Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
Россия. За незаконный оборот древесины и рубки лесных насаждений в 2018 г. возбуждено порядка 5 тысяч уголовных дел
Вопросы усиления контроля за незаконными рубками и оборотом древесины остаются одними из наиболее актуальных для лесной отрасли.
За последние три года было зафиксировано 51,3 тыс. случаев незаконных рубок общим объемом в 4,5 млн кубометров древесины. Это составляет менее 1% от объемов разрешенного лесопользования. Об этом сообщил заместитель Министра природных ресурсов РФ – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, выступая 16 января 2018 г. на заседании Совета Федерации РФ.
«Сейчас противодействие незаконной заготовке древесины и ее нелегальному обороту осуществляется отраслевыми и правоохранительными органами на основе утвержденного Правительством РФ в 2018 году межведомственного Плана. Под руководством заместителя Председателя Правительства Алексея Гордеева на постоянной основе работает созданная в августе 2018 года Межведомственная рабочая группа», - отметил И.Валентик.
По мнению руководителя Рослесхоза, на сегодняшний день удалось сбалансировать позиции заинтересованных ведомств и сформировать комплекс мероприятий, который основан на адекватной профессиональной оценке ситуации. Ряд принятых мер уже позволяет системно урегулировать эти вопросы: благодаря системному подходу к решению проблемных вопросов в 2018 г. объем нелегальной рубки уже сократился на 35% и составил 1,06 млн кубометров. Для окончательного решения имеющихся проблем планируется принятие ряда других мер законодательного и организационного характера.
«Необходимо наделение Федерального агентства лесного хозяйства функциями государственного органа по ведению статистической отчетности в сфере заготовки и переработки древесины с обязательным использованием данных ЛесЕГАИС. Нужно установить единый для всей страны прозрачный порядок отпуска древесины гражданам для собственных нужд с использованием механизма электронной очереди и с предоставлением льготы», - подчеркнул И.Валентик.
По словам И.Валентика, в Лесной кодекс РФ требуется внести поправки, регулирующие работу пунктов скупки древесины, а лесные инспекторы должны получить полномочия по их контролю. Необходимо также ввести на уровне федерального закона требование по внесению защищенного сопроводительного документа на транспортировку древесины в ЛесЕГАИС. Документ будет содержать защищенную электронную информацию о партии древесины с указанием координат места ее заготовки, отгрузки, что поможет подробно отслеживать передвижение продукции.
«Сегодня технологическая возможность есть, - отметил он, - карточка с RFID-меткой разработана, протестирована, может работать, а значит, в закон можно вносить уже заранее выполнимое, проверенное требование».
В качестве примера глава Рослесхоза привел Иркутскую область, где проводился пилотный проект на основании использования ЛесЕГАИС. Принятие регионального закона о пунктах отгрузки древесины в Иркутской области, введение электронного сопроводительного документа позволило упорядочить деятельность пунктов приема и отгрузки древесины. За год, согласно данным дистанционного мониторинга, значительно уменьшилось и количество незаконных рубок, и пунктов обработки древесины, созданных для легализации древесины, заготовленной незаконным образом.
Незаконные или необоснованные санитарные рубки И. Валентик назвал еще одним источником теневого оборота древесины. При этом он отметил, что после принятия федерального закона № 455 в 2016 г., которым был установлен механизм публичного контроля за санитарными рубками, произошло резкое снижение их количества. За период действия закона было не согласовано 10,5 тысяч актов обследования, что предотвратило необоснованное проведение санрубок на площади 177 тыс. га (30% от общей площади назначенных мероприятий).
В 2018 г. по статье 191.1 Уголовного кодекса РФ (незаконный оборот древесины) возбуждено 195 дел и 145 направлено в суд. По статье 260 Уголовного кодекса (незаконная рубка лесных насаждений) порядка 4750 дел направлено в органы МВД органами власти субъектов Российской Федерации.
В Федеральном агентстве лесного хозяйства также разрабатываются мероприятия по увеличению численности лесной охраны, оснащению ее современным оборудованием и необходимым уровнем социальных гарантий. На ближайшие 3 года в госпрограмме уже предусмотрено финансирование в объеме 1,1 млрд. руб. для приобретения около двух единиц лесопатрульной техники. Кроме того, в рамках национального проекта «Экология» до 2024 г. предусмотрена закупка лесопожарной и лесохозяйственной техники на сумму около 22 млрд рублей.
В завершение И.Валентик отметил, что указанные меры в настоящее время уже находятся в разной степени реализации в соответствии с Планом по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины и в ближайшей перспективе должны дать требуемый положительный результат.