Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2013 г. (ноябрь-декабрь) 2013 год


А вы знаете, что....
Человеческий глаз способен различать 10 000 000 цветовых оттенков



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2013 год
№11-12 (215-216) 2013 год / 94-95 страница



Официально.
Из доклада министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донского

Уважаемые делегаты съезда!
Прошло ровно десять лет с момента проведения предыдущего – III экологического съезда. За этот период многое изменилось. Как мир, так и Россия пережили финансово-экономический кризис, изменились глобальные вызовы. Появились новые модели экономического развития, основанные на зеленых инновационных технологиях. Они стали основой политики многих стран. Однако следует констатировать, что кардинальных изменений в сфере охраны окружающей среды за последнее десятилетие в мире не произошло.


Кардинальных изменений в мире не произошло

Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. ДонскойНа повестке дня продолжают оставаться масштабные проблемы природной среды, стоящие перед всем мировым сообществом. Среди них последствия влияния человечества на состояние планеты Земля, экологическая опасность, выражающиеся в утрате биоразнообразия, сокращении запасов невозобновляемых ресурсов, деградации природной среды, истощении озонового слоя, глобальных изменениях климата, увеличении частоты опасных природных явлений. Сама по себе устойчивость развития человеческой цивилизации является одной из самых обсуждаемых тем в мировом сообществе.

Сверхактуальные проблемы
Для нашей страны экологические проблемы также остаются сверхактуальными.
Огромная территория и уникальные запасы ресурсов позволяли нам длительный период времени наращивать экономику за счет экстенсивного использования окружающей среды.
Природный капитал России выступает в двойственной роли. С одной стороны, российские ресурсы являются кладовой для развития всей мировой экономики. С другой стороны, большинство запасов находится на ненарушенных хозяйственной деятельностью территориях, и масштабное ведение их разработки, вовлечение в экономический оборот огромных девственных участков может негативно сказаться на глобальном экологическом балансе.

Высокий уровень
Несмотря на то что 2/3 площади России остаются фактически не затронутыми антропогенным воздействием, сохранившими естес­твенную биопродуктивность и биоразнообразие (и здесь наша страна играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы), все же следует отметить, что экологическая ситуация в Российской Федерации продолжает характеризоваться высоким уровнем антропогенного воздействия на природные системы.
Более половины городского населения России проживает в условиях, когда степень загрязнения воздуха оценивается как высокая или очень высокая.
Загрязнение водных объектов остается одной из основных экологических проблем для промышленно развитых регионов Поволжья, Урала, Кузбасса и Северного Кавказа.

Особое беспокойство
Особое беспокойство вызывает рост образования отходов и низкий уровень их утилизации и обезвреживания.
Так, более 14 тысяч санкционированных мест размещения отходов занимают территорию общей площадью порядка четырех миллиардов гектаров. Под их размещение ежегодно выделяется порядка 400 тысяч гектаров земли.
Также на сегодняшний день выявлено 68 тысяч мест незаконного складирования отходов, которые занимают существенно большие площади. Здесь по правде следует сказать, что в 70% случаев обнаружения таких мест складирования отходов принят и реализуется комплекс мер по рекультивации земель. Но на ликвидацию оставшихся свалок необходим значительный объем средств, которых сегодня у регионов просто нет.

Прошлый экологический ущерб
Один из наиболее важных экологических вопросов, решение которого уже не терпит отлагательств, так как оказывает прямое и негативное влияние на уровень и качество жизни людей в нашей стране, – это ликвидация прошлого экологического ущерба. Цифры говорят сами за себя: к концу 2012 года в России накоплено больше 31 миллиарда тонн отходов, связанных с прошлой экономической деятельностью.
Печальным следствием всего этого становится не только неизменное ухудшение экологической обстановки. Накопленные загрязнения оказывают негативное влияние и на темпы экономического роста. По экспертным оценкам, ежегодный экономический ущерб составляет 4-6% ВВП.
Таким образом, если этой проблемой сейчас не заняться вплотную и не реализовать все имеющиеся у нас в запасе возможности, то будущие поколения (в лице которых часто принято видеть главных арбитров многим принимаемым сегодня решениям) рискуют вообще не получить чистых природных территорий.

Период ослабления
Надо признать, что в период до 2008 года наблюдалось ослабление природоохранного и ресурсного законодательства, ограничение государственного экологического контроля и мониторинга, экологической экспертизы. Долгое время вопросы экологической безопасности рассматривались по остаточному принципу, находясь на периферии государственного внимания.
Сокращались удельные расходы на охрану окружающей среды. Не выделялось достаточно средств на рекультивацию земель, на восстановление лесов, на строительство очистных сооружений и полигонов для утилизации отходов. На многих предприятиях продолжают использоваться так называемые «грязные» технологии.
Административная реформа также внесла свою специфику в сферу обеспечения экологической безопасности. По результатам реформы функциями и полномочиями по экологии обладали как минимум одиннадцать ведомств. Все это приводило к тому, что не существовало единой системы управления и единого подхода в важнейшей для здоровья и жизни жителей России сфере.

Ситуация меняется
Ситуация стала изменяться последнее время. С середины 2008 года большинство функций и полномочий в сфере экологии переданы Минприроды России и подведомственным федеральным агентствам и службам.
На уровне Президента и Правительства, субъектов Российской Федерации и общественных организаций также предпринимаются значительные усилия, направленные на повышение эффективности реализации государственной экологической политики и рациональное природопользование, стимулирование «зеленой экономики».
Но переход к такой экономике невозможен без усилий со стороны государства: как с точки зрения непосредственного финансового участия, так и с точки зрения создания необходимых законодательных условий.
В этой части важным является принятие за последний пятилетний период ряда стратегических документов: Климатической доктрины, Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, новых кодексов – Лесного и Водного, Энергетической стратегии, Водной стратегии, Стратегии национальной безопасности, Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, Указа Президента «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Особое значение
Особо следует выделить утверждение Президентом в прошлом году Основ государственной политики в области экологического развития страны, которые сформировали базу для новой конструкции природоохранного законодательства.
С 2012 года реализуются три государственные программы и две федеральных целевых программы на общую сумму более 4,5 триллиона рублей.
Эти стратегические документы определили основные принципы современной политики – это экологическая безопасность и рациональное использование ресурсов, а также направления и механизмы ее реализации.

Приоритетные направления
Теперь коротко о четырех приоритетных направлениях деятельности Министер­ства: это ликвидация прошлого экологического ущерба; снижение текущего негативного воздействия; сохранение и восстановление биоразнообразия; и основное – создание условий для экологической модернизации экономики.
В соответствии с поручением Президента мы в октябре текущего года закончили инвентаризацию крупных объектов прошлого экологического ущерба. Было выявлено 340 таких объектов.
Наибольшее количество загрязняющих веществ сосредоточено в промышленных регионах – Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Сегодня мы реализуем пилотные проекты по ликвидации накопленного ущерба в самых экологически уязвимых районах: Арктика, Байкальский регион, Центральная Россия. Общая сумма затрат по этому направлению составляет более 10 миллиардов рублей.
Но с учетом результатов инвентаризации мы понимаем, что необходима более масштабная уборка. Для комплексного решения проблем подготовлен соответствующий проект ФЦП, который предусматривает ликвидацию основных видов накопленных загрязнений.
Необходимое финансовое обеспечение проекта программы составляет 209 млрд. руб.
Законопроектом о федеральном бюджете на 2014-2016 годы предусмотрено финансирование программы на уровне трех миллиардов рублей ежегодно в период до 2016 года.
К сожалению, приходится констатировать, что планируемого финансирования ФЦП недостаточно. Поэтому нами сегодня подготовлены изменения законодательства, которые позволят через систему ликвидационных фондов аккумулировать необходимые дополнительные средства.
Подготовлен законопроект о возмещении (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью, который включает механизмы государственно-частного партнерства при реализации таких проектов.

Водные ресурсы
Несколько слов о снижении негативного воздействия на водные ресурсы.
В 2012 году Правительством утверждена ФЦП по развитию водохозяйственного комплекса. За полтора года реализации этой программы запущены экономические механизмы стимулирования строительства и модернизации очистных сооружений и систем водосбережения.
Сегодня реализуется 20 инвестиционных проектов с объемом финансирования 44 миллиарда рублей. Ожидается, что по результатам выполнения ФЦП произойдет снижение объема загрязненных сточных вод на 558 миллионов кубометров в год, а масса загрязняющих веществ – на 146 тысяч тонн в год.
Говоря о воде, нельзя не сказать о ходе реализации утвержденной в прошлом году ФЦП по охране озера Байкал и принятии принципиального решения по закрытию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
К этому решению мы шли давно, в том числе работа Байкальского ЦБК обсуждалась на всех прошедших экологических съездах, поэтому хотелось бы всех участников IV съезда поздравить с этим долгожданным результатом.
В рамках байкальской ФЦП уже начаты проекты по ликвидации ранее накопленного ущерба, в 2014 году приступим к строительству предприятий по обращению с отходами, реконструкции объектов рыборазведения, а также рекультивации нарушенных земель.
В результате реализации программы около 80% Байкальской природной территории будет рекультивировано.

Атмосферный воздух
Теперь о мерах по улучшению качества атмосферного воздуха.
Безусловно, основной загрязнитель воздуха в нашей стране – автотранспорт.
Правительством предпринимается целый комплекс мер, направленных на снижение количества выбросов.
Принят комплексный план по развитию рынка газомоторного топлива, введен утилизационный сбор на автотранспорт. Совместно с Минпромторгом готовим пакет предложений по введению экологического сбора на автомобили, работающие на топливе стандартов Евро 1 и 2.
Кроме того, правительством принято решение об изменении правил функционирования единого рынка электроэнергии с целью стимулирования создания новых энергомощностей, работающих на солнечной и ветровой энергии, а также малой гидроэнергетике. Сейчас идет отбор пилотных проектов по этой программе.

Загрязнение земель
Как я уже говорил, один из самых больных вопросов – загрязнение земель.
Безусловно, самая важная проблема – десятки тысяч свалок, полигонов, мест захоронения отходов, не соответствующих минимальным экологическим требованиям.
Основная причина – отсутствие экономических стимулов для создания современных предприятий по переработке мусора, а также слабый государственный экологический контроль.
В этом направлении ключевым является принятие в следующем году законопроекта, уже рассмотренного Государственной Думой в первом чтении, который сформирует основу для создания новой в нашей стране отрасли по переработке ТБО.

Биоразнообразие и культура
Следующим важнейшим направлением реализации экологической политики мы считаем сохранение и восстановление биоразнообразия.
Особо охраняемые природные территории имеют исключительное значение для сохранения ландшафтного разнообразия, уникальных объектов природы, редких животных и растений, а также важны для знакомства с живой природой и формирования экологической культуры.
За последние десять лет площадь ООПТ увеличилась более чем на пять миллионов гектаров. Было создано на федеральном уровне два заповедника, 10 национальных парков, два заказника федерального значения. Расширены по площади пять заповедников и один национальный парк.
Таким образом, сегодня в России создано более 12 тысяч ООПТ разных уровней и категорий. Они занимают 2,8% территории страны.
В течение ближайших восьми лет запланировано создать еще 11 заповедников, 17 нацпарков и один федеральный заказник. При этом площадь федеральных ООПТ увеличится на 18% и к 2020 году достигнет 3% от общей площади России.
В отношении исчезающих видов животных – амурского тигра, дальневосточного леопарда, белого медведя, сегодня по ним приняты и реализуются целевые программы по стабилизации и увеличению их популяции.
Безусловно, важнейшее решение 2013 года – принятые законы о введении уголовной ответственности за любую деятельность по обороту краснокнижных животных в стране.
В целях повышения эффективности охраны животного мира внесены изменения в законодательство по расширению полномочий охотпользователей по борьбе с браконьерством. Таким образом положено начало возрождению системы охотнадзора...

Ближайшая перспектива
В качестве ключевых событий на ближайшую перспективу должно стать принятие трех федеральных законов, направленных на создание условий для перехода на наилучшие технологии, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами, ликвидации ущерба прошлой хозяйственной деятельности.
За счет повышения технологической и экологической эффективности экономики мы ожидаем снижения уровня экологического воздействия на окружающую среду в 2–2,5 раза к 2020 году, что позволит выйти на современные показатели сохранения природы в развитых странах.

Информационная система
Отдельным направлением работ Министерства является создание открытой современной информационной системы охраны окружающей среды.
В 2011 году Министерством была обеспечена разработка и принятие федерального закона, направленного на повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга, а также создание государственной информационной системы, которая обеспечивала бы обобщение и доступ граждан и заинтересованных лиц ко всей получаемой федеральными органами информации о состоянии окружающей среды.
Информация системы через портал в сети Интернет будет доступна в интерактивном виде. Конечно, глубину этой интерактивности мы планируем наращивать постепенно, по мере развития системы, но к 2018 году мы собираемся полностью завершить создание системы на федеральном уровне, а в двух пилотных регионах – обеспечить получение и интерактивное предоставление информации вплоть до конкретных постов мониторинга.
Создание этой экологической информационной системы обеспечит реализацию конституционных прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды, а также повысит эффективность управления качеством окружающей среды и открытость работы Министерства, Росприроднадзора и Росгидромета.
Кроме того, увязка системы с государственным докладом о состоянии окружающей среды, который мы с этого года готовим в соответствии с рекомендациями ЕЭК ООН и ОЭСР, сразу же выявит пробелы, связанные с отсутствием у нас части необходимой информации...
Сам государственный доклад, начиная с этого года, мы планируем размещать в сети Интернет также в интерактивном виде.

Методы контроля
Мы хорошо понимаем, что улучшение законодательства огромной страны должно сопровождаться использованием современных методов контроля. В 2010-2012 годах модернизировано около 2000 пунктов метеорологии и контроля загрязнения воздуха, 64 аэрологические станции высотного зондирования атмосферы.
До 2020 года будет модернизировано более трех тысяч пунктов гидрологических наблюдений. Для этого заложены средства в соответствующую госпрограмму.
Создается новая радиолокационная сеть, восстанавливается космическая группировка спутников мониторинга Земли, в прошлом году на воду спущено современное судно ледокольного класса для российской антарктической экспедиции «Академик Трешников».
На этой неделе в Жуковском состоится презентация многоцелевого самолета-лаборатории Як-42Д «Росгидромет», на котором установлены аппаратно-программные комплексы для геофизического мониторинга атмосферы и подстилающей поверхности, по совокупности измеряемых параметров не имеющие аналогов в мире...

Предложения
Полагаю, нам необходимо больше взаимодействовать с региональными органами как исполнительной, так и законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Я предлагаю съезду рассмотреть идею о создании при Минприроды России Федерального экологического совета в качестве специальной площадки для обсуждения вопросов и координации федеральных и региональных усилий в экологической сфере.
Съезд также является отличной площадкой не только для обсуждения проблем, но и для выработки консолидированной позиции по приоритетным направлениям экологического развития России.

Оценка по горячим следам
4 декабря 2013 г., в день закрытия съезда, две тысячи делегатов из 83 регионов России проголосовали за принятие резолюции. Документ, окончательный вариант которого предполагает создание Федерального экологического совета при Правительстве РФ, нашел поддержку у 93% участников голосования.
Глава Минприроды Сергей Донской поблагодарил участников съезда за плодотворную трехдневную работу и выразил мнение, что для скорейшей реализации предложений, изложенных в резолюции, необходимо заручиться стопроцентной поддержкой всех неравнодушных к проблемам экологии гражданских институтов.
– Четвертый Всероссийский съезд по охране окружающей среды прошел успешно – в режиме максимальной открытости и диалога. Мы смогли обеспечить участие профессиональных экологов из всех регионов России, постарались дать слово каждому, чтобы не только услышать различные позиции, но и учесть их при подготовке резолюции, – дал оценку мероприятию Сергей Донской. «Съезд позволил дополнить экологическую повестку новыми задачами, сформулировать вызовы, которые возникнут перед нами в ближайшем будущем. Все это легло в основу резолюции и станет «дорожной картой» в развитии экологического регулирования».
По мнению участников съезда, отраженному в резолюции, сегодня существует острая необходимость создания площадки для проведения регулярных консультаций руководителей федеральных и региональных органов государственной власти с целью реализации скоординированной экологической политики. Для решения данной проблемы было предложено создать новый природоохранный орган – Федеральный экологический совет при Правительстве Российской Федерации. Инициатива нашла отражение в материалах итоговой резолюции съезда.
Среди других положений, изложенных в резолюции, – необходимость одобрения декларации о внедрении принципов «зеленой экономики» в России, введение новых жестких критериев при осуществлении государственного контроля, государственной экологической экспертизы, государственного экологического мониторинга, принятие дополнительных мер по разработке и реализации инвестиционных проектов экологически безопасного удаления твердых бытовых отходов и прочее.
По мнению делегатов съезда, экологические проблемы России во многом взаимосвязаны с проблемами глобальной экологии. Вхождение России во Всемирную торговую организацию, присоединение к Организации экономического сотрудничества и развития, ратификация и присоединение к системе международных договоров накладывает дополнительную ответственность и масштабные обязательства.
Ознакомиться с проектом резолюции можно на сайте съезда.

Слово – делегатам

Других вариантов нет
Директор Катунского заповедника Александр Викторович Затеев:
– Многие важные вопросы были обсуждены. Сейчас, на мой взгляд, проблемы охраны окружающей среды вышли на самый верхний уровень. И это идет от руководства страны. Радует, что руководство страны все-таки обращает самое внимательное внимание на охрану природы и среды обитания. Все должны понимать, что без нормальной окружающей среды дальше жизни не будет. Такое понимание возникает в обществе.
Еще пять лет назад об этом с высоких трибун у нас никто не говорил. Все понимали, что природа может до какого-то определенного момента терпеть, а потом она может и лягнуть хорошо, и на этом съезде начали об этом говорить с высоких трибун. Здесь происходит взаимопонимание и людей, и правительства, и властных структур, что надо сохранять природу, – других вариантов нет.

Думаю, наши слова будут услышаны
Доктор биологических наук, Куприянов, директор Кузбасского ботанического сада, научный руководитель проекта «Начни с дома своего»Доктор биологических наук, Куприянов, директор Кузбасского ботанического сада, научный руководитель проекта «Начни с дома своего»:
– Я уже в третьем съезде участвую. Доклад министра – вполне взвешенный, Поставлен вопрос, например, почему тот, кто нарушает, должен платить – этот лозунг есть, но он не выполняется? Есть предмет для размышлений.
Что положительно – это вы сами видите, – что руководители образования поставили вопрос о возвращении в обязательный курс обучения предмета «Экология». Оно вернется в школьные программы, дисциплины вернутся в вузы, независимо от специальности. Возможно, это подтолкнет к созданию регионального компонента учебников, допустим, по экологии Алтайского края.
Хочу сказать, что то, что решает съезд, – это почти то же самое, что решает народ. И сейчас, я думаю, эти слова будут услышаны.
Что мне не понравилось? В частности, на «круглом столе» по охране биоразнообразия господин Степаницкий говорил только об охране животного мира. Об охране растений не было ни слова. Это вина модератора, и поэтому ничего не вошло и в резолюцию. Поэтому как я могу быть полностью доволен результатами съезда?


Общая информация


Интересно

2/3 площади России остаются фактически не затронутыми антропогенным воздействием, сохранившими естественную биопродуктивность и биоразнообразие 
Проблема

К концу 2012 года в России накоплено больше 31 миллиарда тонн отходов, связанных с прошлой экономической деятельностью

Заметки

В период до 2008 года наблюдалось ослабление природоохранного и ресурсного законодательства, ограничение государственного экологического контроля и мониторинга, экологической экспертизы 
Заметки

С середины 2008 года большинство функций и полномочий в сфере экологии переданы Минприроды России и подведомственным федеральным агент­ствам и службам

Сведения

Наибольшее количество загрязняющих веществ сосредоточено в промышленных регионах – Урал, Сибирь и Дальний Восток 
Проблема

Самая важная проблема – десятки тысяч свалок, полигонов, мест захоронения отходов, не соответствующих минимальным экологическим требованиям

Цифры

Сегодня в России создано более 12 тысяч ООПТ разных уровней и категорий. Они занимают 2,8% территории страны 
Цифры

За последние десять лет площадь ООПТ увеличилась более чем на 5 млн. гектаров


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©