Природа сибири Начни с дома своего
   Главная      Газета       Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта

- Тематические страницы
- Наш общий дом – Алтай
- Концепция реальных дел
- Наш Алтай – зелёный рай

Серия публикаций о спелеологах.

А вы знаете, что....
Почти половина всех костей человека находятся в запястьях и ступнях

на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

Пещеры / Высокогорная интермедия

Раздел ведет Вадим Вистингаузен

В 1965 году нам с моим другом и земляком Витей Лойшей крупно повезло. Мы приняли участие в экспедиции, которая открыла новый этап изучения ледников Белухи и Катунского хребта в целом. До этого около четверти века гляциологи (специалисты по изучению ледников) на Катунском хребте не были.

Высокогорная интермедия

Фото 1БЕЗ СЕДЕЛ И ПОЛУШУБКОВ
Когда мы втроем во главе с нашим начальником Виктором Семеновичем Ревякиным погрузились в поезд и отправились в Бийск, с нами была куча имущества. В его числе были полушубки и семь седел – четыре кавалерийских и три вьючных. Предполагалось в ближайшей деревне нанять лошадей и конюха. Увы, действительность не оправдала наши ожидания. Лошадей было много, но их нужно было пригонять с горных пастбищ и объезжать. Те же, что ходили под седлами, все были в работе.
В результате, седла и полушубки пришлось оставить в деревне Катанде, на метеостанции. На попутке добрались до следующей деревни - Тюнгур, где формировался вьючный караван для заброски продуктов на метеостанцию Аккем, расположенную в 45 километрах вблизи северных склонов Белухи. Метеорологи согласились доставить в Аккем и наш груз.
«СТРАШНЫЙ ПЕРЕВАЛ»
Подготовка каравана к выходу заняла несколько часов. Лошади не хотели грузиться, сбрасывали вьюки, приходилось начинать все снова. Зато когда двинулись, все было замечательно – никакого рюкзака на плечах, только ледоруб руке. Переправились на пароме через Катунь – и в горы.
Вскоре начался подъем на «страшный перевал Кузуяк». Хотя его высота всего 1500 метров, и через него идет конная тропа, для еще не акклиматизировавшегося путника восхождение на него очень утомительно. Даже мы, шедшие налегке, достигли верха с высунутыми языками, изнемогая от жары. Но воды нет. Караванщики угостили нас теплыми огурцами, которые еще больше раздразнили нашу жажду.
С перевала спускаемся к ревущей реке. Она течет с ледника, и вся бело-мутная от пены и взвешенного порошка, в который медленно ползущий ледник истирает свое скальное ложе. Мы с Витей читали об этом, а сейчас видим наяву. Зачерпываем и пьем воду прямо с этой мутью. Вода ломит зубы.
МЕРЦАЮЩЕЕ ЧУДО - БЕЛУХА
Грязная, неровная тропа идет по ущелью среди скал и огромных кедров. Идем долго, без обеда, и голод начинает терзать наши желудки. Но вот долина расширяется, образуя среди леса приятную полянку с примостившейся на ней избушкой. Лошадей начинают развьючивать – здесь ночлег.
Я отхожу немного в сторонку и замираю – передо мной огромная белая гора с двумя вершинами. Белуха! Рядом горки пониже. Зрелище настолько завораживающее, что я не могу сдвинуться с места. До этого момента снеговых гор вообще не было видно.
Враки, что Белуху видать чуть ли не из Горно-Алтайска. Не смотря на свою высоту, она скрыта в складках гор и появляется перед глазами путешественника, идущего по аккемской тропе, только когда до нее остается километров 20, причем кажется, что она гораздо ближе.
Палатка поставлена, ужин сварен и съеден, сгущаются сумерки, а мы все глядим на это мерцающее чудо. Короткий сон, быстрый завтрак, завьючивание лошадей и снова в путь. Белуха теперь все время перед глазами, но удивительно – по мере нашего движения она почти не приближается. Наконец мы подходим к ее передовым дозорным – горам Ярлу и Броня. Между горами озеро и на его берегу – постройки метеостанции.
…Потом было много приключений – неудачный брод через Аккем, когда нас с Витей снесло потоком, но спасла страховка начальника; переход через перевал, до нас никому неизвестный и слишком сложный для новичков; полет с 200-метровой высоты упущенного рюкзака; гроза в горах. И снова переправы, перевалы, озера, ледники.
ЧЕРЕЗ КАЗАХСТАН К ИСТОКУ КАТУНИ
На 1966 году были запланированы наблюдения одновременно тремя отрядами на трех ледниках Белухи – в истоках Катуни, Кочурлы и Аккема. Нам с Витей и еще одним студентом – Володей Кочем – было поручено самостоятельное сложное задание: «заброситься» через Казахстан в исток Катуни и провести метеорологические и гляциологические наблюдения на леднике Геблера под южным склоном Белухи. Как всегда, куча груза (с нами была даже стандартная метеорологическая будка) и длинная дорога – поезд, автобус, попутка, вьючные лошади. Остаток пути пришлось играть роль шерпов (носильщиков гималайских экспедиций), перенося грузы «челноком» на своих плечах.
МЕСЯЦ У КРАЯ ЛЕДНИКА
Месяц мы втроем жили у края ледника, трижды в сутки снимая показания с приборов и через день проверяя забуренные в лед рейки, по которым измерялось таяние. Четырежды наше одиночество, к нашей радости, нарушали туристы. А в середине наблюдений нас навестили наши начальники-преподаватели во главе с Ревякиным. Они пришли к нам с истоков Кочурлы, где работал их отряд, через перевал. Нам тоже было приказано по завершению наблюдений эвакуироваться через него, чтобы возвращаться в Томск всем вместе. Чтобы подбодрить нас, нам сказали, что в их лагере нас ждет сюрприз – по банке консервированных кальмаров на каждого. «Деликатес!» Наш рацион был довольно скуден и однообразен, и размышления о прелестях заморского блюда часто посещали нас.
И вот, мы на пути к дому и неведомому перевалу. Продукты на исходе – ни консервов, ни сухарей, ни сахара уже нет. Есть немного крупы, горсточка чайной заварки, бульонные кубики и таблетки глюкозы. Ночевка перед перевалом – за границей леса.
ОПАСНЫЕ ТРЕЩИНЫ ПОД СНЕГОМ
На следующий день подходим к леднику, из которого вытекает река Капчал, приток Катуни. Над ним – снежные вершины, между которыми должен быть перевал. Сначала идем по открытому пологому льду. Доходим до границы снега, покрывающего верхнюю часть ледника.
Здесь под снегом могут быть опасные трещины, в которые можно провалиться. И действительно – первая из них уже угадывается сквозь снег. Осторожно перехожу на другой ее край и поджидаю спутников. Володя тоже переходит ее, но при этом одна его нога по щиколотку уходит в снег.
«Ну что, пора связаться для страховки» – говорю идущему последним Вите. Он презрительно хмыкает – «Это еще зачем?» – и делает шаг, второй. И вдруг, снег, с легким шорохом, уходит из-под его ног, и через мгновение мы с Володей видим только голову нашего друга, да еще рюкзак, который не дает ему исчезнуть полностью.
Быстро скидываем свои рюкзаки и вытягиваем Витю из западни. В проделанной им дыре – только зеленоватый сумрак. Никаких признаков дна…
Теперь никто не протестует против принятия мер безопасности. У нас есть 30 метров веревки, которой мы связываемся. Растянувшись по леднику, мы осторожно двигаемся к уже видимой скальной седловине перевала. На ней мы находим тур, а в нем записку прошедшей перед нами группы туристов. Забираем ее и оставляем свою. Виды с перевала прекрасны. Съедаем последнюю банку сгущенки, которую мы берегли для этого случая, – и вниз, к синеющему вдалеке лесу. Ночевка – у первых кедров, рядом с водопадом, гул которого нисколько не мешает нам заснуть.
ВКУС КАЛЬМАРОВ
Утром – скудный завтрак из последних остатков. Вместо чая завариваем листья смородины, жребием делим на троих последние четыре таблетки глюкозы.
Тропа почти не видна, идти (тем более – на голодный желудок) нелегко. После трудного брода наши силы иссякают. Догадываемся, что лагерь, куда мы идем, недалек. Посылаем туда налегке Витю, чтобы принес чего-нибудь поесть.
Пока Вити нет, мы с Володей замечаем гроздья крупной спелой смородины и набрасываемся на нее. Когда Витя появляется, у него в руках полбанки клубничного джема и миска сухарных крошек.
В лагере никого нет (все перетаскивают грузы вниз), но кальмары нас ждут. Подкрепившись, добираемся до цели. Вскрываем банки с кальмарами и в один миг съедаем содержимое.
Потом ставим чай и вспоминаем дорогу через перевал, броды, мрак разверзшейся трещины. Сколько же там метров?
Хозяева лагеря, придя, спрашивают нас о вкусе кальмаров. Мы пожимаем плечами – были так голодны, что вкуса не заметили. «А мы свои открыли, попробовали – и никто есть не стал», – смеются они…

Горы, пещеры, ледники

В ледниках горных и полярных стран имеются пещеры, возникшие как в результате таяния льда, так и подвижек ледников. Многие ледники рассечены трещинами, которые могут достигать многих десятков метров и доходить до скального ложа (измеренная мощность льда алтайских ледников достигает 150 м).
Эти трещины интересны тем, что вскрывают многолетние наслоения льда, по разрезу которых можно судить о климатах прошлых эпох. Большие ледниковые туннели есть в ледниках полярных стран.
На острове Исландия есть пещера Кверкфьол длиной 2,85 км и глубиной 525 м. В Казахстане известна пещера Октябрьская длиной 1,39 км и глубиной 118 м. В США пещера Парадиз имела общую длину до 24 км, но в результате таяния ледника сократилась до 6 км. Посещать ледниковые пещеры можно, преимущественно, в холодный период, когда нет таяния.
Обычно считается, что климат высокогорья препятствует карстовым процессам, однако, карстовые пещеры известны и высоко в горах, даже среди ледников.
Самая высоко расположенная пещера находится, естественно, в самой высокой горной стране мира – Гималаях, на склоне кашмирского восьмитысячника Нага-Парбат, на высоте 6645 м. Это пещера Ракхиот длиной 75 м.
Много высокогорных пещер в Перуанских Андах, на высотах 4800-3500 м. Из них Сима де Мильпо (высота 3990 м) имеет длину 2,14 км и глубину 400 м.
В Таджикистане, на Восточном Памире, на высоте 4600 м, находится труднодоступная Рангкульская пещера (Сыйкырдуу). Ее длина около 2,05 км, глубина 268 м.
В Скалистых горах США, на высоте 3500 м находится пещера Спэниш-кейв (Испанская). Пещера Джар Парау в Иране, расположенная на высоте около 3100 м достигает 750 м глубины и 1,36 км длины.
Даже в Европе, в Пиринеях, на границе Испании и Франции, известный французский спелеолог Норбер Кастере открыл среди ледников массива Марборе несколько пещер на высотах 3000-3050 м с интересными ледяными образованиями.
На российской территории Алтая пещеры на высотах 3000 и более метров пока неизвестны. Есть неясные сведения о пещерах на Катунском хребте, в том числе и недалеко от Белухи, но в местностях, где высоты ниже. В Монгольском Алтае есть неизученная пещера, расположенная на высоте более 3200 м.
Ледники – самые настоящие, хотя и миниатюрные – есть и в пещерах, причем не обязательно высокогорных. Как и обычные ледники, они образуются из напластований снега, который в результате давления выше лежащих слоев и периодического таяния и замерзания превращается в лед. Снег попадает в глубь пещеры через отверстия, соединяющие ее с поверхностью. Здесь тоже можно проследить многолетние наслоения льда. Есть ледники и в алтайских пещерах.