Друзья заповедных островов 14 октября, в День работников заповедников, в лицее-интернате № 3 города Барнаула состоялась встреча учащихся двух школ, которым посчастливилось побывать этим летом в Алтайском и Тигирекском заповедниках.
Давайте вместе помогать! Организаторам данной встречи было интересно познакомить ребят, которые являлись участниками разных экологических лагерей (ученики из 128-й школы побывали в Алтайском заповеднике, а лицея № 3 – в Тигирекском). Какие остались у них воспоминания и впечатления, особенно сейчас, спустя более двух с половиной месяцев после окончания лагеря? Хотели бы они продолжить своё знакомство с заповедниками? Эти и многие другие вопросы предполагалось задать всем участникам. Началась встреча просмотром презентаций с мест проведения лагерей. Восхищёнными откликами сопровождались фотографии с изображением красивой природы. Все сидящие в зале с удовольствием вновь переживали минуты общения с уникальными заповедными местами. Участники лагеря Алтайского заповедника вспоминали свои походы на водопады, купание в Телецком озере, эстафеты с поиском клада. Для ребят, побывавших в эколагере Тигирекского заповедника, яркими событиями стали походы в пещеры, купание в реке Чарыш, общение у вечернего костра. Организаторам приятно было услышать о том, что и сейчас продолжается общение с новыми друзьями: ребята переписываются по почте, звонят друг другу. Участники встречи отвечали и на вопросы анкет. Многие отметили, что после участия в эколагере стали более терпимыми к людям, аккуратными по отношению к природе. Ученица 11 Е класса лицея № 3 Бачурина Катя на вопрос «Изменилось ли Ваше личное отношение к заповедникам после участия в данном лагере?» ответила: «Да, появилось ещё более бережное отношение к заповедникам, к природе в целом, и теперь я знаю, как здорово участвовать в экологическом движении!». Яркое впечатление оставила и презентация материалов экоцентра «Заповедники» (Москва) о всероссийском Движении «Друзья заповедных островов». Она сопровождалась рассказом Лущаева Эвальда, представляющего Экоклуб Алтайского госуниверситета. Уже не первый год данная организация является успешным координатором «Друзей заповедных островов» в Алтайском крае. Сотрудником заповедника «Тигирекский» Пожидаевой Людмилой была представлена презентация о международном экологическом лагере «Друзья дикой природы», состоявшимся в Болгарии в сентябре этого года. Это был живописный рассказ о международном скаутском движении, его символике, проектах и программах. И здесь разговор приобрёл более серьёзный характер. Как можно организовать совместные мероприятия, поучаствовать в межрегиональных проектах? Обсуждались вопросы дальнейшего участия в оказании помощи заповедникам (Примечание ред. Более подробно о двух последних событиях рассказано в предыдущем номере «Природы…»). Многие выразили желание поработать волонтёрами на особо охраняемых территориях следующим летом. На прощание все участники встречи договорились организовать совместные акции и летние проекты в помощь заповедникам, да и просто встретиться друг с другом ещё не раз! Светлана ЩИГРЕВА, представитель оргкомитета, учитель экологии лицея № 3, член экологического клуба АГУ
Стартовал марафон 6 НОЯБРЯ в крае стартовал экологический марафон, посвященный 90-летию системы охраняемых территорий в России. Ребята из разных районов края и г. Барнаула в течение шести недель будут выполнять задания трех этапов марафона. Решая теоретические и творческие задания, ребята познакомятся на разных этапах с богатейшим наследством – заповедной природой России, Алтайского края. В конце декабря будут подведены итоги, и наиболее старательные участники будут награждены призами от организаторов экомарафона – заповедника «Тигирекский», Экологического клуба АГУ и центра «Социальное партнерство». Экологический марафон «ООПТ – сохраним для природы!» посвящен 90-летию системы охраняемых территорий в России. Десятки заповедников и национальных парков, созданные на сегодняшний день в России, сохраняют неприкосновенность разных уголков огромной евроазиатской страны. Это богатейшее наследство, которое невозможно измерить в деньгах, которое не изнашивается, не ломается и не выходит из моды, мы сохраняем для жизни на нашей планете, а значит, и для будущих поколений. Участники марафона – это учащиеся из 10 районов края, школ и библиотек города Барнаула. Выполнить задания марафона решили школьные объединения «Азимут», «Непоседы», «Гнездышко», «Глобус», «Кедр» и другие. Некоторые участники будут выполнять задания индивидуально. Теоретические вопросы и творческие исследования марафона распределены в три этапа: «ООПТ России», «ООПТ Алтае-Саянского региона» и «ООПТ Алтайского края». Для прохождения каждого этапа участникам дается две недели. Ответы каждого этапа будут оценены сотрудниками заповедника, и после 15 декабря будут подведены итоги экологического марафона. Елена РЕПЕТУНОВА. Заповедник «Тигирекский»
БАЙКАЛ, ПРИРОДА, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ Большая Байкальская Тропа (ББТ)? Это организация, занимающаяся с 2000 года строительством экотроп на озере Байкал. Строятся тропы в наиболее посещаемых туристами местах, на всем протяжении берега озера Байкал. Данной организацией планируется построить экотропы общей протяженностью 2000 км, на начало 2006 года длина экотроп составляет 380 км. У вас возникает вопрос: «А кто строит эти тропы ?». Ответ прост - волонтеры. Слово волонтер взято с французского языка и переводится – доброволец. Добровольцем ББТ может стать любой человек, зайдя на сайт www.greatbaikaltrail.ru и заполнив там анкету. Таким несложным образом я и попал на один из их проектов на озере Байкал. Самым интригующим в моей поездке было то, что волонтерами ББТ являются представители не только России, но и других стран. При знакомстве с участниками моей группы с каждым пожатием руки от удивления глаза становились все больше и больше. Помимо волонтеров из российских городов: Иркутск, Улан-Удэ, были добровольцы из Австралии, Испании, Германии, Англии и США. Такого интернационала я не встречал ни разу в жизни. У многих людей возникает вопрос: «А как вы общались?». Все иностранцы, без исключения, знали английский язык, чего нельзя сказать о русских волонтерах, в том числе и обо мне. Поэтому неподалеку был всегда переводчик. Ну, а если он куда-нибудь отлучался, то в ход идет язык жестов, при этом руки начинают показывать мини - сценки, а твоя голова пытается вспомнить какое-либо слово на английском или немецком языке, которое ты знаешь… Раз в два дня у нас устраивался национальный вечер, на котором представители рассказывали о том, как они живут, чем сами увлекаются и т.д. Две недели общения с разными людьми на проекте оставили очень много положительных эмоций и впечатлений. Теперь я немножко расскажу о главном участнике этого проекта - озере Байкал. Первое, что меня поразило, когда я увидел озеро, - это вода. Такой прозрачной я не видел ни в одном озере. При этом ее цвет при разном освещении солнца менялся от прозрачного до голубого и даже синего. На противоположной части берега виднелись очертания гор. После первой ночи, утром к нам пожаловал гость – нерпа. Все утро мы наблюдали за этим чудным животным в бинокль. Около полутора недель она не покидала воды близ нашего лагеря, наблюдая за нами издалека. Еще на Байкале удивили меня туманы: наступает вечер, и ты оказываешься в облаке, на расстоянии двух метров ничего не видно, а на фоне света фонарика мелькают мелкие капельки. После всего этого увиденного я задавал себе вопрос: и здесь хотели построить нефтепровод?! …За две недели общими усилиями построили 300 метров тропы. Работа была несложной и сильно не утруждала, в день мы работали по 6 часов. Большинство проходящих мимо туристов благодарило нас. Ведь наша тропа отличается от «дикой» своей безопасностью. «Дикие» тропы, как правило, очень узкие (не более 30 см) и покатые - нетрудно упасть. Наша тропа всегда ровная и шириной не менее 60 см. …Эти две недели волонтерского проекта были одним из лучших путешествий в моей жизни. Очень много положительных эмоций и впечатлений осталось после этого проекта. И, как любит говорить мой новый байкальский друг- Игорь: - «Life is beautiful» - жизнь прекрасна. Виктор НИКУЛКИН. Экологический клуб Алтайского госуниверситета
РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 2-4 ноября 2006 года в г. Томске состоялась региональная научно-практическая конференция по теме: «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы». ЕЕ ЦЕЛИ Совершенствование экологического образования, активизация природоохранной деятельности в учреждениях образования, обмен педагогическим опытом. КТО В НЕЙ УЧАСТВОВАЛ? Руководители и учителя общеобразовательных учреждений; преподаватели лицеев, колледжей, вузов; педагоги дополнительного образования; воспитатели дошкольных образовательных учреждений; руководители методических объединений, курирующие вопросы экологического образования; библиотекари; специалисты органов управления образованием, курирующие вопросы экологического образования; представители общественных организаций. 256 человек из Томска и Томской области, делегации из Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской областей приняли участие в работе секций. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Участники конференции пришли к следующим заключениям: - вопросы экологии и здоровья остаются важнейшими для выживания населения в современных экологических и социально-экономических условиях; - непрерывное экологическое образование - это важнейший фактор продвижения общества по пути развития гармонии с природой, оно направлено на изменение сложившихся стереотипов мышления и поведения, на принятие каждым человеком новых принципов этики, культуры, соответствующих законам развития биосферы; - экологическое образование, являясь естественнонаучным фундаментом понимания экологических проблем и идей устойчивого развития, сохраняет приоритет в становлении экологической культуры в обществе; - природоохранные акции, являясь традиционными, охватывают широкие слои населения области; - общественные экологические организации, в том числе и детские, оказывают помощь населению в выявлении и решении местных экологических проблем, привлекают внимание к ним органы исполнительной власти и СМИ; - информационные ресурсы библиотек служат базой данных для получения знаний по экологии и устойчивому развитию. ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ? Конференция считает, что для развития в Томской области системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения для целей устойчивого развития, необходимо: • признать целесообразным создание Координационного Совета по вопросам непрерывного экологического образования; • одобрить «Стратегию развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2006-2010гг. « и утвердить ее Департаментами общего образования и природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Томской области... Есть и ряд других предложений. • поручить Координационному Совету курировать создание областных целевых программ по проблемам природопользования; • предусмотреть в развитии местного самоуправления механизмы взаимодействия школы и различных ведомств при решении экологических и социальных проблем микрорайона или населенного пункта; • обеспечить преемственность и непрерывность целей и содержания экологического образования для устойчивого развития на всех ступенях образования с учетом интегративности, междисциплинарности и профильности обучения; • общественным организациям, СМИ распространять и тиражировать успешный опыт в области экологического образования и образования для устойчивого развития. • ВНЕСЕНЫ И ДРУГИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Пожалуй, главное, что мы понимаем все более полно: формирование общественного мнения по состоянию окружающей среды и здоровью населения должно осуществляться путем постоянного просвещения и информирования разных слоев населения. Елена РЕПЕТУНОВА, экологический клуб Алтайского госуниверситеа |