О результатах деятельности Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды
(Продолжение. Начало на стр 5) В 2008 году было проведено 3 интернет-форума по темам: - Особо охраняемые природные территории Алтайского края. - Общераспространенные полезные ископаемые. - Организация в Алтайском крае вывоза и складирования устаревших пестицидов.
ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ВЫПОЛНЕНЫ Реализация краевой целевой программы «Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края» на 2007-2009 годы» С 2008 года управление выполняет функции государственного заказчика краевой целевой программы «Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края» на 2007-2009 годы с объемом финансирования на 2008 год в размере 17 млн. рублей. Проводятся работы по поиску и оценке запасов питьевых подземных вод для водоснабжения сел Бийского, Ребрихинского, Немецкого, Курьинского, Табунского, Косихинского, Михайловского, Родинского районов, продолжаются работы по переходящим объектам. Геологические задания по всем объектам выполнены в полном объеме с обеспечением плановых приростов запасов питьевых подземных вод с высокой экономической эффективностью. Программные мероприятия на 2008 год выполнены. Завершены работы по переходящему с прошлого года объекту «Поиски и оценка питьевых подземных вод для водоснабжения с. Солонешное Солонешенского района Алтайского края». Разработан проект ведомственной целевой программы «Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края» на период 2010-2012 годы.
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ И МОНИТОРИНГ Осуществление работ в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды В 2008 году в данной сфере выполнено работ на сумму 2 114 тыс. рублей. Алтайским краевым центром по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения окружающей среды проводились работы по наблюдению за качеством атмосферного воздуха, за качеством поверхностных вод рек Алей, Барнаулка, Чумыш, Каменка, Чемровка, измерение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения; осуществлялось ежедневное прогнозирование метеорологического уровня загрязнения и общего уровня загрязнения атмосферного воздуха г. Барнаула.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ Осуществление полномочий в сфере природопользования Общераспространенные полезные ископаемые В 2008 году было выдано пять лицензий на право пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых. Общее количество зарегистрированных лицензий на 1 января 2009 года составляет 97. В 2008 году начислено средств для уплаты в бюджет Алтайского края за предоставления права пользования недрами и оформление лицензий - 327 тыс. рублей. Сумма уплаченного налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых в 2008 году составила 13,5 млн. рублей.
ДЛЯ ЛЕЧЕБНЫХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ Использование водных объектов для лечебных и оздоровительных целей Наряду с рекреационным использованием водных объектов, часть существующих соленых озер используются в лечебно-профилактических целях, что приводит к их серьезному антропогенному преобразованию. На них происходит добыча минеральных и биологических ресурсов, таких как рапа, лечебные грязи. На территории края лечебные грязи распространены достаточно широко. В крае учтено семь месторождений и проявлений сапропелевых и девять месторождений и проявлений сульфидно-иловых грязей. В то же время лицензии имеют только две организации, а лечебная грязь безконтрольно используется в десятках лечебниц и санаториев, вывозится за территорию края В последние годы Алтайский край в связи с развитием инфраструктуры становится все более привлекательным для развития туризма, спорта и организованного отдыха. И в то же время в 2008 году не было заключено ни одного договора водопользования с целью использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
ЗА СЧЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Реализация мероприятий в сфере водных отношений, осуществляемых за счет федерального бюджета Учитывая особенности формирования бюджета края и его дотационный характер одной из важнейших задач является привлечение средств федерального бюджета для решения экологических проблем в сфере водных отношений. В начале 2008 года в Федеральном агентстве водных ресурсов был согласован перечень мероприятий на 2008 год, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Алтайского края с объемом финансирования – 56 866,0 тыс. рублей. В марте-апреле 2008 года были проведены открытые конкурсы, определены победители, заключены контракты и начаты работы по мероприятиям: - предпаводковое и послепаводковое обследования паводкоопасных территорий участков рек общей протяженностью 76 км; - разработка проектно-сметной документации по 3 объектам. В прошлом году окончены работы по расчистке русла р. Касмала в районе с. Ребриха Ребрихинского района. В сентябре 2008 года работы приняты государственным заказчиком. В 2008 году начаты работы по расчистке участков русел рек Талица, Чапша, Барда и озера Лебяжье в г. Барнауле. Все объекты переходящие на 2009 год. По всем перечисленным выше объектам лимит финансирования 2008 года освоен в полном объеме. В сентябре 2008 года подписано соглашение о представлении из федерального бюджета бюджету Алтайского края субсидий для проведения капитального ремонта гидротехнических сооружений в объеме 22 млн. рублей, которые направлены на: - капитальный ремонт ограждающей дамбы р. Тальменка в р.п. Тальменка – 9,0 млн. рублей объект сдается в эксплуатацию в 2010 году; - Капитальный ремонт земляной дамбы Склюихинского водохранилища в Рубцовском районе. Объем выделенных средств из федерального бюджета составил 13,0 млн. рублей, объект сдается в эксплуатацию в 2011 году. В марте 2008 года подписано Соглашение с Федеральным агентством водных ресурсов на софинансирование окончания строительства объекта «Русловыпрямление и берегоукрепление р. Чарыш в селах Бестужево, Белоглазово и на водозаборе Чарышского группового водопровода Шипуновского района» на 2008 год в объеме 13,8 млн. рублей за счет средств федерального бюджета (софинансирование из краевого бюджета – 10,0 млн. рублей). Также в 2008 году управлением проведена организационная работа по подготовке и заключению договоров водопользования и выдаче решений о предоставлении водных объектов в пользование. Выдано и зарегистрировано в государственном водном реестре 50 договоров и решений по следующим основным видам деятельности: - проведение дноуглубительных работ; - сброс сточных и/или дренажных вод; - забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов. Плата за пользование водными объектами на основании договоров водопользования за 2008 год в федеральный бюджет составила 10,4 млн. рублей. В целях упрощения административных процедур разработаны административные регламенты по предоставлению водных объектов в пользование на основании решений и договоров. Проведена их защита. В ноябре 2008 года в Федеральном агентстве водных ресурсов проведена защита обосновывающих материалов по формированию перечня мероприятий на 2009-2011 годы. Будут разрабатываться проекты по расчистке русел рек Табунка, Сосновка, Бараушка в Чарышском районе, реки Маралиха в Краснощековском районе, реки Черемшанка в г. Новоалтайске, озера Колядинское в Тюменцевском районе. Продолжатся работы на переходящих объектах. Объем финансирования в сфере водных отношений на 2009 год составит 66,9 млн. рублей. В 2009 году начнутся руслорасчистные работы на реке Лосиха в Косихинском районе, реках Каменка и Поперечная в Советском районе.
РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Второй год управление осуществляет возложенные на него функции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в рамках реализации системы государственного учета и контроля РВ и РАО, а также участвует в ведении радиационно-гигиенического паспорта Алтайского края. Управление приняло участие в решении вопроса по утилизации потенциального источника радиационной опасности - облучательной установки РХ-гамма-30, которая использовалась в Сибирском научно-исследовательском институте сыроделия.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В 2008 году был организован и начал функционировать отдел экологической экспертизы и нормирования. За год проведено 9 государственных экологических экспертиз с целью придания определенным территориям Алтайского края правового статуса комплексных заказников регионального уровня. Разработан регламент по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. За период с 26 марта по 31 декабря 2008 года выдано 714 разрешений на выброс юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является служба Ростехнадзора. В результате совместной работы с Алтайским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору на 1 января 2009 года в бюджеты всех уровней края поступило 81,8 млн. рублей, что составляет 157,6 % годового плана. Из поступивших средств 32,7 млн. рублей направлено в краевой бюджет, 32,7 млн. рублей поступило в бюджеты муниципальных образований.
НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Управлением разработано более 20 нормативных правовых актов Алтайского края в области охраны окружающей среды. Необходимо отметить основные из них. Постановлением Администрации Алтайского края от 18 января 2008 года № 18 утверждено Положение об управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. Постановлением Администрации Алтайского края от 5 февраля 2008 года № 51 утверждены Положения о государственных природных комплексных заказниках краевого значения. Постановлением Администрации края 21 апреля 2008 года № 149 «О Красной книге Алтайского края» утверждены новое Положение о порядке ведения Красной книги и Положение о комиссии по редким видам животных и растений. Необходимо отметить закон Алтайского края от 27 декабря 2008 года № 137-ЗС «О недропользовании на территории Алтайского края». Закон разработан в целях реализации полномочий органов государственной власти Алтайского края в сфере государственного регулирования отношений недропользования. Кроме того, управлением был подготовлен реестр регионального природоохранного законодательства.
В РАМКАХ РЕФОРМЫ Реформирование государственной гражданской службы края в управлении в рамках проведения административной реформы Сформирован кадровый резерв управления. Прошли переподготовку по специальности государственное и муниципальное управление в Сибирской академии государственной службы четыре специалиста. Утвержден регламент управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. Образована Коллегия управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края и утверждено соответствующее Положение.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Осуществление государственного экологического контроля на территории Алтайского края в 2008 году Одним из направлений деятельности управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края является осуществление государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Алтайского края. А также осуществление государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр (за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю). В 2008 году было проведено 1657 проверок соблюдения природоохранного законодательства на территории городов и районов края.
ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ Государственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления Анализ административных дел, рассмотренных в 2007-2008 годах показывает, что более 85 процентов всех дел возбуждается из-за отсутствия проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, либо не представление технических отчетов о неизменности производственного процесса. Административные дела за сброс отходов на почву, сжигание отходов производства и потребления, иные правонарушения при обращении с отходами, составляют менее 15 процентов от общего количества административных дел. Вместе с тем, данные правонарушения оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, приводят к более вредным последствиям, чем отсутствие самой разрешительной документации. Необходимо отметить, что с июня 2009 г. субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, освобождаются от обязанности разработки проектной документации и получения лимитов на размещение отходов. Таким образом, приоритетом при осуществлении государственного экологического контроля в данной сфере, должно стать именно выявление и пресечение существенных нарушений.
ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Государственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха Подавляющее большинство дел данной категории возбуждено за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без специального разрешения. Вместе с тем, качество атмосферного воздуха зависит, прежде всего, от выполнения хозяйствующими субъектами требований по эксплуатации пылегазоочистного оборудования, соблюдения технологических процессов и других установленных законодательством требований. В этой связи, осуществление инструментального контроля при проведении проверок должно приводить к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Определенные трудности вызывает отсутствие в управлении лаборатории. Для выполнения работ в данной сфере управлением, на договорной основе, привлекаются аккредитованные лаборатории. В 2008 году с проведен отбор проб загрязняющих веществ на 23 хозяйствующих субъектах. Обследовано 42 источника. Превышение установленных нормативов обнаружено на 19 источниках.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ Контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов Результаты работы в области использования и охраны водных объектов не отражают реального состояния дел в данной сфере. Вместе с тем, ситуация, которая складывается, например, при размещении объектов капитального строительства в на берегах рек и озер Алтайского края, должна быть изменена коренным образом. Строительство в водоохранных зонах рек и озер приобрело массовый характер, особенно в зонах отдыха и туризма. Поскольку управление не наделено полномочиями по осуществлению контрольных функций на стадии согласования проектов размещения объектов строительства, отвода земельных участков эффективность контрольных мероприятий значительно снижается. В целях изменения практики управлением запланированы к проведению в 2009 г. рейдовые мероприятия по выполнению требований законодательства при осуществлении хозяйствующими субъектами деятельности в водоохранных зонах. Большую тревогу вызывают бесхозяйные гидротехнические сооружения, требующих проведения срочных ремонтно-восстановительных работ. В целях предупреждения аварийных и чрезвычайных ситуаций в период весеннего половодья и паводков на водных объектах Алтайского края специалисты управления принимали участие в работе комиссии по обследованию технического состояния 53 бесхозяйных гидротехнических сооружений, в результате чего по 11 объектам определены эксплуатирующие организации, 19 объектов признаны неопасными, по остальным объектам материалы обследования направлены в районные прокуратуры для принятия мер по обеспечению безопасности указанных гидротехнических сооружений.
КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ НЕДР Государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр Проведены проверки выполнения лицензионного соглашения предприятиями: ООО «Карьер», ЗАО «Завод ячеистого бетона», ООО «Известковый завод», ООО «Неверовская ДСФ», и другие. Всего за год выполнено 22 проверки. Общим нарушением условий лицензионных соглашений по проведенным проверкам является отсутствие геологического обеспечения добычных работ, фактический уровень добычи ниже установленного лицензионным соглашением. На основании материалов проверок по ряду предприятий подготовлены материалы по отзыву лицензий. Не налажена должным образом работа по пресечению незаконной добычи общеполезных ископаемых. В основном это связано с отсутствием информации из районов о таких фактах. Здесь необходимы усилия всех контролирующих служб, органов местного самоуправления и общественности. В этих целях разработано Положение о внештатном общественном инспекторе, при Управлении создан штат общественных инспекторов. По состоянию на 01.01.2009 г. Приказами по управлению назначены более 40 внештатных общественных инспекторов в 20 районах края.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НА ООПТ Государственный экологический контроль за соблюдением природоохранного законодательства на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). В 2008 г. было продолжено проведение контрольных мероприятий на территории природных комплексных заказников краевого значения. Проведено 123 рейда, в том числе четыре на территории природного парка Ая. Основные нарушения на территории заказников выявлены в сфере охраны объектов животного мира, а также в части несоблюдения режима охраны заказников. В настоящее время Управлением проводится инвентаризация всех хозяйствующих субъектов на особо охраняемых природных территориях с целью проверки законности их размещения на данных территориях.
КОНТРОЛЬ ЗА ЗЕЛЕНЫМИ НАСАЖДЕНИЯМИ Участие в осуществлении государственного контроля за состоянием, использованием и охраной зеленых насаждений на землях городских и сельских поселений По жалобам и обращениям граждан проведено 50 проверок, что на 37% больше, чем в 2007 году. Большинство жалоб (36) по прежнему касается вопросов законности сноса деревьев на участках, выделяемых под малоэтажное строительство на территории Барнаула и прилагающих к городу территориях. По материалам проведенных специалистами управления проверок, направленных для принятия мер по подведомственности, возбуждено два уголовных дела по ст. 261.УК РФ. Материалы более чем по 20 фактам нарушения законодательства об охране зеленых насаждений, расположенных на землях города, переданы на рассмотрение в администрацию г. Барнаула. И здесь мы столкнулись с тем, что данные нарушения, с точки зрения действующих законов, выпали из системы контроля как федеральных органов, так и региональных. Мы вышли с законодательной инициативой в КЗС о введении штрафных санкций за данные нарушения. (Окончание на стр 8)
СВЕДЕНИЯ о перечислении в местный бюджет платежей, администрируемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору “Ростехнадзор” по состоянию на 1 января 2007 г. (Плата) |