|
Западно-Сибирский гидрометцентр вновь опубликовал предупреждение: в Новосибирске сохраняются метеоусловия, неблагоприятные для рассеивания вредных примесей. Предприятиям рекомендовано продлить режим № 1, который означает сокращение вредных выбросов на 15 - 20%. Горожане и без объявлений ощущают: воздух грязный. Эколог, старший научный сотрудник НГУ Сергей Пащенко уверен: главные вредители - автомобилисты. Мы поговорили с ученым, и он подробно объяснил, в какой ситуации оказался сибирский мегаполис, а также предложил выход из ситуации.
- Сергей Эдуардович, расскажите сначала о том, какова ситуация в городе на данный момент. Почему над городом висит серая дымка?
- Для определения ситуации не нужны сложные исследования и современное оборудование. И понять это легко. Зимой у нас есть два вида температур. К примеру, на улице -30, но при этом мороз ощущается как -45. А бывает, что за окном -20, и при этом и ощущается эта температура адекватно, как -20. Эта разница между реальным показателем и ощущением зависит от ветра. Чем ветер меньше, тем разница меньше, но зато выше концентрация вредных примесей. Специалисты понимают: чем ветер сильнее, тем лучше для экологической обстановки. Хватит скорости 6 - 8 метров в секунду, чтобы город продуло и шапка из смога не нависала над нашими головами. Сейчас относительно потеплело, и скорость ветра упала практически до нуля. Это неблагоприятные условия. Все выбросы остаются в городе, при этом температуры остаются на том уровне, когда сибирякам приходится прогревать свои автомобили.
- Почему разговор именно о машинах? Все-таки заводы мощнее и наверняка дают больше вредных примесей.
- В общем объеме так и есть. ТЭЦ выбрасывает десятки тонн различных вредных примесей - список их большой, но на первом месте по опасности стоит бензапирен. Всего за год его выбрасывается 300 килограммов, однако этот объем экологи умножают на коэффициент опасности - у бензапирена он в миллионы раз выше, чем у других вредных соединений. Это страшный канцероген, хуже свинца, ракообразующее соединение. Он выбрасывается в атмосферу в процессе горения свалок, костров из покрышек и вместе с выхлопными газами машин. Именно автомобили выбрасывают 80% бензапирена в атмосферу, и только остальные 20% дают заводы. К тому же заводы выбрасывают вредные вещества на высоте от 50 до 300 метров - мы же вдыхаем в основном выхлопные газы машин, причем не тех, что мчатся по шоссе, а тех, что стоят ночью в наших дворах. В холода владельцы включают их на прогрев, и именно эти пары, которые получаются при холодном запуске, особенно вредны. Мы ими дышим и не хотим убирать машины из дворов.
- Ситуация наверняка общая для всех российских городов…
- Новосибирск все-таки выделяется. Мы живем в одном из крупнейших городов мира, находящихся в зоне морозов, где количество прогреваемых автомобилей больше, чем в остальных городах. Мы в этом плане рекордсмены: в Якутии, на полюсе холодов, морозы посерьезнее, но там вы не найдете столько машин. В Москве, наоборот, машин больше, но у них нет таких холодов. Вот и получается, что в нашем городе сходятся все факторы, приводящие к сложнейшей экологической ситуации.
- Канада - тот же климатический пояс. Что же, там все по-другому?
- В том-то и дело. В Канаде на парковки выводят электричество для подогрева двигателей. У нас сейчас есть некоторые граждане, которые из окон своих квартир тянут провода к своим же машинам, прогревая двигатели не с автозапуска, а электричеством, но это не вполне законно, а порой и рискованно. В Канаде же все происходит организованно и безопасно: на парковке стоят столбики, и любой желающий может подъехать и подогреть мотор с помощью тока. Топливо дорогое, электричество в нашей стране стоит гораздо дешевле, то есть это было бы логично - продумать подобную систему. Но мы продолжаем штрафовать заводы за лишние выбросы, не замечая истинных виновников смога. Почему бы не ввести штраф для автомобилистов? Было бы желание у законодателей - решение проблемы найти можно.
- Есть прогноз, столько еще времени новосибирцы будут дышать канцерогенами?
- Для прогноза не нужна какая-то дорогая аппаратура. Открываем сайт с прогнозом погоды, пусть даже на 10 дней, и смотрим на скорость ветра. С 2 по 12 февраля скорость составляет 1 - 2 метра в секунду, порой совсем штиль. Температура при этом держится на уровне -21, -22. Это значит, автомобилисты будут продолжать прогревать машины во дворах, а мы - дышать выхлопными газами.
https://www.nsk.kp.ru Фото: ВЛАД КОМЯКОВ
6 Февраля 2018 |
|