики и права. В сентябре 2005 года назначен заместителем главы администрации края – руководителем аппарата. С декабря 2007-го – заместитель Губернатора Алтайского края. Награжден орденом Почета и шестью медалями.
3 июня 2013 года на аппаратном совещании Губернатор Алтайского края Александр Карлин, поздравляя Бориса Ларина с назначением на должность Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, подчеркнул: «С одной стороны, переход на новую должность я считаю повышением Вашего статуса, а с другой стороны, это не выводит Вас из состава нашей команды единомышленников».
Губернатором отмечена необходимость взглянуть на институт Уполномоченного по правам человека по-новому.
Борис Ларин сменил на посту Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Юрия Вислогузова (в связи с окончанием последним предельного срока, установленного законом для замещения этой должности).

«Права. Свободы. Человек»
Вышел в свет очередной выпуск информационного бюллетеня Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае «Права. Свободы. Человек».
Выпуск посвящен роли общественных организаций в правовом информировании жителей края.
В нем рассказывается о роли Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в развитии институтов гражданского общества. Приводится публикация руководителя аппарата АРО ООО «Ассоциация юристов России», председателя совета молодых юристов АРО ООО «Ассоциация юристов России» А.В. Иванова «Общественная палата: О состоянии гражданского общества в Алтайском крае. Работа с молодежью – важное и перспективное направление работы Ассоциации юристов России в Алтайском крае».
Рассказывается о деятельности местных организаций Алтайской краевой общественной организации Всероссийского общества инвалидов, способствующей реализации прав лиц с инвалидностью.
Освещена и деятельность других общественных организаций в сфере правового информирования населения края.

Вы можете помочь
Борис Ларин: «Для пострадавших от наводнения в Приамурье любая помощь лишней не будет».
Паводок, случившийся этим летом на Дальнем Востоке, не может оставить равнодушным ни одного россиянина. Уже месяц, как его жители живут в режиме ЧС.
С 22 июля в результате дождей и наводнения подтопленными оказались более 140 населенных пунктов, более 30 тысяч человек эвакуировано и признано пострадавшими. Площадь подтопления – более двух тысяч квадратных километров. Страна внимательно следит за тем, как спасатели, федеральные и местные власти, а также простые граждане борются со стихией. Ущерб и объем затрат, связанных с ликвидацией последствий наводнения в Амурской области, сегодня оценивается в сумму около 10 млрд. рублей.
В своем письме Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае Борису Ларину амурский омбудсмен Любовь Хащева отмечает, что масштаб беды, охватившей их регион, небывалый и амурчанам просто необходима дополнительная помощь в борьбе с разгулявшейся стихией.
Для этого открыт специальный счет.

ИНН 2801123618
КПП 280101001
Получатель: УФК по Амурской области (минфин АО л/с 04232003600)
Р/С 40101810000000010003
Банк: ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Благовещенск БИК 041012001
ОКАТО 10401000000
КБК 015 2 07 02030 02 0000 180


В назначении платежа необходимо указать: «Добровольные пожертвования на ликвидацию последствий наводнения в Амурской области в 2013 году».
Вы можете перечислить по нему деньги.
– Никто не застрахован от подобных сюрпризов погоды, и по-человечески будет правильным сделать все, что в наших силах, чтобы пострадавшим в дальневосточных регионах стало полегче. Думаю, что сегодня для этих людей любая помощь лишней не будет, – говорит Борис Владимирович.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©