Недропользование. Перспективы и проблемы развития на Алтае
Управление по недропользованию по Алтайскому краю (сокращенное наименование - Алтайнедра) является территориальным органом Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов Российской Федерации. К главным направлениям деятельности Алтайнедра относятся: организация государственного геологического изучения недр и обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы всех видов полезных ископаемых, имеющихся в крае, организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами, включая принятие решений о предоставлении права пользования недрами.
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Главной проблемой, с которой приходится сталкиваться при организации работ по геологическому изучению недр, является слабая материально-техническая база наших геологоразведочных предприятий. К тому же в последние годы катастрофическое положение сложилось с обеспеченностью квалифицированными специалистами геологического профиля. Сейчас мы в полной мере пожинаем плоды недальновидной государственной политики, проводимой в 90-е годы прошлого столетия, которая привела к развалу самой мощной в мире геологической отрасли, созданной в Советском Союзе. ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ Стабильно растущий объем геологоразведочных работ выполняется за счет собственных средств предприятий-недропользователей – владельцев лицензий на геологическое изучение, а также на геологическое доизучение с последующей добычей. Если в 2005 г. ими было произведено работ на 16,5 млн. руб., то в 2007 г. – на 77 млн. руб. В 2008 г., только за первое полугодие, предприятия затратили на геологоразведочные работы 80,5 млн. руб. У нас имеются горнодобывающие компании, ежегодно выполняющие значительные объемы буровых и горнопроходческих работ. Это прежде всего ОАО «Бурятзолото» (Новофирсовское месторождение рудного золота в Курьинском районе), ООО «ТехноКомплекс» (Белининское месторождение кобальт-никелевых руд в Целинном и Ельцовском районах). В ближайшие годы мы планируем многократно увеличить объем геологоразведочных работ за счет этого источника. Это связывается с вовлечением в промышленное освоение новых объектов рудного золота, полиметаллов, хрома, марганца, вольфрама, бурого угля. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ Большая работа проводится по лицензированию участков недр в целях геологического изучения и добычи полезных ископаемых. На 01.07.2008 г. на территории Алтайского края действовало 890 лицензий, в том числе на твердые полезные ископаемые (кроме общераспространенных) – 38, минеральные воды и лечебные грязи – 10, подземные воды – 69, одиночные скважины на воду – 757, геологическое изучение для государственных нужд – 16. Кроме того, действует 100 лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых. По результатам конкурсов и аукционов, в виде платы за участие в них, в качестве сбора за оформление и выдачу лицензий, государственной экспертизы запасов, а также платы за геологическую информацию о недрах предприятиями-недропользователями за 1 полугодие текущего года перечислено в федеральный бюджет 325 млн. руб. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Что касается проблемных вопросов, связанных с освоением участков недр, предоставленных в пользование, то по-прежнему оставляет желать лучшего выполнение владельцами лицензий условий лицензионного соглашения. Нередки случаи, когда предприятия систематически, из года в год, допускают нарушения существенных условий недропользования. С такими предприятиями ведется постоянная профилактическая работа совместно с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю. Крайней мерой является досрочное прекращение права пользования недрами. В настоящее время порядок досрочного прекращения регламентирован приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Это упорядочило нашу работу с недропользователями. В 2008 г. досрочно прекращено право пользования недрами по добыче поваренной соли месторождения озера Бурлинского ГП «Бурлинский солепромысел», запущена процедура отзыва лицензий на добычу россыпного золота у ЗАО «СА «Дорожная» (россыпь р.Быстрая в Солонешенском районе), ООО «АС «Кварц» (россыпь р.Куртачиха в Чарышском районе), ООО «Лазурит» (россыпь р.Баранча в Алтайском районе). До сих пор нередки случаи безлицензионной добычи подземных вод. НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНОВ Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что передачу объектов полезных ископаемых недропользователям тормозит несовершенство федерального законодательства, в частности, нестыковка Закона Российской федерации «О недрах» с «Земельным кодексом Российской Федерации». Так, в настоящее время государство, являющееся собственником недр, практически не может получить доступа к своей собственности и распорядиться ею без добровольного согласия владельцев земельных участков, под которыми находятся полезные ископаемые. Ряд положений Лесного кодекса Российской Федерации создает труднопреодолимые препятствия для проведения геологоразведочных работ, в том числе осуществляемых за счет средств государственных средств. Так, согласно Закону Российской Федерации «О недрах» срок проведения геологоразведочных работ на объекте не может превышать пяти лет, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ за счет бюджетных средств вообще три года. Между тем только процедура оформления разрешений на проведение работ в пределах лесных земель растягивается более чем на полгода. Существует еще ряд пробелов в законодательстве, которые требуют немедленного заполнения. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В своей работе по недропользованию Алтайнедра тесно взаимодействует с Администрацией края. Очевидно, в связи с многогранностью своей основной деятельности нам приходится работать с целым рядом структур исполнительной власти края: Главным управлением экономики и инвестиций, Комитетом по финансам, Управлением по строительству и архитектуре, Управлением по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству, Управлением по промышленности и энергетике, Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для повышения эффективности работы и более оперативного решения вопросов хотелось бы, чтобы в качестве взаимодействующего был определен один уполномоченный орган. Очевидно, это должно быть недавно образованное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды, сфера деятельности которого в наибольшей степени близка Алтайнедра. В настоящее время между нами в определенной мере выстроены деловые отношения. СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ Мы совместными усилиями добились принятия краевыми законодателями закона Алтайского края «О пользовании недрами в целях разработки месторождений полезных ископаемых», подготовили Порядок оформления и выдачи разрешений на пользование участками недр в пределах притрассовых карьеров с целью разработки резервов грунтов, утвержденный недавно Постановлением Администрации края, выработали порядок выдачи лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Специалисты Алтайнедра в июне текущего года приняли активное участие в организации и проведении открытого конкурса на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы Алтайского края в соответствии с краевой целевой программой. В настоящее время ведется совместная работа по разработке Ведомственной целевой программы «Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края на 2010-2011 г.г.». СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ… Нам представляется, что достигнутые положительные тенденции по взаимодействию наших структур следует развивать и в дальнейшем. Этому будет способствовать, по нашему мнению, заключение соглашения о взаимодействии между Алтайнедра и Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, включающее основные вопросы совместной деятельности в области недропользования, а также взаимные обязательства и ответственность сторон. А. ЗАЙЦЕВ, начальник Управления по недропользованию по Алтайскому краю, из выступления на комиссии
За чей счет? Государственное геологическое изучение осуществляется за счет трех источников финансирования: федерального и краевого бюджетов, а также собственных средств недропользователей. ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Наиболее важные задачи федерального уровня по наращиванию сырьевой базы стратегических видов полезных ископаемых решаются за счет средств федерального бюджета в рамках долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России. Приоритетными при этом являются геологоразведочные работы на золото, полиметаллы, уголь, хромовые и марганцевые руды. Объем финансирования постоянно растет. Если в 2005 г. произведено геологоразведочных работ на 34,1 млн. руб., в 2007 г. – на 113,4 млн. руб., то в текущем году лимит ассигнований составил уже 192,7 млн. руб. По этому показателю Алтайский край поднялся на 9 место среди субъектов РФ (без углеводородного сырья), обойдя, в частности, Кемеровскую область. В результате проведенных в последние годы исследований выявлен ряд перспективных на рудное золото объектов в Курьинском, Чарышском, Алтайском районах, расширены перспективы в отношении полиметаллических руд в Третьяковском районе, в настоящее время получены положительные результаты по бурому углю в Солтонском районе. ИЗ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА Финансирование работ по развитию минерально-сырьевой базы края из краевого бюджета сохраняется на относительно невысоком уровне. Так, в 2007 г. на эти цели получено 10 млн. рублей. В 2008 г. будут профинансированы работы в размере 16,1 млн. руб. До последнего времени в рамках краевой целевой программы «Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края» проводились только работы по поискам и оценке качественных питьевых подземных вод для нужд населения края. В результате удалось в той или иной мере решить проблему водообеспеченности ряда районов, прежде всего Кулундинской зоны, а также предгорной части края. Так, в 2006-2008 г.г. за счет средств краевого бюджета разведаны и утверждены запасы по месторождениям подземных вод: Грановское - для села Грановка Романовского района с запасами 0,25 тыс. м3/сут., Бобровское - для с.Бобровка Первомайского района с запасами 1 тыс. м3/сут., Тальменское - для с.Тальменка Тальменского района с запасами 6 тыс. м3/сут., Солонешенское - для с.Солонешное Солонешенского района с запасами 3 тыс. м3/сут., Шебалинское - для с.Шебалино Бийского района с запасами 0,5 тыс. м3/сут. |