Биоэтика. Новая тема в нашей газете
ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Биоэтика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в конце 60-х — начале 70-х гг. прошлого столетия в США. Термин «биоэтика» предложил в 1970 г. американский онколог Ван Ренсселер Поттер. Он призвал объединить усилия представителей гуманитарных наук и естествоиспытателей (прежде всего биологов и врачей) для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни людей. По Поттеру, «наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента — биологическое знание и общечеловеческие ценности». Исходя из этого, он предложил для ее обозначения термин «биоэтика». Впрочем, довольно скоро смысл термина существенно меняется. На первое место выходит междисциплинарное исследование антропологических, моральных, социальных и юридических проблем, вызванных развитием новейших биомедицинских технологий (генетических, репродуктивных, трансплантологических и др.). В 70-е годы в США создаются первые исследовательские и образовательные центры биоэтики, а изучаемые ею проблемы начинают привлекать самое пристальное внимание политиков, журналистов, религиозных деятелей, вообще самой широкой публики. В следующем десятилетии биоэтика весьма быстро получает признание в Западной Европе, а с начала 90-х гг. — в странах Восточной Европы (включая Россию) и Азии (прежде всего в Японии и Китае).
ОТЛИЧИЕ ОТ ОБЫЧНОЙ ЭТИКИ Основная задача биоэтики — способствовать выявлению различных позиций по сложнейшим моральным проблемам, которые лавинообразно порождает прогресс биомедицинской науки и практики. Можно ли клонировать человека? Допустимы ли попытки создания генетическими методами новой «породы» людей, которые будут обладать высокими физическими и интеллектуальными качествами? Нужно ли спрашивать разрешения у родственников умершего при заборе его органов для пересадки другим людям? Можно и нужно ли говорить пациенту правду о неизлечимом заболевании? Является ли эвтаназия преступлением или актом милосердия? Биоэтика призвана способствовать поиску морально обоснованных и социально приемлемых решений этих и подобных им вопросов, которые встают перед человечеством практически ежедневно. Читатель, однако, вправе спросить: зачем понадобилось создавать биоэтику, ведь на протяжении веков медицина и наука самостоятельно решали аналогичные проблемы? В самом деле, все знают, к примеру, о клятве Гиппократа, которая много столетий является фундаментом профессиональной этики врачей. Основное отличие биоэтики от традиционной, гиппократовской этики — в том, что последняя носит сугубо корпоративный характер. Она рассматривает врача в качестве единственного морального субъекта, воздействующего на пациента, который пассивен (собственно, само латинское слово «пациент» и обозначает того, кто пассивно претерпевает воздействия извне) и не принимает участия в выработке жизненно важных для него решений. Биоэтика же исходит из идеи «активного пациента», который, будучи моральным субъектом, вступает в сложные диалогические (а подчас и конкурентные) отношения с другими субъектами — врачами и учеными. Традиционные ценности милосердия, благотворительность, ненанесение вреда пациенту, нравственная ответственность медиков нисколько не отменяются. Просто в нынешней социальной и культурной ситуации они получают новое значение и новое звучание Гораздо больше внимания уделяется моральной ценности индивида как уникальной и неповторимой личности. В центре морального сознания оказываются идея автономии человека, его неотчуждаемое право (закрепляемое международным и национальным законодательством) самостоятельно принимать наиболее важные решения, касающиеся его собственной жизни. Отметим также, что если врачи или биологи как эксперты обладают наиболее достоверным знанием, к примеру, о том, как технически клонировать человека, то вопрос о моральной или правовой допустимости подобных действий находится вне их профессиональной компетенции. Именно поэтому биоэтику развивают представители целого ряда дисциплин: врачи, биологи, философы, богословы, психологи, социологи, юристы, политики и многие другие. В этом смысле биоэтика представляет собой междисциплинарный феномен. Проблемы, порождаемые прогрессом биологии и медицины, столь трудны и многообразны, что для их решения необходимы совместные усилия людей, обладающих разными видами знания и опыта. И еще одна важная особенность биоэтики. История показывает, насколько опасно пытаться навязать обществу одну на всех систему идеологических, национальных, религиозных или иных ценностей. Все мы различаемся по своим ценностным предпочтениям, но в то же время мы все граждане одного общества. Необходимо, несмотря на все различия и, более того, в полной мере уважая их, формировать навыки совместной жизни, в которой каждый вправе быть отличным от других. Поэтому биоэтика не просто изучает моральные проблемы, порождаемые научно-техническим прогрессом, но и участвует в формировании новых политических институтов, характерных для плюралистического общества. Особую роль в этом играют этические комитеты. Это социальный институт, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских учреждениях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах (парламентах, президентских администрациях), международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.). Важную роль в деятельности этих комитетов играют представители общественности, связанные с мощными правозащитными движениями. Роль общественности в развитии биоэтики отражена во многих международных и национальных законодательных актах. «Стороны должны позаботиться о том, чтобы фундаментальные проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины (в особенности социально-экономические, этические и юридические аспекты), были подвергнуты широкому общественному обсуждению и стали предметом надлежащих консультаций...» (Конвенция Совета Европы «О защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине», статья 28) Кроме того, биоэтические идеи развиваются и социально реализуются в рамках различных общественных организаций и движений. Достаточно упомянуть независимые врачебные ассоциации, организации защиты прав пациентов, прав животных, сторонников и противников права на аборт и т. д. Необходимым условием компетентного участия людей в обсуждении и решении острейших проблем, порождаемых новыми биомедицинскими технологиями, является улучшение качества и расширение сфер биоэтического образования. В России с 1999 г. курс биоэтики стал обязательным для медицинского образования. Преподается она и тем, кто обучается другим медицинским специальностям, а в некоторых вузах — биологам, философам, юристам, психологам. Изданы отечественные и переводные учебные пособия, проводятся конференции и семинары. Вместе с тем отечественная система биоэтического образования нуждается в совершенствовании.
Права пациента Право на охрану здоровья признается в современном мире как одно из фундаментальных неотчуждаемых универсальных прав человека. Многочисленные международные декларации (ВОЗ, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.) дают детальные рекомендации, касающиеся стратегических аспектов защиты права на охрану здоровья. Гарантии медицинского обслуживания предоставляются и населению в целом, и отдельным категориям граждан: беременным и матерям, военнослужащим, заключенным, инвалидам, пожилым. Особое значение имеет 30-я статья «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», гарантирующая основные права пациентов: «При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; • выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; • проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; • сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении...; • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство...; • отказ от медицинского вмешательства...; • получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья..., а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; • получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования; • возмещение ущерба... в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; • допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения». Нетрудно заметить, что сформулированные в законе права пациентов основываются на правилах и принципах биоэтики. К сожалению, декларируемое в современной России конституционное право граждан на охрану здоровья оказывается экономически и политически необеспеченным.
НОВЫЙ ПРОЕКТ ЖУРНАЛИСТОВ И ЮНЕСКО На XI фестивале журналистов «Вся Россия» одним из самых интересных событий стал, на мой взгляд, «круглый стол», проводимый ЮНЕСКО и Союзом журналистов России, посвященный проблемам биоэтики. Так стартовал в России новый проект этих двух организаций. «Круглый стол» вела секретарь Союза журналистов Надежда Ажгихина и эксперты ЮНЕСКО профессора Борис Юдин и Павел Тищенко. О том, что такое биоэтика и рассказывает наша сегодняшняя страничка. А о самом проекте взаимодействия журналистов России и представителей ЮНЕСКО мы расскажем в следующем номере после семинара в Москве «Биоэтика и СМИ», который состоится 1 ноября и на который наша редакция получила приглашение. – Биоэтика, – говорят эксперты ЮНЕСКО Б. Юдин и Н. Тищенко, – наука, основанная на новых принципах. Один из них – взаимодействие со средствами массовой информации. После семинара мы надеемся, что этот журналистский проект, возможно, будет реализовываться и у нас, на Алтае. А пока добавим, что мы провели экспресс-опрос своих коллег и ни один из них не смог сказать, что такое биоэтика… Это не в обиду коллегам (на «круглом столе» сам я в таком же положении был: понимать – понимаю, а сказать не могу), это в обоснование проблемы. Так что – до встречи в новой теме, наши читатели.
Первая предпосылка – экологическое движение Первой важнейшей предпосылкой формирования биоэтики является идеология экологического движения. Влияние экологического мышления на биомедицину особенно ускорилось в связи с многочисленными фактами неблагоприятного воздействия традиционно применяемых лекарственных средств на организм человека. Целью биомедицинской науки стала не только разработка новых терапевтически эффективных лекарственных препаратов или медицинских технологий, но и предотвращение их побочных негативных воздействий. Причем достижению последней цели уделяется не меньше, а подчас и значительно больше времени и средств. В результате резко возросло время между синтезом новой терапевтически активной субстанции и началом ее клинического использования. Если в начале 60-х годов оно составляло несколько недель, то в начале 80-х достигло 10 лет. При этом стоимость разработки увеличилась в 20 и более раз. Безопасность, т.е. предотвращение негативных эффектов действия лекарства, превратилась в одно из быстро развивающихся направлений медицинской науки. Не случайно, Ван Ренсселер Поттер ввел первоначально термин «биоэтика» именно для обозначения особого варианта экологической этики. Однако в научной и учебной литературе распространение получила трактовка термина «биоэтика», предложенная примерно в то же время американским медиком Андре Хеллегерсом. Он использовал этот термин для обозначения междисциплинарных исследований моральных проблем биомедицины, связанных с необходимостью защиты достоинства и прав пациентов. |