Чудесное дерево – липа Продолжение. Начало в №1-2 2010 год ЛЕС – ЛИПНЯК Как здесь свежо под липой густою Полдневный зной сюда не проникал, И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал. Афанасий Фет
Если в солнечный летний день войти в лес-липняк, то сразу почувствуешь, как легко становится дышать, какой здесь чистый воздух. Цветущая липа пахнет медом. Этот аромат привлекает большое количество насекомых, особенно пчел, без которых цветки липы не могли бы опыляться. Запах липы пчелы чувствуют за три километра. Собирая нектар, они переносят пыльцу с цветка на цветок, с одного дерева на другое, опыляя их. Липовый нектар богат различными полезными для организма веществами. В нем много витаминов, минеральных солей, органических кислот. Семена, прежде чем прорасти, долго (больше года) лежат в земле. Всходы липы имеют две семядоли, по виду схожие с руками человека, сложенными у основания кистей. Они нежны, боятся затемнения и растут медленно.
ЦВЕТОК ЛИПЫ Цветы липы необычные – каждый из них похож на золотое ювелирное украшение очень тонкой работы. А каково его строение? Цветок снабжен узким прицветным крылом. Посмотрите внимательно на него. У раскрытого цветка пять зеленоватых чашелистиков и пять желтовато-белых лепестков, многочисленные тычинки разошлись, изогнулись в стороны. В середине цветка находится пушистый комочек завязи, а в глубине скапливаются капли душистого сладковатого раствора-нектара.
Липа цветет. И опять над бульваром Будто разлит одуряющий мед Будто охвачен пахучим пожаром Город, в котором липа цветет. Г. Метельский
ЦЕЛЕБНАЯ СИЛА В древности целебную силу приписывали не только цветам, но даже целым деревьям, особенно старым могучим липам. Древние германцы в надежде на исцеление приносили под ветви раскидистых лип своих детей. В Швеции, где люди верили в свою родственную связь с деревьями, тщательно охранялись старые липы, считавшиеся родоначальниками древних фамилий. Одна из лип, имевшая три ствола, отходивших от корня, считалась предком трех родственных фамилий, к одной из которых принадлежал известный ботаник XVII века Карл Линней. Предание гласит, что после вымирания одной из трех фамилий засыхал один из стволов. У многих народов липа почиталась как символ доброты и щедрости. ДЕРЕВО БОГИНИ Древние славяне считали липу деревом богини любви и красоты Лады, вокруг старых лип девушки водили хоровод. В Европе липа считалась священным деревом. Ее высаживали во дворах замков, на городских площадях. Под липами проходили собрания, на которых решались общие дела. На Кавказе липу тоже почитали как священное дерево. Срубить или сжечь липу считалось величайшим проступком. Ее старались высаживать вокруг храмов, и до сих пор некоторые старинные церкви утопают в зелени лип.
ЛИПА В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ В устном народном творчестве липа и дуб часто противопоставляются друг другу, и возможно, одна из причин этого – мягкость липовой древесины и твердость дубовой. «Девки липовые, а парни дубовые», – говорится в русской поговорке. И совсем не случайно в Прибалтике существовал в старину обычай вырубать в лесу очеп – жердь, на которую подвешивали колыбель, с новорожденными, для девочки из липы, а для мальчика – из дуба.
ОДНАКО Липа – одно из тех деревьев, части которых так или иначе используются человеком. Во многих местах свежие ветки с листьями шли на корм домашним животным. Сочные и мягкие, лишенные горечи молодые весенние листья в некоторых местах употребляли в пищу. Да и сейчас они идут на приготовление витаминных салатов.
ЛЕСНОЕ УДОБРЕНИЕ Опавшие осенью листья липы работники леса называют лесным удобрением. Ведь листья липы содержат довольно много кальция и быстро перегнивают. Если весной под дубом еще лежат прошлогодние побуревшие листья, то под липой листьев уже не найдешь.
ЛИПОВЫЕ ОРЕШКИ Осенью на липе появляются мелкие орешки, которые держатся на ветвях почти всю зиму. Они содержат до 12% жирного масла, напоминающего миндальное. Зимой, когда сорванные с дерева орешки падают на снежный наст, их охотно собирают мыши. Тот, кому приходилось лакомиться в зимнюю пору липовыми орешками, надолго запомнил их особенный неповторимый вкус.
ОБУВЬ ИЗ ЛИПЫ Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам. Для русского человека плетеная лыковая обувь была также традиционна, как для крестьянина Западной Европы деревянные башмаки. Лыко для плетения обуви снимали с деревьев не старше десятилетнего возраста. Проведя ножом на стволе продольные надрезы, заготовщики снимали с каждого дерева четыре узкие ленты. После удаления верхней корочки лыковые ленты размачивали и приступали к плетению.
ЭХ, ЛАПТИ, ДА ЛАПТИ МОИ… Самой распространенной обувью были лапти. С ними связано множество поверий и обычаев. Так, в Орловской губернии проращенные семена огурцов выносили в огород на посадку обязательно в лапте. Крестьяне верили, что огуречные плети будут такими же длинными, как оборы лаптей, а сами огурцы крепкими и сочными. В Калужской губернии лапоть выступал в роли «куриного бога». Его вешали на насесте, чтобы куры не ходили по чужим дворам, и яйца несли не в лопухах, а в своих гнездах. В Курской губернии парень преподносил подарок своей избраннице лапти. Если парень не нравился девице, то подарок отвергался, но если подарок был принят, жених мог смело засылать сватов. Уральские старообрядцы считали лапти божьей обувью. Умерших они хоронили только в лаптях, видимо, считая, что единственно достойная обувь, в которой можно предстать перед богом. Ради пары лаптей надо было ободрать три пятилетних деревца, а в год русский крестьянин снашивал около 40 пар. Давно прошло время лыковой обуви, и теперь только в сувенирной лавке можно купить маленькие лапотки-сувениры. В каждой крестьянской семье достаточно кожаной и резиновой обуви, но нет-нет да встретишь где-нибудь в глубинке упрямого старика, идущего в лаптях на покос и утверждающего, что лучшей обуви для покосных работ не сыскать. Вот эти-то старики и хранят еще секреты плетения лыковой обуви.
НА СЛУЖБЕ У ПАРТИЗАН Во время Великой Отечественной войны лапти сослужили добрую службу партизанам. Так, например, на ответственные задания партизаны Черниговщины выходили только в лаптях, которые специально плел местный умелец. Оказывается, перед остальной обувью они имели большие преимущества – не оставляли четкого следа, а самое главное, след лаптей не брали фашисткие собаки. Вот такими чудесными свойствами обладает кора липы. Сравниться с ней может разве только кора березы.
ЛЫКО Всем известна считалочка про «зайца белого», который драл в лесу лыко и клал его под колоду. На самом деле заяц лыко не заготавливает, а просто-напросто лакомится сладкой и сочной корой. А вот белки, вороны и грачи действительно заготавливают лыко. Дерут они его с засохших ветвей, не причиняя дереву никакого вреда. Сухая корка, покрывающая лубяные волокна, осыпается, а гибкие и мягкие волокна остаются. Ими-то и устилают белки и птицы свои гнезда.
ПРИМЕНЕНИЕ КОРЫ Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека. Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. Делали это так. На стволах с двух сторон делали продольные разрезы. Затем деревянным клином отделяли от ствола два желоба-полуцилиндра. Снятую таким образом кору называли лубом. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него мастерили простейшую посуду под сухие продукты. Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное. Чтобы получить мочало, луб вымачивали в мочилах – каналах, вырытых в лесу около ручья или озера. Заготовленный весной или в начале лета луб загружали в канавы-мочила. Хорошо вымоченный луб развешивали сушить, а зимой привозили в деревню и пускали в дело. Связанные в пучок, вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку. Вязали из мочала кисти-помазки для побелки печей, делали щетки и ерши для мытья посуды, вили довольно прочные веревки и даже нитки для рыбацких сетей. Археологические раскопки показывают, что рыбацкие сети плели из мочала еще в эпоху неолита. О прочности веревок из мочала можно судить хотя бы по тому факту, что из них делали упряжь и путы для лошадей. На простейших деревянных станках деревенские мастера ткали рогожи, из которых шили кули, накидки для лошадей и многое другое. Древние германцы плели из мочала одежду – в основном плащи и пояса. В России в прошлом веке рязанские фонарщики делали дождевые плащи из лыковых мешков. Один угол куля-мешка вставляли в другой – и плащ готов. В старое время мочало широко использовали столяры как набивной материал для мягкой мебели. Мочало применяли и для лощения деревянной мебели. При чем применяли его так широко, что сам процесс лощения стали называть лублением.
|