Алтай. XXI век Возвращенные имена Свет уходящего дня
Друзьям Почему в эти трудные дни Мы так редко встречаемся с вами? Остаемся все чаще одни Со своими делами. Почему стали меньше дружить, Безоглядно делиться мечтами? Если стало скучнее нам жить Виноваты мы сами. Трудно верного друга найти, Не дружка - их у каждого много... Мы сегодня со всеми на ты, Но душа одинока.
ПРОЕКТ «АЛТАЙ. XXI ВЕК». Серия «Возвращенные имена». Эта книга - история целой жизни поэта-фронтовика. В ней все - любимый край, нелегкое детство, тяготы войны, боль утрат. Но главное - здесь сконцентрирован счастливый дар человека – видеть мир вокруг себя неповторимым. Автор этой книги Николай Михеев подтверждает истину, что талант дипломами не заработаешь и в землю за просто так не зароешь. Счастливый случай дарит миру и вам в том числе эту книгу, а «Имидж-студия Слободчиковых открывает ею книжную серию «Возвращенные имена». Стихотворения. Барнаул, 2007 г.
Финал Мякина - радость воробьиная - Переворошена давно. Отключена электролиния - Здесь ночью глухо и темно.
Бурьян, разросшийся кустарником, Как на нехоженой земле. Сама печаль - вагончик старенький, Полурастасканный уже.
А на столбе ворона серая В свой птичий сон погружена - Последний кадр последней серии Из фильма века - «Целина».
Нас вилок держать не учили За полным отсутствием их. Мы тонко стругали лучины Для всей нашей дружной семьи.
Вот их-то держать мы умели, Когда подавались на стол Вареники или пельмени В тот детский наш век золотой.
В простор нетронутого снега, В край первозданной тишины Рванулась ты с веселым смехом, Лукаво крикнув: «Догони!»
И вот мои запели лыжи, Рванулся следом за тобой, И с каждым шагом ближе, ближе Твой свитер - факел голубой.
Но вот уж рядом мы несемся И ты пощады просишь: «Стой...» Вдали к земле склонилось солнце, Как одуванчик золотой.
Под голубой полынный кустик Легла сиреневая тень. И почему-то стало грустно - Ушел еще один наш день...
Одуванчики Стоят у оград одуванчики, Как беловолосые мальчики. Под солнцем, под ветром, под ливнями Давно уже все отцвели они.
Другие цветы от их семени Появятся в пору весеннюю. И будет другая весна, Как в песне поется, красна.
Дотянем ли мы до нее, Уставшее сердце мое?..
Который год не пью и не курю, Все сердце берегу свое родное. Не жалуюсь, не плачу, не корю Судьбу за то, что сделала со мною.
Который год я не курю, не пью, А сердцу все больнее и больнее... Безропотно беду свою терплю И ко всему готов, как на войне я.
Пороша Деревьям припудрила плечи, Надела папахи на пни. И видно далече-далече В такие вот зимние дни.
Ни стужи пока и ни вьюги... На фоне вечерней зари На ветке, прижавшись друг к другу, Отходят ко сну снегири.
Только не было музыки там...
Северный ветер. Поземка. Дикий сибирский мороз. Стынут, качаясь, в потемках Лунные тени берез.
Худо тому, кто в дороге. Все ли вернутся назад... Стужей несет от порога, В окнах - серебряный сад.
От истока и до устья... Аналогии в поэзии бессмысленны, хотя часто просятся на язык или перо, особенно если речь заходит о новом авторе, о неизвестном никому стихотворце. Знакомство с поэзией Николая Михайловича Михеева - случай особый. Стихи его захватили меня с первых же строк и вели за собой в неизведанный, не сравнимый с известным ранее мир. Это и есть настоящая поэзия - когда все ново, неповторимо. Каждый из нас проживает ни с чем не схожую жизнь, мы все единичны, но далеко не всякий может передать полноцветье своего бытия в слове, в красках, в каких-то других формах искусства. Сие под силу таланту настоящему, отпущенному Создателем. Опыт жизни - школа для сихотворца бесценная, а опыта этого у Николая Михеева - отсыпать бы кому, да не дай Бог. Всякого повидал и натерпелся. Но вы не ждите жалоб в стихах, не ищите стенаний по поводу горькой доли инвалида. Поэт-летописец тем и отличен, что эпоха у него - это, прежде всего, человеческая судьба, а еще - свой взгляд и точный отсчет времени. Стихотворение «Обнова» - тому пример. Вот последнее четверостишие. Штаны на мне, правда, холщовые - Тогда щеголяли мы в них... Лет двадцать еще до Хрущева. Лет семь до начала войны. Пронзительны и живописны строки о местах, где проходили детство и юность автора. Николай Михеев своими стихами доказывает, что память человеческая не стирается, не изнашивается, она тоже, как и носитель ее, приобретает новый опыт, становится вглядчивее и порой очерчивает былое куда более яркими штрихами, чем было тогда, в том настоящем времени. «Старый барак», «Магазин», «Сенькин пруд» и многие другие - это не просто стихотворения, это очерки истории. Где те пьянки, скандалы, драки, Без которых и жизнь не жизнь. Уж не с этого ли барака Начинался наш коммунизм? У Николая Михеева все живое - даже «Запорожец» и комбайн. К невнятным шорохам и звукам, К незримой жизни, полной тайн Своим железным чутким ухом Прислушивается комбайн. Описания природы автора этой книги всегда связаны с неким событием в жизни лирического героя либо с его внутренним состоянием в минуту, когда он проходит по своей родной земле. В дни, когда тут водил отару я, В самый злой полуденный зной, Простирала береза старая Руки белые надо мной...
Потому и стою, волнуясь, И с логов не спускаю глаз... Здесь моя короткая юность В сорок первом оборвалась. Здесь остановлюсь, потому как в случае с Николаем Михеевым, мне кажется, автору предисловия надо просто поскорее уступить дорогу самим стихам. Читайте. Анатолий КИРИЛИН, член Союза писателей России. |